Начало театральной деятельности
Владимир Белокуров родился в селе Нижний Услон (ныне Верхнеуслонский район
Татарстана) в многодетной семье сельского священника. Юноша учился в казанской
гимназии, затем работал униформистом в местном цирке, позже - в оперетте у
антрепренёра Григория Розенберга.
В 1918 году Белокуров окончил театральное отделение Высшего института народного
образования в Казани. После окончания института работал в труппе И. Н. Певцова в
Казанском драматическом театре (ныне Казанский академический русский Большой
драматический театр имени Качалова). Дебютировал актер ролью поручика
Долгорукого в пьесе Д. C. Мережковского «Павел I». В последующие годы на сцене
Казанского драмтеатра им были сыграны: Костылёв в спектакле «На дне» М. Горького,
Яша в «Вишнёвом саде» А. П. Чехова, Шприх в «Маскараде» М. Ю. Лермонтова, Кудряш в
«Грозе» А. Н. Островского.
Театр Революции
В 1924 году двадцатилетний Владимир Белокуров уехал из Казани в Москву. В столице он
поступил в Театр имени МГСПС (будущий Театр имени Моссовета). Однако там он
проработал меньше года и уже осенью 1924 года перешёл в Театр Революции (ныне
Московский академический театр им. В.Маяковского).
Театру Революции Владимир Белокуров отдал 12 лет. За эти годы им было сыграно более
тридцати ролей, как в пьесах современного репертуара, так и в классических
постановках. Среди лучших его работ стали: Меркуцио в «Ромео и Джульетте»
Шекспира, Белогубов в «Доходном месте» Островского, партиец Андрон в «Моём друге»
Н. Ф. Погодина.
В эти же годы Владимир Белокуров начал заниматься педагогической деятельностью в
театральной школе юниоров и в училище при Театре Революции.
МХАТ
В 1936 году Владимир Белокуров перешел в Московский художественный академический
театр, где проработал всю оставшуюся жизнь. Начинал актер с ролей Лёньки в «Земле»
Николая Вирты, Отшельникова в «Половчанских садах» Л. М. Леонова, в пьесе А. С.
Грибоедова «Горе от ума», Родэ в «Трех сестрах» Чехова.
Очень скоро Владимир Белокуров стал ведущим актером театра. Большую известность
актеру принесла роль Чичикова в «Мертвых душах». Впервые в этой роли Белокуров
вышел на сцену за несколько дней до начала войны, заменив Василия Топоркова. Внеся
в создание образа свою трактовку, актер получил признание зрителей. «Мертвые
души» с Белокуровым вошли в золотой фонд МХАТа. Более тридцати лет спектакль
оставался в репертуаре, радуя зрителей.
Всего на сцене МХАТа Владимир Белокуров сыграл около 50 ролей. Помимо
вышеупомянутых это: Яша в «Вишнёвом саде» (1945), лакей Григорий в «Плодах
просвещения» Л. Н. Толстого (1951), Лопахин опять же в «Вишнёвом саде» (1958), Нечай в
пьесе «Над Днепром» А. Е. Корнейчука (1961), Городничий в гоголевском «Ревизоре» (1967),
Гровс в спектакле «Обратный счёт» (1970) и многие другие.
Кино
В кино Владимир Белокуров дебютировал в начале 30-х. Его первой его киноработой
стала роль аудитора-заики в фильме Василия Фёдорова «
Мёртвый дом» (1932),
снятому по роману Ф. М. Достоевского. Затем были: Вася Гнедочкин в фильме «
Конец
полустанка», прокурор Коммуны Рауль Риго в «Зорях Парижа».
Всенародную славу актеру принесла роль Валерия Чкалова в одноименном фильме
Михаила Калатозова. Фильм вышел на экраны после начала Великой Отечественной
войны и имел очень важное значение для всего советского народа. Образ знаменитого
летчика, почти былинного богатыря, вселял надежду простым людям в победу над
фашизмом. Ценность этой работы заключается и в том, что Чкалов в исполнении
Владимира Белокурова при всем его героизме получился не плакатным, а настоящим,
живым человеком. Как трогательны были сцены его отношений с женой и сыном!
В 1945 году Белокуров снялся в одном из первых советских военных детективов «
Поединок» режиссера Владимира Легошина. Актеру досталась очень
интересная роль - матёрого диверсанта Вейнингера. Вместе со своим героем
Белокурову довелось перевоплощаться, играя разные характеры. Именно после этой
работы за ним закрепилось амплуа разнопланового, характерного актёра.
Очень много и разнообразно актер снимался в 50-е и 60-е годы. Он стал настоящим
мастером ролей второго плана. Яркие, разноплановые герои Белокурова не оставляли
равнодушными зрителя. Это и один из главарей Третьего рейха Мартин Борман в
фильме Михаила Ромма «
Секретная миссия» (1950), и академик Чаплыгин в биографической ленте «
Жуковский» (1950), и боцман в легендарной комедии «
Полосатый
рейс», и водитель БелАЗа в комедии «
Королева бензоколонки», и Лева Задов в «Хождениях по мукам».
Снялся Владимир Белокуров и в знаменитой приключенческой трилогии о неуловимых
мстителях, поставленной режиссером Эдмондом Кеосаяном. Причем в каждом из трех
фильмов актер сыграл разные роли. В «Неуловимых мстителях» он создал
незабываемый образ отца-философа. Это ему принадлежат фразы: «Пей, грешник,
привыкай к трапезе нашей» и «Окромя гитары у тебя в руках-то ничего не держится». В
«Новых приключениях неуловимых» Белоусов играл уже метрдотеля, а в «Короне
российской империи» актер предстал в образе «лохматого императора», составив
замечательный дуэт с «лысым императором» в лице Ролана Быкова.
Навеки в памяти
Владимир Белокуров работал много и самозабвенно. Кино, театр, преподавательская
деятельность. Начав преподавать еще в Казани, он затем с 1934 до 1948 года преподавал в
ГИТИСе, и с 1946 года до конца своих дней - во ВГИКе. Среди учеников Владимира
Вячеславовича - ставшие впоследствии знаменитыми актерами: Людмила Аринина и
Нина Гребешкова, Ариадна Шангелая и Валентина Теличкина, Екатерина Васильева и
Ингрид Андринь, Ия Арепина и Валерий Рыжаков, и многие-многие другие.
Умер Владимир Белокуров в Москве 28 января 1973 года. Похоронен на Новодевичьем
кладбище.