Театр
Алексей Глазырин родился 1 августа 1922 года в городе Глазове (в то время Вотская
автономная область, а ныне - Удмуртская Республика). Ему не исполнилось и
девятнадцати, когда началась Великая Отечественная война. С 1942 года Алексей
Глазырин принимал участие в работе театральной фронтовой бригады. Награжден
медалью «За оборону Москвы».
В 1944 году Алексей Глазырин окончил Государственный институт театрального
искусства, где обучался на курсе В. В. Белокурова. Свой путь на сцене актер начал в
Таганрогском театра имени Чехова. Затем, в 1951-1952 годах служил в Ростовском-на-Дону
драматическом театре имени Горького, а в 1954-1961 годах - в Новосибирском театре
«Красный факел».
В 1961 году Алексей Глазырин перебрался в Москву, где был принят в труппу
Московского театра имени К. С. Станиславского. Одна из его самых известных работ -
роль Ленина в спектакле «Шестое июля» (1965). Последний год своей жизни актер
работал в Московском театре-студии киноактера.
Кино
Сниматься в кино Алексей Глазырин начал на региональных киностудиях. В 1956 году он
сыграл небольшую роль директора завода в драме «
В
погоне за славой», поставленной режиссером Рафаилом Гольдиным на Свердловской
киностудии, в 1958-м - роль Ростовцева в фильме Алмаатинской киностудии «
Мы из Семиречья».
Широкому зрителю актер стал известен после выхода в 1964 году на экран военной
драмы Александра Столпера «
Живые и
мертвые», в которой героем Алексея Глазырина стал старший политрук Алексей
Денисович Малинин. Фактура актера, его индивидуальность, внутренняя цельность и
мощь характера определили дальнейшее амплуа. В последующие годы Алексей Глазырин
создавал на экране образы крепких мужчин, наделенных несгибаемым характером.
Среди его персонажей: матрос Сонин в историческом фильме «
Ярость», колхозный механик Павел
Васильевич Дюжев в социальной драме «
На диком
бреге», сотник в мистическом фильме «
Вий», профессор-эпидемиолог Николай
Петрович Баландин в производственной драме «
Карантин». Несколько
особняком стоит роль Алексея Глазырина в военном фильме «
Щит и меч», в котором актер
перевоплотился в образ коварного и жесткого майора абвера Акселя Штейнглица.
Свою самую главную и лучшую роль в кино Алексей Глазырин сыграл в 1970 году в
социальной драме режиссера Андрея Смирнова «Белорусский вокзал» - пронзительной
истории о ветеранах, фронтовых друзьях, встретившихся спустя четверть века после
окончания войны. Алексей Глазырин сыграл одного из этих друзей - бывшего
командира сапёрной роты, а ныне директора завода, крепкого хозяйственника
Виктора Сергеевича Харламова. Компанию актеру составили настоящие звезды нашего
кинематографа: Евгений Леонов, Анатолий Папанов, Нина Ургант и Всеволод Сафонов.
Премьера фильма состоялась 5 апреля 1971 года, а спустя несколько дней - 13 апреля -
Алексея Александровича не стало. Он скоропостижно скончался на сорок девятом
году жизни. Рассказывают, что актер потянулся рукой к зазвонившему телефону, и в
этот момент не выдержало сердце... Похоронили Алексея Глазырина на Введенском
(Немецком) кладбище.