Калмыков Анатолий Егорович родился 5 января 1951 года. Артист эстрады, цирка, кино.
Популярный клоун 70-80-х годов.
В 1972 окончил отделение клоунады
Циркового училища,
В 1982 - режиссерское отделение ГИТИСа.
В 1972 - 1980 гг. работал клоуном в цирке,
В 1980 - 1990 гг. - артист Москонцерта.
С 1990 г. работает по договорам.
Анатолий Калмыков - мастер эпизода. Появляясь на экране порой на мгновения, он
создает законченный характер. Обычно это так называемый «маленький человек» -
нелепый, трусоватый, нервный, затюканный жизнью мужичок. Иногда - плут, иногда -
сама простота. Многие такие работы сам актер не любит вспоминать, хотя тот же
бессловесный клерк в мюзикле «
Рецепт ее молодости» - филигранная работа.
Среди лучших ролей Калмыкова: «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» (Тамошник), «
Не хочу быть взрослым» (клоун), «
Фонтан» (Славик), «
Курортный роман» (зам.директора гостиницы), «
Нина. Расплата за любовь» (сосед),
«Сыщики» (Мотыльков), «МУр есть МУР» (вор Судаков), «
Золотой
теленок» (Гаргендюа).
В сериале «
Цирк»
Калмыков сыграл единственную пока главную роль - артиста Ильина.
Как каскадер участвовал в фильмах: «Адъютант его превосходительства»,
«Освобождение», «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» и других.
Одно время и на арене, и на эстраде выступал в образе хилого напарника большой
женщины, проделывая чудеса акробатики.
Снимался в эпизодах во многих популярных кинокомедиях, в рекламе (запомнился
зрителям, как «Белый орел» и страстный любитель «Рондо»), а также более чем в 20
выпусках «Фитиля».
Интервью газете «Квартирный ряд» от 20 июля 2006 года
Анатолий Егорович - профессиональный клоун и режиссер эстрады. Он объездил почти
весь мир, ему рукоплескали Мулен Руж, Казино де Пари и Фридрихштадтпаласт. А еще он
- исполнитель сложнейших каскадерских трюков.
- Анатолий Егорович, что такое дом в вашей жизни?
- Ну, точно, не стены. Для меня дом - это, прежде всего, моя семья - жена и сын,
которому сейчас 27.
- Вы, я знаю, родились на Сахалине. Каким вспоминается отчий дом?
- Жили мы весьма скромно, тем не менее, всегда были тепло одеты и хорошо накормлены.
Обретались в одном из оставшихся после войны японских домов - с раздвижными
дверями и циновками на полу. И в такие японские дома селили наших офицеров. Из
мебели имелись только солдатские металлические койки. Снабжения не было почти
никакого. Неудивительно, что виноград впервые увидел в пятнадцать лет, когда
поехал в Москву. Были, помню, американские сосиски, сухое молоко и много рыбы,
морепродуктов, крабов, красной икры.
- Как пришла идея стать клоуном?
- До сих пор не могу себе ответить на этот вопрос, ведь цирка я никогда не видел.
Видел, правда, раз-другой по телевизору Юрия Никулина. Но когда родители уходили
на работу, я гримом размалевывал лицо, что-то изображал для себя... Я в тот период
занимался спортивной гимнастикой, а потом как-то незаметно перешел в народный
цирк, где научился жонглировать. Мы с приятелем сделали акробатический номер и
стали с ним выступать. Аплодисменты, которые нам доставались, еще больше укрепили
желание стать артистом цирка. Я поехал в столицу и поступил в единственное в
Москве училище клоунады на улице Ямского поля. Поступил без знакомств и блата,
выдержав конкурс в 95 человек на место. Это училище окончили Ефим Шифрин, Клара
Новикова, Геннадий Хазанов, Елена Камбурова. А бросили его Андрей Данилко (Верка
Сердючка) и Александр Песков... По большому счету им нечему там стало учиться:
школа заметно ослабла и, как я считаю, сегодня почти погибла.
- В какой цирк вас распределили?
- Ни в какой. Дело в том, что у цирковых артистов, в отличие от театральных, своего
постоянного цирка нет. После окончания училища нас приглашают разные режиссеры в
ту или иную программу, с которой мы колесим по стране, задерживаясь в городе на
месяц, два, три...
Я женился на артистке цирка из художественно- акробатической группы, она тоже все
время ездила.
- И вы, объехав полмира, ушли из цирка?
- Не совсем так. Однако наступил момент, когда мне стало тесновато в рамках
цирковой репризы, и я поступил в ГИТИС на отделение «режиссура эстрады и массовых
зрелищ». На нашем курсе учились многие знаменитые люди, в том числе Алла Пугачева.
А какие были педагоги! Экзамены принимали Кнеббель, Утесов, Рима Зеленая. Нас
обучал тот самый Туманов, который делал открытие и закрытие Олимпийских игр.
Одним словом, мы с супругой придумали эстрадный номер - пародию на балет. И в
финале не я уносил ее на руках, а она меня. Номер шел на ура. Мы с ним объездили 28
стран, выступали во всех знаменитых залах мира, работали в одних концертах с Дином
Ридом, Далидой, Карелом Готтом...
- Кого приходилось дублировать в качестве каскадёра на «Мосфильме»?
- Сниматься начал в 1969-м, а моя первая картина - «Адъютант Его превосходительства»,
где я дублировал Юрия Соломина, все трюки за него делал. В фильме «Освобождение»
дублировал сразу многих персонажей - бегал под взрывами, падал подкошенный пулями
и так далее. Третьей моей картиной стала «Корона Российской империи, или Снова
неуловимые». Я дублировал главных героев-ребят, выполнял все их прыжки и драки.
- Какие роли приходилось играть в кино?
- Кино такая штука, что если ты каскадер, то всю жизнь, может статься, будешь на
экране лишь каскадером. А если играешь военных, то есть опасность целые
десятилетия провести «при погонах». Режиссеры зачастую используют актерские
штампы, тиражируют удачный образ артиста. Но мне повезло: однажды предложили
эпизод в картине «
Не хочу быть взрослым». А потом пошло-поехало. Играл и главные роли, и не
главные.
С 1997 года снялся в 55 картинах, переиграл всех бомжей, пьяниц и ментов. Вот только
убийц не соглашаюсь играть принципиально. Я же - клоун!
- Ваша персональная формула комфорта?
- В доме должны быть тишина и покой. Не люблю, когда кто-то срывается на крик. У нас в
семье в этом смысле все давно урегулировано: мы с женой рука об руку живем вот уже
28 лет. Понимаем друг друга с полуслова. А еще моя персональная формула комфорта -
рыбалка. Если не удается выбраться на водоем, я, чтобы погрузиться в этот мир,
начинаю перебирать удочки, вязать крючки, наматывать леску на катушки. Вроде
никуда не съездил, а порыбачил.
- Не сочтите за грубую лесть, но почему вы с вашим талантом и внешностью не
снимаетесь в сериалах?
- Приглашают постоянно, и я даже попробовал сняться в одном сериале. Но меня,
хотите верьте, хотите нет, хватило только на одну смену. Такая чисто американская
технология съемки для русского артиста - скука смертная!
- А как же в «Моей прекрасной няне» наши артисты выживают?
- В «Моей прекрасной няне» продюсеры и режиссер сумели отстоять свою творческую
свободу: «Мы у вас, господа, купили сценарий. Спасибо и до свидания!» В моем случае
вышло по-другому. Каждый шаг контролировался. В итоге я метнул в режиссера фартук
и покинул площадку. А когда пришел за гонораром, то оказалось, что артистам
собираются оплачивать только съемочные дни, а за репетиционные платить вообще не
будут... На этой, так сказать, мажорной ноте мой роман с телесериалами закончился. И
я не стал поваром!
Ссылка на
полное интервью