Судьба актрисы Антонины Максимовой во многом остаётся сегодня загадочной. Прожив
семьдесят лет, она оставила очень мало фактов о своей жизни, скупо перечислив их в
немногих сохранившихся документах. Причиной этому, наверное, был замкнутый
малообщительный образ жизни, о котором говорят немногие, помнящие её, коллеги.
Проработав сорок лет в труппе Театра-студии киноактёра, она ни с кем там не
дружила, никого близко к себе не подпускала и сосредотачивалась исключительно
только на творчестве, которое было для неё главным. Никогда не отказывалась от
работы в кино и театре. Приходила на спектакли задолго до их начала, сидела в
гримёрке, настраивалась на волну своего персонажа и затем «вылетала» на сцену,
подобно шаровой молнии. А уж актрисой она была великолепной - яркой,
стремительной, с красивым голосом и мощным темпераментом. Такой мы её и помним по
ролям в кино, которых в творческом багаже Антонины Михайловны немалое
количество.
Родилась Максимова в Туле. Её отец тридцать лет отработал на Тульском оружейном
заводе. Мать занималась домашним хозяйством. У Антонины были ещё два брата. Один
впоследствии жил в Ленинграде, работал в Институте точных измерительных
приборов. Другой трудился в сфере полиграфической промышленности в Москве.
По окончании школы Антонина Максимова уехала в столицу и поступила на актёрский
факультет ГИТИСа, который окончила в 1938 году. Во время учёбы, в 1936 году, снялась в
главной роли в фильме Григория Рошаля «
Зори Парижа», сыграв
отважную французскую революционерку Катрин Миляр, одну из защитниц парижских
коммун. Во время съёмок этого фильма у Максимовой случился роман с исполнителем
главной роли, вахтанговцем Дмитрием Дорлиаком, результатом которого стало
рождение ребёнка. Но, к сожалению, и ему и его отцу была уготована короткая жизнь:
ребёнок умер ещё в младенчестве, а Дмитрий Дорлиак через год после этого от
брюшного тифа.
Оправившись после личной трагедии, Антонина Максимова в 1939 году вступила в труппу
Московского театра «Комедия», а в 1940 году - Саратовского театра драмы имени Карла
Маркса, на сценах которых сыграла Катю в «Варварах», Катерину в «В степях
Украины», Смельскую в «Талантах и поклонниках».
В начале Великой Отечественной войны Максимова ушла на фронт, служила в качестве
радистки до 1943 года. Затем была зачислена в состав 1-го фронтового театра ВТО, где
участвовала в спектаклях «Жди меня» (Лиза), «Фрол Скобелев» (Варя) и «Укрощение
укротителя» (Мария). В 1946 году на один сезон она переходила в драматический
ансамбль Центрального дома культуры железнодорожников, сыграв там Полину в
«Мачехе» и Нину Александровну в «Машеньке». Наконец, в августе 1947 года Антонина
Максимова была зачислена в труппу Театра-студии киноактёра, в котором прослужила
до конца жизни. На его сцене ею был создан ряд разноплановых образов, среди
которых: Памелла («Остров мира»), Алёна Дмитриевна («Три солдата»), Анна («Софья
Ковалевская»), Клавдия («Дети Ванюшина»), Феня («Директор»), Марфа Петровна
(«Русские люди»), Кабаниха («Гроза») и других.
Сотрудничество Антонины Максимовой с кино, параллельно театру, проходило
довольно плодотворно и успешно. Здесь она проявила себя как интересная
драматическая актриса, игравшая сильных решительных женщин и мягких лирических
героинь. Среди них были военные, чиновницы, учительницы, матери,
представительницы интеллигенции: Галина Зорина («
Моряки»), Ольга («
Суд чести»), Эмилия
(«
Отелло»),
Ольга Быстрых («
Тайна двух океанов»), Наташа («
Приходите завтра»), Екатерина Михайловна («
Как закалялась сталь») и другие. Но самыми лучшими ролями в
кинобиографии актрисы, на мой взгляд, стали мать Алёши в «Балладе о солдате»
Григория Чухрая и Елизавета Кондратьевна в «Твоём современнике» Юлия Райзмана. В
первом случае в маленьком пространстве роли Максимова с большой искренностью и
достоверностью создала собирательный образ всех матерей Советского Союза,
проводивших своих сыновей на фронт. Её взгляд, наполненный любовью, болью и
тревогою за судьбу сына, думаю, не оставил равнодушным никого из зрителей. А
другая мать актрисы из «Твоего современника», наоборот, своей слепой
исступлённой любовью к сыну вызывала бурю осуждающих эмоций. Её
собственнический, не требующий возражений, подход к взрослому сыну, желание во
что бы то ни стало огородить его от отношений с взрослой женщиной с ребёнком,
передан Максимовой предельно точно и драматично, вследствие чего эта её работа
запомнилась не меньше, чем в «Балладе о солдате».
Часто играя на экране различных матерей, в жизни Антонина Михайловна была
одинока. И причиной этому, скорее всего, был, уже упомянутый выше, её непростой
характер, стремление к одиночеству, замкнутость. Единственный её официальный
брак с писателем Яковом Лазаревичем Акимом (1923-2013) продлился недолго. Детей у
супругов не было. Поэтому в последние годы жизни, когда работы стало меньше, и
начались проблемы со здоровьем, одиночество Максимовой усугубилось с особенной
силой. Но она пыталась бороться, полностью сосредотачиваясь на работе. В 1982 году
совместно с режиссёром Павлом Хомским подготовила моноспектакль по
произведениям Бунина «Но след мой в мире есть», который представила на сцене
Театра-студии киноактёра. Однако обнаруженная вскоре у актрисы тяжёлая
онкологическая болезнь окончательно вывела её из строя. Скончалась она в
онкологическом центре на Каширском шоссе, один месяц не дожив до своего
семидесятилетия.
Место упокоения Антонины Максимовой, к сожалению, установить не удалось.