Константин Николаевич Лавро́ненко (род. 20 апреля 1961, Ростов-на-Дону) —
российский актёр театра, кино и телевидения. Наиболее известен по ролям в
картинах кинорежиссёров Андрея Звягинцева и Сергея Урсуляка. Единственный
российский актёр, ставший обладателем приза Каннского кинофестиваля за лучшую
мужскую роль. Заслуженный артист Российской Федерации (2009).
Ранние годы
Константин Николаевич Лавроненко родился 20 апреля 1961 года в Ростове-на-Дону.
Родители никакого отношения к искусству не имели. Работа матери была связана с
книгопроизводством, отец работал на заводе. Вместе со старшей сестрой Константин
участвовал в постановках самодеятельного театра, которым руководила Галина
Ивановна Жигунова (мать актера Сергея Жигунова). По воспоминаниям актера, она
много с ними занималась, учила их правильной речи.
В 1978 году, окончив школу, К. Лавроненко поехал в Москву; пробовал поступить в
Училище им. Щукина, но ему сказали, что он слишком молод, и вернувшись домой, он
поступил в Ростовское училище искусств на актерский факультет, сразу на второй
курс.
Проучившись год, он ушел в армию. Попал в ансамбль песни и пляски
Северо-Кавказского военного округа. Пел, выступал в качестве конферансье, сам
придумывал репризы.
Отслужив в армии, в 1981 году поступил в школу студию МХАТ (курс А.Попова).
Карьера
В 1985 году, после окончания училища, работал в театре «Сатирикон». Проработав там
год, познакомился с Владимиром Мирзоевым, который на базе объединения "Дебют" при
Ленкоме ставил спектакль "Праздничный день" и пригласил К. Лавроненко. Марк
Захаров, посмотрев этот спектакль взял его на Большую сцену, и Лавроненко играл в
"Ленкоме" целый год.
Когда В.Мирзоеву в творческих мастерских при ВТО дали мастерскую, Лавроненко
перешел к нему.
В 1989 году Мирзоев уехал в Канаду, а свою труппу передал Владимиру
Клименко, который назвал ее «
Мастерская
Клима». С этой
труппой Ларвоненко проработал 7 лет, ездил на гастроли в Германию, Бельгию.
Дебют в кино состоялся в студенческие годы. Это был фильм режиссера Николая
Лырчикова "Еще люблю, еще надеюсь", где он играл со своим учителем Евгением
Александровичем Евстигнеевым.
Главной кинороли ждал почти 20 лет. Начинающий режиссёр Андрей Звягинцев заметил
Лавроненко в одном из театральных спектаклей и пригласил актёра в свой фильм «
Возвращение» (2003). Картину ждал успех — главный приз Венецианского
кинофестиваля «Золотой лев» и прокат в 70 странах мира, благодаря чему Лавроненко
приобрёл международную известность. Творческий тандем со Звягинцевым не
распался, актёр и режиссёр вновь встретились на съёмочной площадке ленты «
Изгнание» (2007). Фильм представлял Россию в конкурсе 60-го Каннского
кинофестиваля, по итогам которого Лавроненко завоевал приз за лучшее исполнение
мужской роли.
Потом он снялся в фильмах: «
Архангел» (2005), «
Мастер» (2005),
«
Нанкинский пейзаж» (2005).
Драматический талант Лавроненко раскрылся в телесериалах Сергея Урсуляка «
Ликвидация» (2007 год, в роли уголовника Чекана) и «
Исаев» (2009 год, в роли Василия
Блюхера)
Личная жизнь
Женат на актрисе Лидии Петраковой с 1987 года. Дочь Ксения (1990) — окончила МГИМО,
учится в школе-студии МХАТ.
По словам Константина, жена - его надежный тыл. "Я занимаюсь творчеством, а с
финансовой точки зрения это совсем не прекрасно. Были трудные моменты в нашей
семье. Но мы их как-то пережили. Видимо, это самая главная мудрость моей жены -
понимать. Мы сохранили наш брак", - рассказывал он.
Константин Лавроненко о себе, театре и кино
"В своей жизни я часто принимал непонятные решения: кардинально менял свою жизнь;
отказывался от ролей, уходил из театров, делал многое другое".
"Если актер делает своего персонажа глупым, он теряет дистанцию, уменьшает героя.
Актер его просто изображает. Мне кажется, это скучно. Но если ты понимаешь, что
герой глубже, мудрее, тогда появляется дистанция, цель движения".
"Работа актёра и режиссёра должна строится на взаимопонимании. Мне не нравится ни
деспотизм, ни оскорбления. Режиссёр, как и сценарий фильма либо спектакля, должен
поразить и заинтересовать. Если этого не происходит, то нет смысла начинать
совместную работу".
"В сегодняшнем театре люди разделяют собственную жизнь и профессию. То истинное,
серьезное, те самые главные вопросы, которые человек себе задает, даже если боится
сознаться в этом, то есть суть самой жизни, почему-то вдруг исчезают. Люди говорят
о философии, о создании персонажа, о структуре. А где же сущность, самое главное,
настоящее, с чем человек живет тайно в своих одиноких блужданиях, о чем он
думает...".
"У каждого своя правда, и она может переходить из рук в руки. Высшая же истина
недосягаема, мы только стремимся к ней". "Вокруг так много тупости и пустоты, и это
оправдывают тем, что простому человеку нужно только низкопробное... Знаете, это
такой обман, такой обман... Люди могут и должны смотреть хорошее кино. Не надо
оправдывать бездарность, делить кино на фестивальное и как бы доступное. Когда
людей приучают смотреть плохое, им кажется, что это и есть настоящее кино. В нашу
жизнь входят безнадежно пустые понятия, и мириться с ними я не готов. Вот,
например, «крутизна»... Все это скоро растворится. Потому что взялось ниоткуда. Мне
кажется, что в кино нужно говорить о том вечном, которое и есть главное в жизни и
которое составляет суть человека".
"Было время, я курил, но сейчас уже лет двадцать не курю. Проблем с алкоголем не
было никогда. Конечно, когда я встречаюсь с близкими, могу себе позволить хорошие
напитки. Но владение собой и профессия требует - я же публичный человек. Я говорю
свои друзьям, которые имеют определенные проблемы с алкоголем, или другие
проблемы: «Представь, что на тебя смотрят миллионы людей, тебе как минимум должно
быть противно. Убери лишний десяток килограмм, похудей, это ведь не сложно,
позанимайся спортом». Если артист изображает из себя супермена, а сам и
подтянуться не может ни разу - это противно".