Детство и юность
Инна Ульянова родилась на Украине, в городе Горловка Донецкой области. Ее отец был
крупным горным инженером, а мама работала строителем. Позже семья Ульяновых
переехала в Москву и поселилась в доме Совета Министров. Это был необычный дом -
три подъезда в нем были отданы известным кинематографистам. Поэтому юной Инне
доводилось почти каждый день встречаться с кем-то из знаменитостей: Сергеем
Герасимовым, Инной Макаровой, Мариной Ладыниной, Иваном Пырьевым. А какое счастье
было видеть «главного принца страны» Алексея Консовского, героя фильма-сказки
«Золушка»! Живя в такой атмосфере, вполне естественно, что все мечты девочки были
обращены в сторону кинематографа...
После окончания школы Инна Ульянова подала документы в Щукинское театральное
училище. Шансов поступить у девушки было мало: театральные кружки она не посещала,
да и внешне мало походила на советскую героиню - маленькая, худенькая блондинка,
она смотрелась как ребенок. Не впечатлила приемную комиссию она и во время чтения
прозы: Инне даже не дали дочитать отрывок до конца. А вот стихотворения девушке
удались. Впоследствии Инна Ивановна рассказывала: «Я стала громко - как научили
другие абитуриенты - читать басню Крылова. Но, как оказалось, заучила я ее
автоматически. И только на экзамене до меня стал доходить смысл происходящего у
Крылова! Я читала и заливалась смехом на каждой строчке. Члены комиссии подняли
головы, потрясенные такой оригинальной интерпретацией. Стихотворение было еще
круче. Я выбрала не популярного Пушкина, а малоизвестное стихотворение
Ходасевича. Там был и «грошовый дом свиданий», и «сомнительные девы в непотребном
хороводе». Комиссия вновь встрепенулась».
В итоге комиссия решила принять неординарную абитуриентку, но с условием: если в
течение полугода она разочарует преподавателей, не проявит своего таланта, то ее
отчислят. Сомнения преподавателей оказались напрасными. Инна Ульянова училась
отлично, радуя их своими достижениями, и в 1956 году благополучно окончила
Щукинское училище.
Театр. От Акимова до Губенко
По окончании Щукинского училища начинающую актрису приняли в труппу
Ленинградского государственного театра Комедии под руководством Николая
Павловича Акимова. Здесь Инне Ульяновой довелось играть героинь как лирических,
так и комедийных - в пьесах Шекспира, Сухово-Кобылина, Гоголя. Особенно удавались
ей комедийные образы, успех был такой, что актрисе достаточно было просто выйти на
сцену, и зал начинал хохотать. Достигалось все это упорной работой, ведь сам
Николай Акимов говорил, что «до комедии не опускаются, а поднимаются». Этому
правилу и следовала Инна Ульянова. Одной из лучших работ актрисы (и, к слову,
последнее) была роль Юлии Джулии, блистательно исполненная Инной Ульяновой в
знаменитом спектакле «Тень» по пьесе Евгения Шварца.
Ленинград Инна Ульянова покинула в 1964 году по причине развернувшейся
«антиакимовской» компании. Актриса переехала в Москву и устроилась в только что
созданный Юрием Любимовым Театр драмы и комедии на Таганке. Очень скоро в театре
за Инной Ульяновой закрепилось прозвище Инезилья. Так актрису прозвали за
темперамент, остроумие и талант. Вениамин Смехов впоследствии так отзывался об
Инне Ульяновой: «Артистизм и интеллигентность из самого высококачественного
материала. Человек неподдельной радости. Недаром она была любима всеми».
Параллельно работе в «Таганке» Инна Ульянова играла в театре Василия Ливанова
«Детектив» («Ловушка для одинокого мужчины»).
Несмотря на все перечисленные качества, карьера в «Таганке» у Инны Ульяновой
складывалась непросто. Отношения с режиссером были натянутыми, в результате чего
ролей актрисе доставалось крайне мало. В начале 90-х в Театре на Таганке возник
конфликт, расколовший труппу на два лагеря. В 1993 году Николай Губенко со своими
сторонниками ушел из театра, организовав «Содружество актеров Таганки». За ним
последовала и Инна Ульянова.
Дама с лисой
Впервые на киноэкране Инна Ульянова появилась в 1956 году в знаменитой комедии «
Карнавальная ночь». Впрочем, ее роль гостьи на карнавале была столь
маленькая и незначительная, что актрису даже не указали в титрах. В дальнейшем
Инна Ульянова снималась в небольших характерных ролях, многие из которых зрители
сегодня и не вспомнят. Среди них: Калерия Ивановна в драме «Цветы запоздалые»,
учительница пения Марья Николаевна в детском фильме «
Чудак из пятого «Б», мама Терещенко в школьной ленте «
Переступи порог».
В 1973 году актриса сыграла очередной эпизод на этот раз в знаменитом фильме
Татьяны Лиозновой «
Семнадцать мгновений весны». Героиней Инны Ульяновой
стала пьяная дама с лисой. Всего несколько минут на экране, но как это было
сыграно! Настоящий шедевр! А ее знаменитые слова: «Вы должны меня послушать, Вы
должны мне поверить! Когда о нас, о математиках, говорят как о сухарях - это ложь! В
любви я - Эйнштейн!» Эта крохотная роль сразу же сделала актрису пусть не
знаменитой, но, по крайней мере, узнаваемой.
Тем временем Инна Ульянова продолжала играть в кино характерные второплановые
роли. В их числе: член родительского комитета школы Эльвира Павловна в детском
фильме «
Когда я стану великаном», соседка Петровых Роза в фильме «
Иванцов, Петров, Сидоров», миссис Гринье в военной драме «
Бархатный
сезон», тетя Тоня в молодежной ленте «
К кому залетел певчий кенар», Алла в мелодраме «
Опасный
возраст». Вот так, постепенно актриса и подошла к своей звездной роли в картине
«
Покровские ворота»...
Маргарита Хоботова
Пьеса Леонида Зорина «
Покровские ворота» была впервые поставлена в 1974 году на сцене Театра на
Малой Бронной. В репертуаре она продержалась семь лет и неизменно шла с успехом. В
начале 80-х режиссер Михаил Козаков решил поставить по пьесе кинокартину.
Начальство «Мосфильма», недовольное сценарием, долгое время не давало ход
съемкам, и только вмешательство уважаемой актрисы Софьи Пилявской (сыгравшей в
картине одну из ролей) помогло Козакову осуществить задуманное.
Первоначально на роль Маргариты Хоботовой режиссер планировал Наталью
Гундареву. На другие главные роли также планировались звездные актеры: Евгений
Лазарев, Андрей Миронов, Никита Михалков. Однако затем Козаков отказался от этой
мысли и пригласил малоизвестных на тот момент актеров (исключение составил лишь
Леонид Броневой). Так Маргаритой Хоботовой стала Инна Ульянова, Львом Хоботовым -
Анатолий Равикович, Костиком - Олег Меньшиков, Саввой Игнатьевичем - Виктор
Борцов.
Инна Ивановна вспоминала: «Атмосфера на съемках была чУдной, настолько теплых,
родственных отношений между актерами я больше не встречала. В этом заслуга Миши
Казакова - режиссера картины - гениальный человек. ...На съемках «Покровских
ворот» мне кажется, я была влюблена во всех наших мужчин. И Витенька Борцов - Савва
Игнатьевич с которым мы дружим до сих пор, и Толечка Равикович - «мой первый муж»,
мне дороги одинаково. А как не полюбить совсем юного Олега Меньшикова -
непосредственного, талантливого, изящного и, самое главное, непошлого».
Инна Ульянова гениально создала образ властной, авторитарной женщины, эдакой
«генерала в юбке», считающей, что лишь ее вмешательство в дела близких ей людей,
делают их счастливыми. За легким, веселым сюжетом скрывался едкий политический
подтекст: трагедия советской интеллигенции в лице Хоботова, которого правящая
партия в лице Маргариты Павловны упрятывала в больницу за требование свободы.
Фильм был снят в 1982 году, но на телеэкраны попал лишь в 1983-м. Причиной тому, что его
«положили на полку» стал отъезд Елены Кореневой (сыгравшей в фильме Людочку) в
США. Веселая, искрометная картина сразу же понравилась зрителям. Инна Ульянова
вмиг стала всенародно известной, и впоследствии неизменно ассоциировалась в
сознании миллионов, как энергичная Маргарита Павловна Хоботова. Сама же актриса
признавалась, что в жизни совсем не похожа на Хоботову: «На самом деле я жуткая
трусиха, и в отношении с мужчинами тоже. Но в творчестве я стараюсь добирать то,
чего мне не хватает: самоуверенность, властность, даже нахальство, поэтому и
появляются такие героини, как Маргарита Павловна».
Кино и телевидение. 80-е - 90-е
Фильм «
Покровские ворота» принес Инне Ульяновой всенародную известность и...
ничего не изменил в ее актерской судьбе. Маргарита Павловна Хоботова так и
осталась единственной ее главной ролью в кино. В 80-е - 90-е годы она снялась в таких
фильмах, как: «Осторожно - Василёк!» (воспитательница Елена Михайловна), «
Не ходите, девки, замуж» (дама, охотящаяся за потенциальными женихами),
«
Где находится нофелет?» (Клара Семеновна, начальница Павла), «
В городе Сочи темные ночи» (Маруся), «
Биндюжник и король» (Макевна), «
Наша дача» (Элла Андреевна),
«
Утомленные солнцем» (Ольга Николаевна, мать Маруси).
Работала Инна Ивановна и на телевидении. Она принимала участие в съемках
популярного детского юмористического киножурнала «
Ералаш». В конце 90-х актриса стала
«фирменным лицом» чистящего порошка «Comet». В рекламе этого средства она
использовала любимый ею образ Маргариты Хоботовой. Ролик получился удачным и
запоминающимся. Однако в то время участие звезд кино было не столь
распространенным, и многие поспешили упрекнуть Инну Ивановну в меркантильности.
На что она, вполне резонно, говорила, что ей ничуть не стыдно за эту работу: «Если
актриса играет стерву, шлюху - она не стесняется, а если с экрана рассказывает о
моющем средстве - ее начинают клеймить позором. И вы знаете, те, кто больше всего
меня упрекал, сейчас сами демонстрируют зубную пасту и порошки - это же такой
замечательный способ напомнить о себе».
Личная жизнь
Инна Ульянова была замужем за актёром, а впоследствии режиссёром и сценаристом
Борисом Голдаевым. Детей у них не было и брак распался через 1.5 года по причине
ревности и бытовых неурядиц. В жизни Инна Ивановна неизменно излучала жизнелюбие.
Невероятно обаятельная, она нравилась мужчинам. Поэтому ее жизнь сопровождали
многочисленные романы. Рассказывают, что к ней были неравнодушны знаменитый
актер Евгений Моргунов и легендарный легкоатлет, олимпийский чемпион Валерий
Брумель.
Расположения актрисы добивался француз, летчик эскадрильи «Нормандия-Неман»
Жан-Пьер Константен. После войны он остался жить и работать в России. Инна
Ивановна рассказывала: «Для меня этот человек был воплощением настоящего
мужчины: добрый, вежливый, мужественный, заботливый, ответственный и предельно
честный - он даже не мог соврать по телефону, что меня нет дома. И я влюбила его в
себя. Он, как истинный француз был гурманом, но приходил в восторг даже от простой
жареной картошки с селедкой, которой я его угощала. Когда мы расставались, мы
писали друг другу дивные письма, он посвящал мне стихи». Роман продолжался четыре
года, но браком не завершился - в те годы выйти замуж за иностранца было невероятно
сложно.
Последние годы
Инна Ивановна всегда тщательно следила за собой, за своим здоровьем. И в 60, и в 70
лет она продолжала оставаться энергичной и подтянутой. Каждое утро актриса
начинала с долгих процедур ухаживания за лицом.
В конце 90-х - начале 2000-х Ульянова блистала в антрепризах Михаила Козакова, Сергея
Арцыбашева, Геннадия Хазанова. В начале нового века актриса сыграла несколько
ролей в кино, самой яркой из которых стала хозяйка борделя в музыкальной комедии
Дмитрия Астрахана «
Леди на день». Инна
Ивановна рассказывала: «Это забавная, почти водевильная Рождественская история,
с хорошим актерским составом. Я получила истинное удовольствие наблюдать за
работой Табакова, Нееловой, это не просто актеры талантливейшие, а еще и личности
интересные, с ними после съемок поговорить очень даже любопытно. Да и сам Астрахан
- просто неподражаем...»
Скончалась Инна Ивановна 9 июня 2005 года. Причиной смерти был назван цирроз печени.
Похоронена актриса на Ваганьковском кладбище, на Васильевской аллее (10 участок).
Александр Яцко, работавший вместе с актрисой, так подвел итог ее творчества: «Ей, в
отличие от многих наших коллег, повезло стать подлинной народной любимицей.
Неважно, играла ли она свою блистательную Даму с лисой в «17 мгновениях весны»,
свою Маргариту в «Покровских воротах» или веселую тетку из рекламы мыла. Она все
делала точно, она умела нравиться зрителю. И память о ней очень хорошая, я думаю,
она будет жить очень долго, поскольку работы, названные мною - этого уже
достаточно для актерского бессмертия».