Театр
Владимир Георгиевич Козел родился и вырос в Астрахани. Окончив школу, юноша
поступил на литературный факультет педагогического института. Однако вскоре он,
увлекшись театром, решил бросить учебу. В 1938 году 19-летний Владимир вышел на
театральную сцену в Астраханском ТЮЗе.
Спустя год Владимир Козел был призван на срочную службу. В армии он прослужил до
1945 года, принимал участие в Советско-Японской войне 1945 года.
Демобилизовавшись, Владимир Козел продолжил играть на сцене. Актер объездил всю
страну, работая во многих провинциальных театрах: Сталиногорска, Краснодара (до
1954 года), Приморском драматическом
театре имени Горького (1954-1962), Рижском театре русской драмы (1962-1964). Наибольший
успех в этот период Владимир Козел имел на сцене Приморского драматического
театра, где регулярно играл главные роли.
В 1964 году Владимир Козел уехал в восточную Германию, город Потсдам, где выступал в
составе Первого драматического театра Группы советских войск в ГДР.
В 1967 году Владимир Козел вернулся в Советский Союз и был принят в труппу
Московского академического театра Сатиры. Надо отметить, что актер не сразу
влился новый для себя репертуар, ведь до этого ему доводилось играть в
драматических театрах. Однако природное чувство юмора помогло ему овладеть
тонкостями жанра, и спустя некоторое время Владимир Козел занял достойное место в
труппе.
Зрители полюбили Владимира Козела по спектаклям: «Бесприданница» (Карандышев),
«Овод» (Артур Риварес), «Ромео и Джульетта» (Ромео), «Коварство и любовь»
(Фердинанд), «Не склонившие головы» (Джексон), «Сирано де Бержерак» (Сирано де
Бержерак) и многим другим.
Вместе с другими актерами Театра Сатиры Владимир Козел стал участником
знаменитого телевизионного «Кабачка 13 стульев», где исполнял роль пана
Беспальчика.
Кино
В кино Владимир Козел дебютировал в 1963 году ролью лектора Тихова в
короткометражке «
На трассе». Потом были
другие роли (главные либо второстепенные), пока, наконец, в 1969 году Евгений Ташков
не утвердил актера на роль белогвардейского контрразведчика полковника Щукина в
сериал «Адъютант Его Превосходительства».
Этот сериал вызвал невиданный ажиотаж среди зрителей. Виданное дело: в советском
кино белые офицеры представали хотя и в образе врагов, но при этом оставались
людьми умными, интеллигентными! Именно такой образ создал Владимир Козел. Его
полковник Щукин - представал настоящим русским офицером, преданным своему делу, в
каждом жвижении которого чувствовалось благородство. Проницательный, хитрый (на
то он и контрразведчик), жесткий, он, вместе с тем, оставался любящим и нежным отцом
своей дочери. Не удивительно, что поначалу картину даже обвинили в «пропаганде
белогвардейщины» и не хотели выпускать на экран. К счастью, фильм все-таки дошел
до зрителя.
После «Адъютанта Его Превосходительства» Владимир Козел сыграл немало
разнообразных ролей в кино, однако чаще всего его, все же, приглашали именно на
роли белогвардейцев. И, стоит заметить, его белогвардейские офицеры получались
самыми выразительными в нашем кинематографе. Как тут не вспомнить полковника
Зубова из телевизионного сериала «
Вечный зов» - офицера
царской армии, который командовал подавлением народного движения, или Алексея
Максимовича Каледина в сериале «
Хождение по мукам».
Даже если актер появлялся не в роли белого офицера, то его персонажами все равно
становились не простые люди: комиссар Временного правительства в исторической
драме «
Петерс», папский легат в Швейцарии в знаменитом шпионском сериале «
Семнадцать мгновений весны», советский генерал
Константин Георгиевич Марков в мелодраме «Анна и Командор». По этому поводу
актриса Ольга Аросева отмечала: «Он был настолько импозантным мужчиной, что
никому в голову не пришло бы предложить ему роль чернорабочего».
Владимир Козел ушел из жизни 31 декабря 1988 года. Он похоронен в Ближнем Подмосковье
на Долгопрудненском кладбище.