Елена Александровна Кузьмина родилась в Тифлисе 17 февраля 1909 года. В 16 лет Леля
(так называли ее все, кто знал) приехала в Москву из родного города учиться «на
артистку». В заявлении она написала, что ей 18 лет, члены приемной комиссии
киномастерской ФЭКСа (фабрика эксцентрического актера) в это не поверили, но
экзамены сдавать разрешили. Кузьмина очень боялась поступать, но желание стать
звездой экрана было так велико, что она, пересилив себя, смело шагнула в заветную
комнату, услышав свою фамилию.
В платье из синей тафты, которое они с мамой шили накануне отъезда в Москву, Леля
чувствовала себя неуютно. Она в жизни не носила такие «изысканные вещи». А
прическа? Какое-то воронье гнездо... И все ради славы.
«Почему же вы решили поступать к нам?» - спросили Кузьмину в комиссии. Она пожала
плечами, потом ответила: «Хочу. Вы же стали артистами». «Ну, хорошо, - улыбнулся
кто-то, разглядывая с интересом красную от волнения Лелю, - этюд сможете показать?
Представьте себя в темной комнате...» Леля огорченно ответила: «Если бы я умела... Я
же учиться пришла».
Позже, когда Кузьмина постигала основы актерского искусства у мастеров ФЭКСа
Григория Козинцева и Леонида Трауберга, ей казалось, что педагоги ею недовольны.
Правда, иногда Козинцев внимательно разглядывал ученицу, как всегда насвистывая
себе что-то под нос. Л. Трауберг вежливо говорил: «Леля, вы очень хорошо
показываете этюды, продолжайте в том же духе...». И совсем стало невероятным для
нее, когда оба ее учителя пригласили Кузьмину в свой фильм «
Новый
Вавилон», который рассказывал о последних днях Парижской коммуны.
Кузьмина играла роль продавщицы Луизы, которая оказалась в центре политических
событий. Съемки проходили в Одессе. Все вокруг горело и грохотало, свистели пули и
сыпались камни. Во время пожара на баррикаде Леле стало плохо, она чуть не упала в
обморок. Но Г. Козинцев требовал переснять эпизод, и Кузьмина смело бросилась в
дым и пламя. Спустя годы, Г. Козинцев в своих воспоминаниях отметил «смелость игры
актрисы Кузьминой».
А сама Леля, посмотрев фильм, напишет в своем дневнике, что более страшной актрисы
представить себе не могла. Конечно, она знала, что ей далеко до Веры Холодной или
Мэри Пикфорд. Но почему у нее такой испуганный вид, тощая фигура... Красивые
актрисы Кузьминой никогда не нравились, от них веяло ненатуральностью. Но ее вид -
это просто какой-то ужас! Может, стоит оставить кино? Вот и бабушка с мамой зовут в
Тифлис, обещают научить шить.
Пока Кузьмина решала, как поступить со своей актерской судьбой, Г.Козинцев и Л.
Трауберг предложили ей новую роль в фильме «
Одна», где главная героиня-учительница,
которую должна была играть Леля, вступает в борьбу с кулаками. И Кузьмина
засветилась от счастья. Она не признавала в работе слов «не хочу», «не могу»,
«боюсь» или «нет сил». Как только картина была снята, пришло распоряжение из
Москвы об озвучивании фильма.
«Немой» учительнице пришлось заговорить, как и другим героям фильма, чтобы
наполнить его звуками. Впоследствии роль Кузьминой была переозвучена актрисой М.
Бабановой.
Через два года после выхода на экран фильма «
Одна» режиссер Борис Васильевич Барнет
решил снять кинокартину «
Окраина» и предложил главную
роль Леле Кузьминой, в которую был влюблен. Барнет был старше Кузьминой на 7 лет. Он
был красив и обаятелен. После окончания гражданской войны, где Борис был
санитаром, он поступил в школу физического образования, его увлек бокс, он даже
несколько раз выступал на ринге. Но потом Барнет передумал и стал учиться в
киношколе у известного режиссера Л. Кулешова.
До встречи с Кузьминой Барнет снял фильмы «Девушка с коробкой», «Дом на Трубной» и
«Москва в Октябре». Кузьмина хотела сниматься у Барнета, но она предложила ему
другой вариант сценария. Они поругались, но Борис был счастлив. Именно о такой
жене он всегда и мечтал...
Леля, став женой Бориса Барнета , родила дочь, сыграла еще в одном его фильме - «
У самого синего моря», роль рыбачки Маши.
Однако совместная жизнь у них не
складывалась. Барнет твердил Леле, что она неудачница, что в ней нет ни грамма
таланта и что если бы не он, она так и осталась бы на задворках кино.
Кузьмину приглашали сниматься другие режиссеры, но Барнет говорил: «У тебя дочь!
Кто будет сидеть с ней?» Леля ходила с мокрыми от слез глазами, не зная как
успокоить ревнивого супруга. И тут вдруг неожиданный звонок с «Мосфильма» от
режиссера Михаила Ильича Ромма с предложением сниматься в его картине «
Тринадцать». Барнет, узнав об этом, предложил жене отказаться от роли.
Кузьмина отказала Ромму, но тот был настойчив. Он звонил ей и уверял, что роль
прекрасная, что она с ней справится. И уговорил Лелю заключить... договор.
Съемки фильма проходили в Средней Азии. Картина рассказывала о том, как отряд
пограничников отбивался от басмачей. Роль жены командира исполняла Кузьмина.
Играть было сложно. Пески, нечеловеческая жара, все время хотелось пить. Ромм был
режиссером требовательным и по ходу работы актеров всегда что-то менял. Не
высказывал претензий он только Кузьминой. Съемочная группа решила, что Ромм
неравнодушен к Леле. Кто-то из доброжелателей сообщил об этом в Москву Барнету.
Когда он появился на съемочной площадке, актеры заговорили о том, что Ромм ни за
что «не устоит» перед боксером Барнетом. Ромм встретил Барнета приветливо.
«Снимаете?» - спросил Борис. В ответ услышал: «Снимаем». «А жара?» - снова спросил
Барнет. Ромм пожал плечами. И они оба рассмеялись. Уже уезжая, Барнет подозвал
Кузьмину и сказал ей: «Ромм настоящий мужик... Но смотри, Леля...» Кузьмина, немного
подумав, стала чаще посматривать в сторону режиссера.
Позднее Михаил Ромм признался Кузьминой, что смотрел все фильмы с ее участием, что
обожает все ее роли и что давно ее любит.
Став женой Михаила Ромма , Елена Кузьмина стала и «его» актрисой. В общей
сложности Кузьмина снялась в 22 фильмах. Но лучшие свои роли она сыграла у М. Ромма
в кинокартинах «
Русский
вопрос», «
Мечта», «Человек №217», «
Секретная миссия», «
Корабли штурмуют бастионы».
В 1956 году появилось положение о запрете на съемку жен режиссеров в своих фильмах.
Ромм в это время готовился к работе над кинокартиной «Убийство на улице Данте»,
где должна была играть Кузьмина. И хотя фильм имел успех у зрителей, сам Ромм был
разочарован. Впоследствии он не снимал почти 6 лет, вел режиссерские курсы во
ВГИКе.
Общественное мнение он «взорвал» в 1962 году, когда снял фильм «Девять дней одного
года» о физиках-ядерщиках. А 4 года спустя Ромм сделал кинокартину «Обыкновенный
фашизм». С этим фильмом он объездил весь мир. Михаил Ильич был полон планов. В эти
годы в его записях появляется фраза: «Еще 10 лет и я все успею...»
А Кузьмина продолжала сниматься у других режиссеров. В последнем своем фильме «
Беда» она сыграла
за год до смерти. И опять Леля играла, как в первый раз. В своей книге «О том, что
помню» Кузьмина написала о том, что она еще в молодости научилась наблюдать за
людьми и потихоньку собирать их «характеры» в свою особую «кладовку» памяти.
Брак Ромма и Кузьминой длился 34 года. Михаила Ромма не стало 1 ноября 1971 года. Елена
Александровна Кузьмина умерла 15 октября 1979 года, в возрасте 70 лет. Актриса
похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.
В кабинете Ромма над письменным столом всегда висел фотопортрет актрисы Елены
Кузьминой. У нее печальные глаза с легким прищуром, словно она пытается во что-то
вглядеться. «Странно, - писала она в своих воспоминаниях, - я всегда была
комедийной актрисой, а роли играла драматические... Правда, трагедия и комедия
бытуют рядом ...»