Харитонов Олег Ремирович родился 25 ноября 1967 года в Ленинграде (ныне
Санкт-Петербург).
В 1993г. окончил ЛГИТМиК (мастерская Т. Абросимовой) по специальности "актер драмы".
В 1994г. окончил ЛГИТМиК (мастерская В. Подгородицкого) по специальности "актер
музыкального театра".
С 1993 г. - актер Театра имени Комиссаржевской, потом в Театра «Причастие», позже -
Театра «Время» (Санкт-Петербург).
Затем был период, когда он вообще не был артистом - путешествовал по Европе.
В 2002 - 2003 гг. - актер Театра "Приют комедианта" (Санкт-Петербург).
С 2003 года в театре им. Маяковского.
Снимался в телефильме «Настоящий дед Мороз»; в сериалах «
Громовы», «
Талисман любви», «Смотрящие вниз», «Правое дело», «
В круге
первом», «Паутина» и др.
Дрейфуя по жизни, он набирался опыта, чтобы ближе к сорока годам, наконец, вплотную
заняться основной, актерской профессией, и начать отдавать накопленное.
Детство
Олег Харитонов родился и вырос в Ленинграде.
Родители: отец - Рэм Харитонов - скульптор, ювелир и медальер, мама - Юлия
Харитонова - инженер-гальваник.
С семи лет - солист Государственного детского хора ленинградского радио и
телевидения. Выступления юного певца часто показывали по ТВ.
Олег с детства мечтал стать актером. В 5-м классе мама отвела его в театральный
кружок, под названием «Театр юношеского творчества», где преподавали Лев
Абрамович Додин, и другие замечательные педагоги. Таким образом, мама решила его
дальнейшую судьбу. Он обожал это место, где царила абсолютно сказочная атмосфера.
Там были добрые, теплые человеческие отношения в коллективе. Там действительно
все получали истинную радость от происходящего, от того, что они делают.... Сами
занимались звуком, строили декорации, шили костюмы, играли... Поэтому, естественно,
после школы он пошел поступать в наш ЛГИТМИК.
Со второго раза, уже после армии, поступил.
Помимо увлечения сценой, Олег много времени посвящал ювелирному искусству. В
мастерской отца, еще будучи школьником, он создавал авторские украшения из
серебра. Это хобби осталось любимым и поныне. Работы Рэма Харитонова выставляются
в Эрмитаже, Русском музее, многих отечественных и зарубежных галереях искусств.
Его имя вошло в энциклопедию «Художники всех времен и народов» (25 томов, Германия).
Для непоседливого характера Олега эта профессия - слишком сидячая, кропотливая,
поэтому он и не пошел в ювелиры. Но кольцо для своей первой любви, тем не менее, он
сделал сам.
С 4-го класса Олег Харитонов увлекся яхтспортом. Походы под парусом по Финскому
заливу и в спортивном лагере в Стрельне - самые яркие впечатления детства.
Учёба
По окончании школы поступил в ЛГИТМиК. Благодаря вокальному дарованию,
одновременно освоил две специальности: «Актер драмы», курс Т. М. Абросимовой (1993)
и «Актер музыкального театра», курс В. И. Подгородинского (1994).
Олег уделял серьезное внимание технике вокала и постановке голоса. Он посещал
творческую мастерскую знаменитой исполнительницы классических романсов Рубины
Калантарян. В то время эта легендарная певица была так же популярна на эстраде,
как и знаменитые артисты ее поколения - Алла Баянова, Эдита Пьеха, Сергей Захаров.
Она прививала своим ученикам тонкое понимание романса. Под руководством
выдающегося педагога, Олег, обладатель выразительного лирического баритона,
подготовил программу своего первого сольного концерта. В его репертуаре остались
и поныне классические романсы и шлягеры 30-х годов - «Капризная, упрямая»,
«Хризантемы», «Калитка», «Утомленное солнце», «Скажите, почему».
Театр. Европа
Мечта всех актеров - сыграть роль Ромео сбылась для Олега Харитонова еще в
студенческие годы. Мастер курса Олега - Владимир Иванович Подгородинский основал
единственный в России - Театр рок-оперы. Он пригласил перспективного студента в
свои постановки легендарных мюзиклов. В спектакле «Юнона и Авось» ему была
доверена роль графа Резанова.
По окончании института был приглашен на работу в Санкт-Петербургский
государственный драматический театр «Причастие». В составе трупы гастролировал
по Германии, Нидерландам, Франции. Актерам его поколения пришлось пережить
«перестроечное безвременье», когда практически не снималось кино, а театральные
залы были полупустыми. Несколько лет Олег путешествовал по Европе. Он благодарен
тому периоду своей жизни за выдавшуюся возможность прикоснуться к великому
европейскому культурному наследию. Готические храмы, музеи и картинные галереи
Кельна, Берлина, Гамбурга, Киля, Бремена, Амстердама, Парижа - зарядили его мощной
энергией созидания и значительно обогатили творческий багаж артиста.
Возвращение
В 2002-ом году Олег принял решение вернуться на Родину. Он поступил в труппу
Санкт-Петербургского государственного драматического театра "Приют комедианта".
Художественный руководитель театра - Виктор Минков пригласил Олега Харитонова
принять участие постановке российско-американского спектакля "Как пчелы в меду"
по пьесе Дугласа Картера Бина. Этот международный проект стал значимым событием в
жизни театрального Санкт-Петербурга.
«Как пчелы в меду» - яркий образец современной американской драматургии, рассказ
о жизни нью-йоркской богемы. Режиссер-постановщик спектакля Нил Флекман доверил
Олегу... три роли. Во время одного спектакля актер виртуозно «жонглировал»
разноплановыми образами романтичного художника Майкла, брутального
рок-музыканта Скунса, изнеженного продавца мужского платья Рональда. Вскоре
после премьеры «Как пчелы в меду» театралы и знатоки Санкт-Петербурга уже «ходили
на Харитонова». А сам Ник Флекман, вспоминая работу с Олегом, признавался: «Меня
поражало стремление молодого артиста заглянуть в суть персонажей, найти самый
точный смысл диалога или сцены. Это вдохновляло на новые творческие решения».
С 2003 года начал активно сниматься в кино и переехал в Москву. Олег получил
предложение работать в Московском Академическом театре им. Вл. Маяковского, и
сразу же ввелся в спектакли «Братья Карамазовы», «Чума на оба ваших дома!» и
«Женитьба». Особое влияние московской театральной школы актер смог ощутить на
репетициях художественного руководителя театра Сергея Николаевича Арцибашева.
Яркий представитель классической школы Константина Сергеевича Станиславского,
ученик Юрия Петровича Любимова - стал для Олега не только руководителем, но и
мудрым наставником. В этом театре Олег Харитонов служит и поныне.
Кино
Дебют Олега Харитонова в кино состоялся в картине «
Смотрящий
вниз» Ивана Щеголева. Это 4-х серийный детектив, сюжет которого развивается по
классическим канонам жанра. Символично, что партнером Олега по съемочной
площадке был Сергей Николаевич Арцибашев, о котором, как о художественном
руководителе, актер в то время даже не помышлял.
Настоящими проводниками в мир кино стали для Олега Харитонова великие русские
режиссеры Валерий Усков и Глеб Панфилов. В феврале 2006 года на телеканале «Россия»
состоялась премьера картины, планы создания которой Глеб Анатолиевич Панфилов
вынашивал на протяжении 30 лет - фильма «
В круге
первом» по произведениям А.С. Солженицына. Олег был утвержден в этом фильме на
роль Руськи. «Глеб Анатолиевич снимает по старинке, не торопясь, делая много
дублей, позволяя привносить свои творческие находки» - вспоминает артист о работе
в картине. А возможность взаимодействия на площадке с такими именитыми коллегами
как Инна Чурикова, Евгений Миронов, Игорь Скляр, Дмитрий Певцов, Ольга Дроздова -
Олег считает большой творческой удачей.
Этапной для него стала работа и в популярном сериале «
Громовы» режиссера Александр
Баранова. Актер не разделяет мнения о «легковесности» сериалов. «Сериалы - это
точно не меньшее искусство, чем кино. И в профессии у меня нет никаких табу. Не
боюсь, что меня не пригласят в большое кино, только по той причине, что уже
засветился в сериалах. Как когда-то не опасался сниматься в рекламе, хотя меня
отговаривали, убеждая, что я могу стать человеком, потерянным для сериалов. Я на
собственном опыте увидел, что никаких правил здесь не существует» (Из интервью
Олега Харитонова еженедельнику «М-Бульвар»).
Своеобразным звездным часом для Олега стало приглашение исполнить главную роль в
сериале «Паутина». Его персонаж - Федор Туманов - бывалый оперативник. Ему не
привыкать ходить по лезвию ножа, главная задача - раскрыть преступление. Возможно,
секретом успеха этой картины стало то, что в ее создании приняли участие три
режиссера разных школ и поколений - Валерий Усков, Владимир Краснопольский и
Михаил Мамедов. Классик российского кинематографа Валерий Иванович Усков («Тени
исчезают в полдень», «Вечный зов», «Ермак», «Две судьбы», «Сыщики» и мн.др.)
утвердил Олега на звездную роль. При этом пробы шли на протяжении полутора
месяцев, и Харитонову пришлось «состязаться» с несколькими десятками очень
известных и талантливых коллег. Уже во время съемок Валерий Иванович доверил
Олегу самостоятельно выстроить роль, практически не делал замечаний. «Играй, как
ты чувствуешь, - рекомендовал режиссер, - и ничего не меняй». Сериал «Паутина»
получил благожелательные отзывы журналистов и зрителей. Его финальная часть
достигла рейтинга 20, 6%, уступив только сериалу «Татьянин день» и информационной
программе «Время». Рейтинг 20,6% означает, что этот фильм смотрел каждый пятый
взрослый россиянин. Затем было снято продолжение сериала «Паутина», показ
которого состоялся осенью 2008 года на телеканале «НТВ».