Элиа Казан (настоящее имя Элиас Казанжоглу) североамериканский кинорежиссер.
Родился 7 сентября 1909 в Константинополе в греческой семье, торговавших хлопком. В
1913 он с семьёй эмигрировал в Нью-Йорк, где его отец занялся торговлей коврами.
После обучения в одном из колледжей Массачусетса он поступил в Йельский
университет на отделение драматического искусства. Играл в авангардном театре
«Груп Театр» (Group Theater).
В 1930-х начал ставить пьесы на Бродвее как режиссер. С 1934 года на протяжении почти
двух лет Казан являлся тайным членом Коммунистической партии. К началу 1940-х годов
Элиа Казан стал одним из самых видных театральных режиссёров Нью-Йорка, закрепив
за собой прочное место среди элиты города. Как актёр он успешно себя показал в
постановках «Люди в белых халатах», «В ожидании Лефти», «Джонни Джонсон»,
«Золотой мальчик» и «Лилиом». Среди наиболее успешных театральных постановок
Казана - «Смерть коммивояжера» Артура Миллера и «
Трамвай «Желание»» Теннесси Уильямса, а его режиссёрский талант был
продемонстрирован пьесами «Трамвай Желание» (1947), «Кошка на раскалённой крыше»
(1955), автором которых был Теннесси Уильямс, а также постановками «Все мои сыновья»
и «Смерть коммивояджера» Артура Миллера. За две последние, а также за пьесу «J.B.»,
Элиа Казан получил премии «Тони». Сыграл в фильмах компании «Warner Bros.» «
Завоевать
город» (1940) и «
Блюз ночью» (1941). В 1944
году влиятельный продюсер студии «XX век Фокс» Дэррил Ф.Занук заключил с Казаном
контракт на постановку нескольких фильмов. Первый же, «
Дерево растет в Бруклине» (1945), трогательная история о работниках
цирка в начале века, был удостоен премии «Оскар» за лучшую мужскую роль второго
плана (Джеймс Данн).
Большой популярностью и у зрителей, и у критиков пользуется драма «
Джентльменское соглашение» (1947), снятая на злободневную
тогда в США тему антисемитизма. Грегори Пек сыграл в ней журналиста, который с
целью эксперимента начинает выдавать себя за еврея, не подозревая, к каким
последствиям это приведет. Картина получила два «Оскара»: за лучший фильм и
лучшую режиссуру. Всего за пару лет Казан стал одним из ведущих постановщиков
Голливуда.
Событием в истории кино стала кинокартина Казана «
Трамвай «Желание»» (1951). Пьесу Казан с успехом ставил в 1930-х на Бродвее,
так как с материалом он был знаком прекрасно, техникой же кинопостановки к началу
1950-х овладел в совершенстве. Оставалось - подобрать актеров. И Казан попал в точку.
Вивьен Ли в роли Бланш Дюбуа и Марлон Брандо в роли Стенли Ковальского не просто
сыграли свои роли, они превратили своих персонажей в настоящих, полноценных,
сложных людей, в которых буквально пульсирует весь спектр человеческих эмоций -
от нежности и наивной мечтательности Ли до ограниченной, мещанской злобы Брандо.
Нельзя не отдать должное и умению Казана превратить статичное пространство пьесы
в кинематографическую вселенную, живой и абсолютно реальный мир. «
Трамвай «Желание»» был удостоен пяти премий «Оскар», в том числе Вивьен
Ли за лучшую женскую роль. Без награды, однако, осталось главное достоинство
фильма - уникальная работа Марлон Брандо. Работая с ним, Казан применил вариант
«системы Станиславского», пропагандируемый в США Михаилом Чеховым. С Брандо
Казан сделал и следующую свою кинокартину «
Вива, Сапата!» (1952),
историю бурной, но непродолжительной жизни одного из вождей мексиканской
революции. Трактовка революции у Казана резко отрицательная, бунт обречен на
поражение, а его вожак - на моральное разложение.
Год выхода «
Вива, Сапата!»
стал роковым в судьбе и карьере Элиа Казана. Фигура Элиа Казана была очень спорной
в актёрских кругах Америки. В 1952 режиссер дал показания Комиссии по расследованию
Антиамериканской деятельности, возглавляемой печально известным сенатором
Джозефом Маккарти. Казан назвал имена десятков людей, по его мнению,
сочувствующих в Голливуде коммунистам. Названные попали в «черный список»,
лишились работы, началась их травля в прессе. Этого Казану не простили и после
смерти Маккарти в 1957, завершившей «охоту на ведьм», травить начали уже его самого,
обвиняя в предательстве. Этот поступок многие американские актёры так ему и не
простили. Тем не менее, события 1952 породили, видимо, лучший период в творчестве
Казана, мучимого теперь чувством вины и гораздо более глубокими вопросами, чем
раньше.
В 1954 Элиа Казан снял, возможно, свою лучшую кинокартину «
В порту» (On the Waterfront). Основанный на
газетных публикациях, фильм рассказывает о коррупции в профсоюзах рыбаков
Нью-Йорка. В третий раз работая с Марлоном Брандо (воплотившем образ тугоумного
боксера, в котором медленно, но верно пробуждается самооценка и чувство
гражданского долга), Казан добивается от него неистовой, яростной и в то же время
предельно сконцентрированной игры. Мастерски сочетая предельный реализм
повествования (замечательная операторская работа Бориса Кауфмана, исключительно
достоверные декорации) с библейскими мотивами самопожертвования, Казан создал
этапный фильм не только в истории Голливуда, но и всего кинематографа. «
В порту»
получил восемь премий «Оскар», в том числе за лучший фильм, лучшую режиссуру и
(наконец!) Марлону Брандо за лучшую мужскую роль.
В 1955, вслед за Брандо, Казан открыл другую яркую актерскую индивидуальность
Голливуда - Джеймса Дина. 23-летний актер (погибший в 1956 и возведенный в ранг
молодежного идола) создал свой лучший, наполненный энергией и страстью образ в
кино в фильме Казана
К востоку от
рая, экранизации романа классика американской литературы Джона Э. Стейнбека. О
цинизме и лицемерии общества говорят фильмы режиссера «Куколка» (1956) и «
Лицо в толпе» (1957). В 1963 вышла эпическая кинокартина «
Америка, Америка», о судьбе греческих эмигрантов в США, частично
основанная на воспоминаниях Казана. Менее удачна в художественном плане, но
принципиальна в нравственном кинолента «
Сделка» (1969), где речь идет о
человеке, которого посещают призраки людей, которых он когда-то предал. «
Сделка» -
исповедь Казана, так и не простившего себе свою измену. Первым в американском кино
Казан обратился (хотя и косвенно) к теме Вьетнамской войны в драме «Посетители»
(1972), о бывших солдатах, мстящих своему сослуживцу за его рапорт командованию о их
преступлениях. Последний законченный фильм режиссера - «
Последний магнат» (по роману Фитцджеральда), рассказ о нравах
киностудий «Золотого века» Голливуда.
В марте 1999 Элиа Казану был присужден «Оскар» за вклад в киноискусство. Во время
вручения 89-летнему режиссеру премии (вручали Мартин Скорсезе и Роберт Де Ниро)
часть зала аплодировала стоя, а часть осталась сидеть, демонстративно высказав
свое презрение человеку, предавшему своих коллег.Когда в вручали почётный
«Оскар», некоторые (Ник Нолти, Эд Харрис) отказались аплодировать вообще, а
некоторые (Стивен Спилберг, Джим Керри) аплодировали сидя. С протестом против
вручения ему премии также выступил французский режиссёр Жюль Дассен, который сам
угодил в начале 1950-х в «черный список» Голливуда. Но жизнь художника меряется его
творениями, а не поступками, которые он скорее всего, необдуманно, совершал в
своей жизни. И Элиа Казан навсегда останется выдающимся кинорежиссером, в центре
творчества которого всегда был человек во всей своей невероятной сложности и в
борьбе как с подлостью окружающего мира, так и с компромиссом и низостью в самом
себе.
Элиа Казан трижды был женат. Первые два брака закончились смертью его супруг, а
третий продлился до его собственной кончины. Режиссёр скончался 28 сентября 2003
года в Нью-Йорке в возрасте 94 лет.