Популярные торрент-раздачи в персонах кино (профиль, семья, родственники)
Искать раздачи: Марина Ковалёва 17
Краткая биография
Биография
Марина Францевна Ковалева родилась 1 января 1923 года. Мать - певица, народная
артистка РСФСР Ольга Ковалёва. Отец - Франц Феликсович Иванчук был архитектором. В
1936 году его исключили из партии "из-за причастности к группе Бухарина". Он, не
дожидаясь ареста, уехал в Казахстан и прожил там всю жизнь. С тринадцати лет
Марина осталась с мамой. А через два года началась её артистическая карьера.
Яков Протазанов ставил фильм "Семиклассники". Его ассистент пришёл в одну из
московских школ в поисках юных артистов. И присмотрел Марину Ковалёву на главную
девчачью роль в этой картине - Тани Русановой. Она снялась в фильме и попала в
картотеку "Союздетфильма" (сейчас - киностудия им. Горького). Чуть позже режиссёр
Александр Разумный снимает с ней фильм "Тимур и его команда", сыграла там Ольгу
Александрову. В 1940-м году её приглашает Александр Роу на роль Царь-девицы
Зари-заряницы в фильме "Конёк-Горбунок". Ивана играл Пётр Алейников. Съёмки
проходили в Ялте. Марине пришлось оставить московскую школу и, перейдя в 10-й класс,
вместе с мамой выехать в Ялту. Работа над фильмом была уже завершена, но до конца
учебного года Ковалёвы решили не возвращаться в Москву. И вот наконец аттестат на
руках. После выпускного договорились всем классом ехать в "Ласточкино гнездо".
Марина прибежала домой переодеться. И от мамы узнала, что началась война.
В июле 1941 года в Ялту пришла телеграмма: "Срочно вызвать Ковалёву для участия в
оборонном фильме". Благодаря этому удалось достать билеты на поезд, и Марина с
мамой уехали домой. "Оборонный фильм - это продолжение "Тимура и его команды",
сценарии к которому написали Аркадий Гайдар, Лев Кулешов и Александра Хохлова.
Назывался он "Клятва Тимура". Снимали картину по дороге в Сталинабад, куда
эвакуировалась киностудия "Союздетфильм". Всё делалось второпях, да и сюжет не
особенно интересный. В общем, успеха картина не имела. Марина работала на студии
помощником режиссёра, ассистентом оператора, костюмером и снималась в
киносборниках.
В 1943-м году с большим трудом удалось вернуться в Москву и через дирекцию фронтовых
театров устроиться в студию Арбузова и уехать с ней на Западный фронт. Марина была
занята в спектакле "Парень из нашего города" - играла Варю. Встречали их повсюду
замечательно. Бывали у артиллеристов, у танкистов, в пехотных частях... В июле 1943-го
они оказались под Курском, рядом с Прохоровкой. Всех артистов отправили в Москву.
Для Марины это было настоящим счастьем. Во-первых, она ждала ребенка. А во-вторых,
потому что в Москве открылась школа-студия МХАТ. В 1944-м году она туда поступает и
учится у прекрасных педагогов: Блинникова, Массальского, Кудрявцева, Топоркова,
Литовцевой. Заботы о маленьком Алёше в основном взяла на себя её мама. По
окончании школы-студии в 1948-м году её берут в молодёжную труппу МХАТа - вместе с
Александром Михайловым (тот, который сыграл Сашу Григорьева в первом фильме "Два
капитана"), Алексеем Покровским, Валентиной Гузыревой. Ковалёва работает во МХАТе
семь счастливых лет. А потом по семейным обстоятельствам оттуда уходит.
Первый брак с артистом и режиссёром Леонидом Аграновичем был недолговременным. И
она, расставшись с ним, вышла замуж за Рамаза Мчедлидзе - сына народной артистки
Веры Давыдовой и знаменитого баса, директора грузинского театра оперы и балета
Дмитрия Мчедлидзе. Муж занимался партийной работой, и его в середине 60-х направили
поднимать колхоз "Красный Маяк" в Великолукской области (Псковской). До отъезда в
колхоз Марина Ковалеёва снялась в двух фильмах Чиаурели "Падение Берлина" с
Борисом Андреевым, за который получила Сталинскую премию в 1950 году, и в картине
"Незабываемый 1919 год" тоже с Борисом Андреевым.
И вот она, расставшись с кино и театром, приезжает в деревню Тигощи. Работает
заведующей сельской библиотекой и секретарём парткома. А душа рвётся в театр.
Через два года вернулись в Москву. Во МХАТ её не взяли, и она уезжает в Тбилиси - в
Драматический театр им. Грибоедова. А у мужа опять новое назначение - отправляют
поднимать целину. Детей - Ольгу и Теймураза - бабушка с дедушкой оставили у себя,
сказав: "Вот обустроитесь, тогда заберёте". И Марина Францевна, приехав в
Целиноград, с головой окунулась в творческую атмосферу. Вспоминает: "Там работал в
это время замечательный Целинный драматический краевой театр. У меня был богатый
репертуар, я очень много играла. И всё бы хорошо, но... муж получает повышение по
службе - его назначают секретарём районного комитета партии. А район этот я
прекрасно знала, там не то что театра - клуба-то не было. Я наотрез отказываюсь с
ним ехать. Моя семейная жизнь на этом заканчивается".
И она снова в Москве, и снова без работы. "Но мне очень повезло, - рассказывает
Марина Францевна. - Ректор школы-студии МХАТ Вениамин Радомыслинский был
совершенно замечательным человеком. Ни одного своего питомца не оставлял без
постоянной заботы. Придёшь к нему, а он скажет: "Не волнуйся, Маришенька. Что-нибудь
придумаем". Благодаря ему я некоторое время работала педагогом на кафедре
сценического искусства, потом - ассистентом у Аллы Тарасовой..."
А позже её приглашают в Горьковский драматический областной театр в город
"Арзамас-16". Там она прожила четыре года, играла уже возрастные роли. В 1973 году,
вернувшись в Москву, устраивается во МХАТ, но уже не актрисой, а освобождённым
заместителем секретаря парткома по оргвопросам. Режиссёром тогда стал Олег
Ефремов. "Мы с Олегом были давно знакомы, - рассказывает Марина Францевна. - Ещё со
времен учёбы в школе-студии МХАТ. Он поступил туда на год позднее меня. У нас
сложились товарищеские отношения. Но работать с ним было сложно. Приду к нему, а
он: "Ну ты, небось, опять со своим собранием? Сколько можно их проводить?" Но работа
есть работа. Правда, я не могла дождаться, когда уйду на пенсию. По большому счету,
не по душе мне было это дело".
Но и на пенсии Марина Францевна сложа руки не сидела. Помогала с внуками, написала
книгу о маме, были журнальные статьи про целину, про колхоз. Но больше всего ей
дорога публикация про войну. Она мне показывает её в журнале "Дружба народов" и
вспоминает: "Был у меня друг с пионерских лет - Семён Туманов. Потом он стал
кинорежиссёром, снял такие известные фильмы, как "Бауман", "Алёшкина любовь", "Ко
мне, Мухтар". Во время войны ушёл на фронт и писал мне письма, добрые, лирические.
Мама их сохранила. И я уже в середине девяностых годов написала повесть "40 писем с
войны". А Товстоногов, тоже хорошо знавший Туманова, сделал предисловие к этой
публикации. Кстати, эту мысль ему подал Егор Яковлев, тогда он был редактором
"Известий". Он, узнав, что у меня есть эти письма, дал целую полосу в своей газете:
"Письма о любви и войне". А потом уже Товстоногов предложил их в "Дружбу народов".
Ещё одно увлечение всей жизни Марины Ковалевой - Чехов. Не только его творчество,
но и жизнь. Она сама пыталась найти разгадку в отношениях писателя и Лидии
Авиловой. Эта тема её настолько увлекла, что вдохновила на рассказ "Длинное
письмо", которое было опубликовано в одном из выпусков "Литературного
альманаха".
У Марины Ковалевой трое детей. Старшему сыну Алёше скоро 62 года. Он тоже окончил
школу-студию МХАТ, работал в "Ленкоме", в Театре им. Станиславского, жена у него
тоже актриса - Жанна Владимирская. Но у них в актёрской профессии не все гладко
складывалось, и они уехали в Америку. Дочь Ольга живет в Тбилиси. Она университет
окончила, но сейчас преподаёт русский язык в грузинской школе. Теймураз - кандидат
физико-математических наук, у него хорошая большая семья - трое детей. Работал в
Японии, в Швеции, сейчас - в Германии.
Марина Францевна Ковалева умерла 30 мая 2007 года. Похоронена в Москве на
Николо-Архангельском кладбище.
Фильмография
Награды и премии
Заслуженная артистка РСФСР
1950 Лауреат Сталинской премии (за фильм «
Падение
Берлина »)
Спасибо Вам
Предлагаем участвовать в помощи нашего сайта. Поставьте оценку 5 и получите: Проголосовать!