Детство
Евгений Миронов родился 29 ноября 1966 года в Саратове в семье рабочих. Об актерской
профессии он естественно ничего не знал, но с детства мечтал стать актером. Женя
учился в музыкальной школе по классу аккордеона, занимался в драматическом
кружке и даже сочинял пьесы. Правда к своим детским «произведениям» он относится
с большой иронией: «Так, дурацкие какие-то. Я их писал, а потом ставил в школе.
Просто, кроме меня, в нашей школе этим некому было заниматься. Это делалось для
уроков защиты профессии, были у нас такие. Надо было выбрать какую-нибудь
профессию и «защитить» ее. Нашему классу достался телеграфист. Я написал об этой
профессии пьесу, и мы ее сыграли. Еще играли «Красную шапочку». Я сделал из этой
сказки мюзикл на музыку оперы «Аида». Сам играл во время представления на разных
инструментах».
Следует отметить, что несмотря на казалось бы активное участие в
самодеятельности, Женя на самом деле боялся сцены, был робок, зажат. Так его первый
выход на школьную площадку обернулся провалом. Мальчик пел трагическую песню про
умирающего комсомольца, а зрители... хохотали до слез. Со сцены он спускался под
крики: "Тебе прямая дорога в цирк!".
Страх перед сценой еще долго сопровождал мальчика. И какой же надо было иметь
характер, чтобы вопреки своим комплексам, в четырнадцать лет принять
окончательное решение стать актером. Конечно, тут сказались и детские
представления об этой профессии - слава, поклонницы, автографы. Мечтая об этом, он
даже придумал себе особую подпись. Между прочим, эта наивная детская затея
пригодилась актеру. Теперь Евгений действительно пользуется этим автографом.
Окончив восемь классов, Евгений решил поступать в театральный. Для родителей это
стало большой неожиданностью, но они постарались всячески поддержать сына.
Поскольку в Москве четырнадцатилетних не принимали, Евгений подал документы в
Саратовское театральное училище им. И.А.Слонова. Он был принят в мастерскую В.А.
Ермакова, где преподаватели сразу отметили одаренного юношу.
Театр
В 1986 году, окончив обучение, Евгений Миронов отправился в Москву, где добился
встречи с Олегом Павловичем Табаковым, тоже выходцем из Саратова. Мэтр
отечественного кинематографа и театра сразу взял талантливого юношу на второй
курс Школы-студии МХАТ.
Первоначально в начинающем актере проснулась его былая робость. Случалось, у
группы одновременно проходили занятия на пятом и на четвертом этажах. Миронов
отпрашивался у Олега Табакова: "Извините, пожалуйста, меня ждут на четвертом
этаже". Спускался ниже: "Извините, пожалуйста, меня ждет Олег Павлович на пятом". А
сам в это время прогуливал, потому что все еще стеснялся сцены, этюдов,
одногруппников. Благо, из училища его не отчислили, потому как педагоги стали
замечать в будущем актере проблески таланта.
Уже на втором курсе Миронова пригласили играть в драматическом театре. Вскоре он
дебютировал в кино. Его первой работой стала роль любовника жены в фильме
Александра Кайдановского «
Жена
керосинщика» (1988). После чего снялся во второстепенных ролях еще в нескольких
фильмах: в фильме «
Женщины, которым повезло», в армейской драме «
Делай - раз!», в
военном фильме о событиях 1941 года «
Перед
рассветом».
Спектакли, съемки, учеба... Евгений посвятил этому всего себя. Комендантша
общежития, в котором проживал Миронов, вспоминает: «Можете мне не верить, но у Жени
просто отсутствовали вредные привычки. Не пил, не курил, был предельно со всеми
вежлив. Свободного времени у него не было, потому что он постоянно трудился...»
Видимо от больших нагрузок у Евгения открылась проводная язва желудка. Его
оперировали. После операции необходимы были покой, диета, уход, но он все равно
продолжал сниматься. В этот период ему на помощь пришла его мама. Она ездила за
сыном на все съемки, кормила его по расписанию едой, которую возила с собой в
термосе.
Школу-студию МХАТ Евгений Миронов окончил в 1990 году. Тогда же он был принят в
театр-студию Олега Табакова (известную также под названием "Табакерка"). Здесь он
зарекомендовал себя одним из самых талантливых актеров нового поколения. Очень
быстро он выдвинулся на ведущие роли.
Его стеснительность и робость по отношению к сцене сменилась другой крайностью.
Актер порой настолько отдавался своей роли, что это шло в ущерб его здоровью. Так
во время работы над "Гамлетом" у Питера Штайна, Миронов практически не спал - не
мог. Если засыпал, то пробуждался от того, что представлял себе очередную
мизансцену, все записывал и шел на репетицию. В результате Миронов очутился в
специальном подмосковном пансионате, большинству пациентов которого было за 70.
Актер гулял, пил фитонапитки, принимал йодобромные ванны, делал массажи.
Приезжающие проведать коллеги недоумевали: разве можно настолько входить в роль,
чтобы потом выходить из нее уже в больнице? Так и с ума сойти не долго.
Кино
В кино Евгений Миронов первую роль сыграл в 1988 г. - в фильме Александра
Кайдановского "Жена керосинщика", но широкую известность и признание получил
после исполнения главной роли в фильме Валерия Тодоровского "Любовь" в 1991 г. За нее
актер удостоился целого ряда кинематографических наград, как отечественных, так
и зарубежных, и был признан лучшим актером 1992 года.
Не менее удачной стала в исполнении Миронова и роль лейтенанта в картине Петра
Тодоровского «Анкор! еще анкор!» (1992). Его герой пытается преодолеть тиски
советской системы, ломающей судьбы и души советских офицеров в первые
послевоенные годы.
После картины «
Анкор, еще
анкор!» актера просто завалили сценариями фильмов, для участия в которых надо
было чуть подкачать грудь и заняться торсом. «Но мне это быстро надоело! Не хочу
конкурировать с Машковым. Володька мой друг еще со студенческих времен. Мы съели
не один пуд соли. Поэтому не побоюсь быть неправильно понятым и заявлю: он -
настоящий секс-символ! А мне, зачем такая слава? Поклонницы есть, и ладно».
С каждым новым фильмом актерский талант Миронова все явственней проявлял свою
незаурядность. В фильме Дениса Евстигнеева «
Лимита» (1994) актер доказал свое
право быть равноправным соавтором режиссера. Благодаря таланту актера его почти
незаметный эпизодический персонаж, программист Михаил, в процессе съемок стал в
один ряд с главным героем.
В дальнейшем Евгений Миронов снимался у Михаила Швейцера, Дениса Евстигнеева, а
за работу в фильме Никиты Михалкова "Утомленные солнцем" актер на фестивале
"Созвездие-95" получил приз за лучшую эпизодическую роль. Несомненная творческая
удача Евгения Миронова - главная роль в фильме Владимира Хотиненко "Мусульманин"
(1995). Стоит отметить также созданный Мироновым образ Хлестакова - в комедии Сергея
Газарова "Ревизор", где актер попытался вырваться за рамки традиции исполнения,
отказался от чертовщинки и сделал своего героя невинным и инфантильным, вызывая
аллюзии на сценическую трактовку М. Чехова.
Однако благодаря своим работам Евгений Миронов не только завоевал симпатии
зрителей, но и приобрел у определенного круга маститых режиссеров репутацию
«неудобного» актера с якобы вздорным характером. На самом же деле талантливый
актер просто не желал быть слепым исполнителем чужой воли: «Я не пластилиновый и
не восковой. Не люблю, когда артист становится материалом для лепки. Я могу
участвовать в процессе создания спектакля только полноценно, вместе с
режиссером. Если этого нет, я либо прекращаю сотрудничество, либо хитрю, но гну
свою линию». Понятное дело, что подобное распределение функций мало кого
устраивало. Поэтому во второй половине 90-х Евгения мало задействовали в
кинематографе, предпочитая не связываться с «неудобным и не от мира сего»
актером. Ситуация радикально изменилась с началом нового века.
В 2000-2001 годах Евгений Миронов сыграл в кино несколько интересных ролей. Так
совершенно неожиданным стал его персонаж в фильме А. Учителя «
Дневник его жены». Зритель видит постепенную трансформацию
женоподобного приживалы, становящегося настоящим хозяином дома Бунина.
Тиранство посредственного и совершенно опустошенного человека выглядит в его
исполнении не менее драматично, чем боль одинокого и запутавшегося писателя. В
фильме «В августе сорок четвертого» Миронов сдержанно и внутренне насыщенно
сыграл капитана Алехина. Благодаря уверенному мастерству актера интерпретация
героя культового романа В. Богомолова была признана вполне адекватна.
Когда режиссер Владимир Бортко приступил к съемкам сериала «
Идиот», то он сразу решил, что
главного героя князя Мышкина должен играть Евгений Миронов. Евгений отнесся к
этому предложению со всей серьезностью: «Мне сразу стала понятна вся мера
ответственности, и никакой легкости, радости и счастья я не испытывал. Я даже
какое-то время считал, что играть Льва Николаевича Мышкина в сериале очень опасно.
Я долго и серьезно все взвешивал, советовался. Потом решил».
Кроме того актера смущал сериальный формат «
Идиота». Ведь играя такой сложный
материал, как
Достоевский, очень
легко по выражению Евгения «плюнуть в вечность»: ведь в отличие от фильма, где
всегда есть время на размышление, в сериале все делается в бешенном ритме, и актер
практически не имеет права на ошибку. Евгений признает, что роль далась ему очень
тяжело. Приступая к работе, он похудел на семь килограмм. Из-за жестких временных
рамок съемки происходили почти круглосуточно - порой по 20-22 часа, и в большинстве
случаев в кадре находился Миронов. «У нас было мало времени. Из-за этого я был
вынужден вступать в конфликты. Однажды нужно было быстро начинать снимать - пока
не взошло солнце, но я настоял на том, что мы не готовы к этой съемке и снимать
нужно на следующий день, когда лучше подготовимся. Такие роли нельзя играть в
суете. В последние съемочные дни я не выходил из кадра двадцать два часа. У меня
тек грим, отклеивались усы и борода. Это были самые сложные сцены, я снимался с
нашатырным спиртом. Но необходимость мобилизоваться помогала».
Первое время Евгений Миронов никак не мог сойтись с режиссером Владимиром Бортко
в своем отношении к персонажу. У них был совершенно разный взгляд на эту работу. Но
в какой-то момент они сумели найти точки соприкосновения, в результате чего
родилась просто гениальная роль. Возможно, этому помогло и то, что, как и в прежние
времена, Евгений по настоящему вжился, «врос» в свою роль.
«Так получилось, что герои, которых я играю, это почти реальные для меня люди.
Когда долго дружишь, знаешь ведь, что сделает человек в такой-то ситуации. А я со
своими героями дружил, отождествлял себя с ними и спорил с ними. И образ Мышкина я
все равно не могу отстранить от себя самого. В какой-то момент это приняло
навязчивый характер. У Мышкина есть одно свойство - он никогда не врет. То есть по
ходу дела он начинает немного привирать, чтобы подделаться под людей. Потому что
иначе он очень выделяется и тем самым приносит вред и себе, и окружающим. И вот,
знаете, я попробовал один день не врать. Ну абсолютно. Это же касается всего. И
общения с людьми, и общения с собой. Прежде всего общения с собой. Я еле выдержал.
Есть какие-то вещи в цивилизованном мире - этикет, вежливость, нежелание причинить
неудобство ближнему, в общем, много чего, что делает невозможной эту прекрасную
привычку Льва Николаевича».
Блистательная работа в «
Идиоте» вознесла Евгения Миронова в когорту самых выдающихся
современных киноактеров. От предложений режиссеров у него сегодня нет отбоя, и
это оказывается еще сложнее, чем когда у тебя мало ролей. Актер признается, что
право выбора накладывает на него невообразимую ответственность, когда важно не
ошибиться, проявить интуицию. При этом он отмечает, что в первую очередь это
ответственность перед самим собой. «Если я буду честен перед собой, я буду честен
перед другими», - приводит он слова А.С. Пушкина.