Николай Петрович Караченцов родился 27 октября 1944 года в Москве. Его отец -
Караченцов Петр Яковлевич, художник-график, много лет проработавший в журнале
"Огонек". Мать - Брунак Янина Евгеньевна, балетмейстер-постановщик.
Мир театра Николай открыл для себя в раннем детстве. Мама Николая в те годы
заканчивала ГИТИС.
Параллельно как балетмейстер-постановщик ставила спектакли в
крупнейших музыкальных театрах, таких как ГАБТ, Казанский музыкальный театр,
Музыкальный театр Улан-Батора в Монголии и др. Часто на репетиции брала с собой и
маленького Колю. Неповторимый дух театра, красота балетного искусства с первой
минуты заворожили мальчика. Коля решил стать балетным танцовщиком. Со своей
стороны, Янина Евгеньевна считала такое занятие "не для мальчиков". С трудом
отговорив сына от его выбора, отвела Николая в одну из спортивных секций. На
некоторое время о профессии артиста было забыто. Правда, увлечение пластикой и
танцами осталось у Николая на всю жизнь.
С 10-го класса Караченцов вовсю занялся подготовкой к поступлению в один из
московских вузов, причем отнюдь не театральный. В то время при Центральном
детском театре была создана группа "Актив", которую набирали из старшеклассников
московских школ. В обязанности "активистов" входило дежурство в здании театра и
слежение за соблюдением порядка школьниками. "За компанию" вместе со своим другом
в "Актив" попал и Николай Караченцов. Жизнь снова столкнула его с театром.
Благодаря появившейся возможности Николай не только пересмотрел весь репертуар
ЦДТ. В Клубе Искусств при театре прослушал весь курс лекций для школьников, на
которых "читали" известнейшие актеры того времени: Эфрос, Марков, Филиппов и др.
Вскоре при ЦДТ открылась и студия самодеятельности для школьников. Караченцов
записался в нее одним из первых. Руководителями студии были Печников и
Миньковская, которые стали для Николая первыми учителями актерского мастерства.
Надолго запомнилось волнение и от первой в жизни сыгранной роли в спектакле
"Фигаро". Тогда же Николай твердо решил стать профессиональным актером.
В 1963 году с блеском прошел три тура в Школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко
при МХАТе. С тех пор театр стал неотъемлемой частью жизни актера Николая
Караченцова. Его учителями были именитые актеры-"старики": профессор Виктор
Михайлович Монюков, Василий Осипович Топорков, Василий Яковлевич Станицын.
Талант начинающего артиста сразу заметили. За первую же студенческую работу,
Дахно в спектакле
Панова
"Метелица", Караченцов был удостоен приза "за лучшую мужскую роль". Особую оценку
получила и его дипломная работа - Милославский в "Иване Васильевиче".
Театр
В 1967 году Николай Караченцов с отличием окончил Школу-студию. Обычно выпускников
школы автоматически "распределяли" во МХАТ. Но в 1967 году в Московском театре имени
Ленинского комсомола (с 1991 года - "Ленком") сложилась катастрофическая ситуация
недобора актерского состава. По запросу главного режиссера театра Монахова
руководство Школы-студии МХАТа направило десять своих лучших выпускников в театр
Ленинского комсомола. Так Николай Караченцов стал актером театра и за 30 лет
творчества ни разу не "изменил" "Ленкому".
Среди первых работ Николая - постановки, поставленные еще Эфросом. Приход в 1973
году в театр Марка Захарова перевернул жизнь театра. После успешной пробы Николая
в первом спектакле Марка Григорьевича "Автоград 21" (1973), Захаров пригласил актера
на главную роль в своем следующем спектакле "Тиль" (1974). Спектакль произвел эффект
разорвавшейся бомбы: острые реплики, непривычно смелый текст, новые решения
театральной постановки. Великолепно сыгранный Николаем образ Тиля - шута,
хулигана и бунтаря - стал "кумиром" советской молодежи 1970-х. "Тиль" имел
оглушительный успех. Постановка стала вехой в культурной жизни советского
общества. С того времени имя Николая Караченцова стало известно всей стране.
Не меньший успех имела работа актера и в следующей постановке Захарова "Юнона и
Авось" (1981). Граф Резанов в исполнении Николая - яркий и харизматичный образ
путешественника, романтика и авантюриста, человека мужественного, волевого, в то
же время ранимого и умеющего любить. Созданный им образ - настолько гармоничен,
что тем более не случайным кажется фатальное совпадение имен и отчеств героя и
актера. Спектакль сразу же стал одной из самых знаменитых московских постановок.
"Революционный" дух, новый жанр "рок-оперы" сделали "Юнону и Авось" классикой,
культовым спектаклем 1980-х. Позже была выпущена и ставшая хитом аудиоверсия
постановки. Вот уже 20 лет спектакль идет на сцене "Ленкома" и до сих пор собирает
аншлаг.
В театре Николай Караченцов сыграл десятки ролей в постановках всех жанров:
драмы, мюзиклы, комедии, рок-оперы. Его герои - совершенно разные по характеру, но
всегда выразительные, запоминающиеся. Каждая роль актера - "прожита" и пропущена
через себя. В каждой - огромная концентрация внутренней энергии и таланта актера.
Кино
Актер начал сниматься с 1967 года. Известность как киноактеру и поистине
всенародную любовь ему принесли роли в таких фильмах, как "Старший сын" (1975),
"Собака на сене"(1977), "Трест, который лопнул" (1982).
В копилке актера - более 100 киноролей в картинах всех жанров. Актер снялся в
картинах большинства ведущих режиссеров страны. Как театральные работы, так и
киноперсонажи в исполнении Николая разноплановы, не похожи друг на друга. Ему с
равным успехом удавались роли и "героев-любовников", и психологически сложные
характеры. Все "каскадерские" трюки Николай всегда исполнял сам, без дублеров!
Среди последних работ актёра можно назвать телефильмы «
Петербургские тайны» и «
Досье детектива Дубровского», историческую картину
Светланы Дружининой «Дворцовые перевороты», в телесериал Аллы Суриковой «
Идеальная пара».
Голос за кадром
Работа Караченцова в кино не ограничивается непосредственным участием в съемках
картин. Актера часто и много приглашают для озвучивания зарубежных
художественных кинолент. В частности, французский актер Бельмондо "говорит"
исключительно голосом Николая Караченцова. Голос актера звучит и во многих
мультфильмах для детей, таких как "Ловушка для Бамбра", "Пес в сапогах" и др.
Кроме собственно озвучивания, Николай Караченцов исполнил большое количество
песен к телефильмам и мультфильмам. Некоторые его песенные творения выпущены на
дисках и кассетах. В 1996 году вышел полный компакт-диск с песнями в исполнении
актера "Сны и были Николая Караченцова".
Общественная деятельность
Несмотря на насыщенный график работы, постоянные разъезды, съемки и репетиции
Николай Караченцов успевает вести и активную общественную жизнь. Актера часто
приглашают в качестве члена жюри различных конкурсов и фестивалей театрального и
киноискусства. Николай Караченцов является председателем жюри Конкурса
актерской песни имени Андрея Миронова . Николай Петрович Караченцов - член
Российской академии кинематографических искусств. Избирался секретарем Союза
театральных деятелей России.
Трагедия
В ночь на 28 февраля 2005 года на обледенелой дороге Мичуринского проспекта в Москве
автомобиль Volkswagen Passat, за рулём которого был Николай Караченцов, попал в аварию. В
результате актёр получил серьёзную черепно-мозговую травму. Он был доставлен в
больницу, где ему той же ночью была сделана операция. Караченцов пролежал 26 дней в
коме. В начале июня его перевели в Центр патологии речи и нейрореабилитации.
Процесс выздоровления затянулся. Лишь в мае 2007 года на гала-концерте с
презентацией дисков с песнями из репертуара Николая Караченцова, актёр смог
подняться на сцену, показавшись зрителям.
В апреле 2008 года Николай Петрович принял участие в работе по подготовке к изданию
второй книги из серии «Автограф века». За несколько часов артист подписал 250
листов с его репринтно воспроизведенным обращением к будущим поколениям.
Личная жизнь
Супруга Николая Караченцова - Людмила Андреевна Поргина , заслуженная артистка
России. Их сын - Караченцов Андрей Николаевич (1978 г. рожд.), закончил факультет
международного права МГИМО. В 2002 году Андрей женился. На сегодняшний день у
Николая Караченцова подрастают двое внуков.
После случившейся трагедии Людмила оставила работу в театре, чтобы полностью
посвятить себя заботе о муже. На тридцатилетний юбилей совместной жизни Людмила и
Николай обвенчались в церкви. Вопреки советам медиков Николай Петрович ведет
довольно активный образ жизни. Коллеги по актерскому цеху высоко оценили
стойкость и заслуги Николая Петровича. 16 июля 2006 года на Аллее звезд российского
кино, расположенной рядом с «Мосфильмом», состоялась закладка именной плиты
народного артиста России Николая Караченцова. В его родном театре отметили
25-летие легендарного спектакля - рок-оперы «Юнона» и «Авось», в которой все эти
годы актер блистал в образе графа Рязанова. Самым почетным гостем юбилейного
мероприятия был Николай Петрович. Овациями встретили актера и в киноконцертном
зале «Пушкинский», где в мае 2007 года состоялся гала-концерт, на котором прошла
презентация 12-дисковой антологии песен из репертуара Караченцова. В этом же году
Николая Петровича наградили орденом Святых Петра и Февроньи - покровителей семьи
и любви.
Николай Петрович скончался 26 октября 2018 года. Причиной смерти актера стал отказ
почек. В этот момент Караченцов находился в Московской городской онкологической
больнице. Осенью 2017 года врачи диагностировали у Николая Караченцова рак легких,
по словам супруги актера Людмилы Поргиной, неоперабельный.
Весной 2018-го Караченцов был подвергнут радиотерапии в Израиле, однако Поргина
рассказывала, что лучевая терапия не помогла.
В начале октября Николай Петрович подхватил двустороннее воспаление легких. В
течение двух последних дней актер находился в очень тяжелом состоянии из-за того,
что метастазы поразили почти все его органы.
Николаю Караченцову было 73 года.