Феклистов Александр Васильевич родился 7 декабря 1955 года в Ленинграде.
В 1975-1977 годах учился на факультете дефектологии Московского педагогического
института. Играл в театральной студии В.Спесивцева.
В 1982 году окончил Школу-студию МХАТ актерско-режиссерский факультет (курс О.
Ефремова) и был принят в труппу МХАТа на сцене которого выступал вплоть до 1989 года.
В 1988 г. перешел в студию «Человек». Был одним из организаторов Пятой студии МХАТ.
В 1995 - 2001 снова работал в Художественном театре, сейчас играет там в спектакле
"Пиквикский клуб".
В 1991-1998 году вел мастерскую в Школе-студии МХАТа. В данный момент актер выступает
на сцене театра «Сатирикон».
Снимался в фильмах: «
Отряд» А. Симонова, «
Плюмбум, или Опасная игра» В. Абдрашитова, «Пиры Валтасара, или
Ночь со
Сталиным» Ю. Кары, «
Сломанный
свет» В. Глаголевой, «
Луна-парк» П. Лунгина, «
Прорва» И.
Дыховичного, «
Год собаки» С. Арановича,
телесериалах «День рождения Буржуя» А. Матешко и «Досье Детектива Дубровского» А.
Муратова. В последнее время Александр Феклистов очень много снимается в кино. К 2010
году на счету актера уже более ста ролей.
Александр женат на экономисте, работнице телевидения, с которой воспитывает
троих детей.
Детство. Учеба
Александр Феклистов родился 7 декабря 1955 года в Ленинграде. Он рос обычным озорным
мальчишкой, который все время мечтал о... театре! Именно поэтому уже в начале 70-х
грезивший о сказке, о кукольном театре и не знавший об издержках театрального
процесса еще молодой Саша Феклистов пришел в студию Вячеслава Спесивцева, где
проработал целых 6 лет.
После ухода от Вячеслава Спесивцева, у Александра Феклистова наступил период под
названием "приходите завтра". Феклистов был отвергнут всеми театральными
институтами Москвы, хотя обладал уже каким-то опытом, ведь не со школьной скамьи
решил поступать в театральный: успел наиграться в театре у Спесивцева. Через год
только удалось поступить в Школу-студию МХАТа на курс Олега Ефремова. Педагогом
по мастерству актера был Андрей Мягков.
Учеба в Школе-студии МХАТа - воплощение традиции, куда с Ефремовым вошла еще и
атмосфера "Современника", казалась молодому артисту анахронизмом. В молодости
хочется все изменить, переделать, о чем сейчас артист вспоминает с иронией. Но об
этом никто почему-то не хочет помнить, сурово хмурясь и пресекая вольномыслие в
корне. Вот и Ефремов сдерживал юношеские стремления к реформам безапелляционной
фразой: "Вы сначала Розова научитесь играть".
Сейчас Феклистов считает, что Ефремов был прав - всегда нужна крепкая
профессиональная база, на основе которой можно экспериментировать сколько
заблагорассудится.
Театр
В 1982 году Александр Феклистов окончил школу-студию при МХАТ и сразу был принят во
МХАТ. Да, большая часть жизни Александра Феклистова связана со МХАТом и Олегом
Ефремовым. Однако в последние годы актер не имеет постоянного места работы. Со
времени ухода из МХАТа у Александра Феклистова началась судьба звезды-одиночки,
все больше появляющейся в антрепризах. Антреприза - это не только дополнительный
заработок актера, но и возможность выбрать понравившуюся роль и режиссера. "Есть в
этом какая-то ненормативность".
Сейчас актер играет в спектакле театра "Сатирикон" "Слуги и снег", в спектакле
Продюсерской Компании Анатолия Воропаева - мужа в "Ботинки на толстой подошве",
Клавдия и Бориса Годунова в спектаклях Питера Штайна "Гамлет" и "Борис Годунов".
Творческий организм Александра Феклистова умеет больше, чем сам актер об этом
знает. Феклистов - не из узколобых исполнителей. И это - признак талантливого
человека, который не может быть бесхарактерным. Герой словно бы поселяется внутри
артиста. А вот скандальности в нем нет, хотя он может уйти из спектакля, который
его категорически не устраивает как актера, но при этом обязательно объяснится.
Сегодня Александр Феклистов - «свободный художник», так он сам себя называет.
Александр Васильевич играет в спектаклях Международной конфедерации
театральных союзов, в антрепризах, снимается в кино и в телесериалах. “Во-первых,
антреприза - это возможность самому предлагать и выбирать материал, а иногда даже
режиссера. Во-вторых я очень люблю путешествовать, по нашей стране и далее. А
в-третьих, - это реальный заработок. Вот и все.”
Александр Феклистов и Роман Козак
Спектакль "Золото" собрал блестящий состав, включая самого режиссера Романа
Козака. Роман Козак, режиссер и художественный руководитель Театра имени Пушкина,
один из самых близких артисту Александру Феклистову людей. Творчески и
человечески. Они - однокурсники по Школе-студии МХАТа, вместе работали в
мхатовской труппе.
У них - целый ряд совместных проектов, начиная с легендарного спектакля
"Эмигранты" по пьесе Славомира Мрожека, поставленного Михаилом Мокеевым в
Театре-студии "Человек". Закончилось же сотрудничество с "Человеком" так же
внезапно, как и началось, по целому ряду причин как творческого, так и
материального порядка.
Команда Козака ютилась по разным театрам и всюду была чужой. В итоге каждый стал
самовыражаться самостоятельно. Правда, был еще козаковский "Маскарад" с
Арбениным-Феклистовым, о котором, как и об "Эмигрантах" и о "Годо", остались лишь
воспоминания. Практически все творческие начинания Козака, будь то создание
"Пятой студии" МХАТа, кратковременное руководство Театром имени Станиславского
или нынешнее пребывание на посту худрука Пушкинского театра, связаны с
Феклистовым. Он - участник многих спектаклей режиссера.
Кино
Параллельно с работой в театре актер успешно снимается в кино: он дебютировал в 1984
году, и первой ролью считается Доронин из "Отряда", хотя в этом же году вышли сразу
три фильма, где он снимался - "Соучастники", "Отряд" и "Лучшая дорога нашей жизни".
Наиболее памятные из работ в кино - "Плюмбум, или Опасная игра", "Шура и Просвирняк",
"Ближний круг", "Прорва", "Луна-парк", "Подмосковные вечера", "Дети чугунных богов".
Прослеживая карьеру Александра Феклистова, в театре или в кино, можно отметить
одну интересную особенность: стилем существования артиста является
краткосрочная антреприза, работа с узким коллективом единомышленников, с
которыми его соединяют узы давней дружбы. Они предпочитают, чтобы роль вспыхнула,
как ракета, а затем бы быстро исчезла, оставшись лишь ярким воспоминанием в жизни
зрителя, не успев надоесть. Сам актер не усматривает в этом никакого расчета, это
получается само собой, а закономерность - случайна.
Работа в сериалах кардинально отличается от художественного кино и театра. "Нужно
обладать опытом, чтобы сниматься в телефильмах", - полагает Александр Феклистов.
Работать приходится более оперативно. Нет времени на то, чтобы разучивать тексты
и постепенно погружаться в образ. В последнее время Александра Феклистова
зрители посмотрели в "Пятом угле", "Дне рождения буржуя", в роли доктора Платона
Алексеевича в сериале "Петербургские тайны" и "Развязка петербургских тайн",
Полякова в ленте "В августе сорок четвертого", Молотов в "Звезде эпохи", Борис в
"Подозрении".
О семье
Жена Александра Феклистова работает на телевидении. За годы совместной жизни она
научилась не ревновать своего мужа. Впрочем, актер и сам не дает повода. К тому же
Александр Васильевич - многодетный отец. У них с женой трое детей. И уже имеется
годовалый внук. «Моя старшая дочь, которая подарила мне внука, - говорит актер, -
сообщила мне о грядущем знаменательном событии в тот день, когда поступила на
факультет журналистики».
Старшая дочь тоже работает на телевидении, училась заочно в МГУ на журналистике.
Сын учился в Военно-медицинской академии. Младшая - в школе. Есть дворняга Нюша.
Не менее интересен Александр Феклистов как человек. Настоящий интеллигент -
уходящий тип. Необычайная открытость при непоколебимом внутреннем суверенитете.
Внешняя ровность и даже какой-то флегматизм при, несомненно, богатой, но
оберегаемой от посторонних эмоциональной жизни. Полное отсутствие снобизма. Он
не завистлив и не суетен. Стиль Александра Феклистова - благородство и
бескорыстие состоявшегося профессионала.