Театр
Игорь Васильев родился 20 мая 1938 года в Москве в семье известного столичного
архитектора Алексея Васильева. В 1961 году он окончил Школу-студию при МХАТ, где
обучался на курсе А. Карева, и был принят в труппу этого театра. В 1963 году Игорь
Васильев перешел в «Современник». Там он проработал до
1970 года, сыграв ряд ролей, среди которых: Генрих в «Голом
короле» по сказке Е.Шварца и Кристиан в «Сирано де Бержераке» Э. Ростана.
В 1970 году Игорь Васильев вернулся в МХАТ. Этой сцене актер остался верен до конца
жизни. В разные годы он был занят в спектаклях: «Сладкоголосая птица юности»
Теннесси Уильямса (Чанс Уэйн), «Три толстяка» Юрия Олеши (канатоходец Тибул), «
«Последние дни» Михаила Булгакова (Дантес), «На всякого мудреца довольно
простоты» Александра Островского (Глумов), «Мария Стюарт» Ф.Шиллера (Лестер),
«Валентин и Валентина» Михаила Рощина (Гусев), «Дядюшкин сон» Ф.М.Достоевского
(Мозгляков), «Утиная охота» А.В.Вампилова (Зилов), «Перламутровая Зинаида» М.Рощина
(Юрик), «Бал при свечах» Г.Епифанцева (Понтий Пилат), «Московский хор»
Л.Петрушевской (Саша), «Борис Годунов» А.С.Пушкина (Басманов), «Преступление и
наказание» Ф.М.Достоевского (Свидригайлов), «Сон в летнюю ночь» Шекспира (Оберон),
«Маскарад» М.Ю.Лермонтова (Неизвестный (1996), «Амадей» Питера Шефера (Барон Готфрид
Ван Свитен, Иосиф II), «Новый американец» С.Д.Довлатова (Баскин), «Учитель
словесности» В.Семеновского (Его Превосходительство) и другие.
Кино. Советский период
Впервые на телеэкране Игорь Васильев появился в 1962 году, снявшись в небольших
ролях в фильмах-спектаклях «
Седьмой
спутник» и «
Интервью
у весны». Спустя год состоялся его дебют в кино: в фильме режиссера Якова
Базеляна «
Город -
одна улица», поставленном на Ялтинской киностудии, он сыграл роль Сенечки.
Широкая известность к Игорю Васильеву пришла в 1975 году, когда на экраны страны
героико-приключенческий телесериал «
Вариант
«Омега». Сюжет фильма был основан на реальных событиях - действиях советской
разведки в оккупированном гитлеровцами Таллинне. В центре интриги -
интеллектуальная схватка советского разведчика Сергея Скорина, внедренного в
разведорганы фашистской Германии (эту роль исполнил Олег Даль), и немецкого
контрразведчика барона Георг фон Шлоссера. Последнего и сыграл Игорь Васильев.
Удивительно, но будучи персонажем отрицательным, его герой притягивал зрителя
своим умом, аристократизмом и обаянием.
Надо отметить, что аристократизм у Игоря Васильева был врожденным - и во
внешности, и в поведении. Благородные черты лица, осанка, умные глаза,
завораживающий голос - с такими данными ему была бы обеспечена слава где-нибудь в
Голливуде. А вот в советском кинематографе такой типаж, к сожалению, был не очень
востребован. Тем не менее, в активе актера - целый ряд работ, оставивших заметный
след в памяти зрителей.
Так в 1977 году в детективе режиссера Александра Файнциммера «
Трактир на Пятницкой» Игорь Васильев блестяще исполнил роль
следователя Сергея Николаевича Зайцева, человека умного, доброго и
проницательного. Создатели картины переносили зрителя в неспокойные 20-е годы, в
столицу, наполненную преступниками разных мастей. В этой сложной обстановке и
происходила работа уголовного розыска...
Нередко актер появлялся на экране в ролях иностранцев (кому же еще играть такие
роли, как не ему с его-то аристократизмом?). В знаменитом приключенческом
детективе Вениамина Дормана «
Похищение «Савойи» (по мотивам повести А.Щеперского «Рейс 627») Игорь
Васильев сыграл наемника, наркокурьера и убийцу-рецидивиста Лансье (он же Поль
Латире). Остросюжетный фильм, рассчитанный, прежде всего, на подростковую
аудиторию, вызвал большой интерес у отечественных зрителей. Успешно
демонстрировался он и в других странах.
Также стоит отметить его Парадье в совместной советско-швейцарской военной драме
«
Бархатный
сезон», повествующей бойцах интербригады, сражающейся в Испании в 1938 году. А в
экранизации знаменитого фантастического произведения Юрия Беляева «
Завещание профессора Доуэля», осуществленной в 1984
году режиссером Леонидом Менакером, Игорь Васильев создал образ талантливого
химика доктора Роберта Корна, оказывающегося циничным дельцом и убийцей.
Кино. 90-е, 2000-е годы
В начале 90-х Игорь Васильев снялся в нескольких картинах, самой заметной из
которых стал детектив «
Плащаница Александра Невского». В этой картине
его героем стал подпольный миллионер Семен Петрович Бурдюков, известный также
как преступник по кличке «Шаман». Эта роль стала одной из последних, сыгранных им
в советском кинематографе.
После распада Советского Союза Васильев снимался крайне мало. А те редкие работы,
сыгранные им в 90-е годы, сложно назвать удачными. Так украинские комедии «
Выстрел в гробу» и «
Бравые парни»,
даже не смотря на участие в них целого ряда знаменитых актеров, не выдерживают
никакой критики.
В начале нового века Игорь Васильев был приглашен режиссером Кириллом
Мозгалевским на главную роль в картину «
Искушение Дирка Богарда» - биографическую ленту, повествующую о
жизни удивительного английского актера Дирка Богарда, ставшего классиком
мирового кинематографа, работавшего с такими мастерами, как Висконти и
Фассбиндером.
Позже актер снялся в нескольких популярных телесериалах, создав ряд интересных
персонажей: вице-премьер российского правительства Валентин Николавич Свиридов
в криминальной драме «
Время
жестоких», Глеб Дмитриевич Ферапонтов в детективе «
МУР есть МУР-3»,
Игорь Владимирович Мироненко в криминальном сериале «
Гражданин начальник-3». А самой яркой работой этого периода (последнего
в его жизни) стала роль Старухи в историко-приключенческом сериале «
Пером и шпагой», поставленном по роману Пикуля.
Личная жизнь
О своей личной жизни Игорь Васильев не любил распространяться. Известно, что в
свое время он был женат на актрисе Ирине Мирошниченко (был ее третьим по счету
мужем). После расставания сохранили теплые, дружеские отношения.
В жизни Игорь Васильев был очень эрудированным и интересным человеком, он много
читал, и с ним доставляло удовольствие общаться. Элегантный, красивый, он обладал
изысканным вкусом, любил модно одеваться, всегда был знаком с последними
тенденциями в моде. Игорь Васильев дружил с известным модельером Вячеславом
Зайцевым, который шил ему одежду. Своим гардеробом актер нередко пользовался и на
съемках.
Финал
Игорь Васильев работал до конца жизни. Его последней работой на сцене стала роль
старика по имени Али в спектакле Московского художественного театра «Тутиш»,
поставленном режиссером Мариной Брусникиной по рассказу Алексея Торка «Пенсия»
в 2007 году. В конце того же года - 23 декабря - Игорь Васильев скончался от инфаркта.
Похоронили Игоря Алексеевича на Троекуровском кладбище Москвы, а 30 декабря 2007
года спектакль был сыгран в его память.