Детство
Анатолий Равикович родился 24 декабря 1936 года в Ленинграде, где и прошло его
детство. Семья жила в тяжелые времена. Застали Гражданскую войну, период НЭПа,
Великую Отечественную войну: голод, страх, ленинградскую блокаду, эвакуацию...
Родители, к сожалению, ничего в жизни не видели, кроме погони за куском хлеба,
чтобы достойно вырастить троих детей. Есть у Анатолия Равиковича чувство вины
перед своими родителями: он был не очень внимательным сыном, к сожалению, все
понимаешь слишком поздно.
А артистом Анатолий Равикович стал, совершенно к этому поприщу не стремясь.
Конечно, хочется сказать лучше, но правда превыше всего. В лицедеи он пошел из
выгоды. В театральные стены его привело стремление заслужить какой-то авторитет у
компании дворовых пацанов, которые были старше и всех «гоняли». Выяснилось, что
есть такой способ. Вся компания ходила смотреть кино. Потом усаживалась во дворе,
и вот тут-то Анатолий Равикович всю эту «Волгу-Волгу», с титров начинал играть.
Особенно удавались женские роли Любови Орловой, да и Игорь Ильинский неплохо
получался. За это парню давали покурить. С этого все и началось.
Учеба
На вступительных экзаменах в Ленинградский государственный институт театра
музыки и кино им. А.Н. Островского Анатолий сыграл «идиота»: так песню «По долинам
и по взгорьям» еще никто не исполнял перед приемной комиссией, которая буквально
валялась от хохота. И профессор Хохлов признался, что взял Анатолия Юрьевича
потому, что такого идиота он давно не встречал, а это амплуа очень важно на сцене.
Равиковича оставили в вузе с условием, что он и дальше будет работать над этим.
После окончания института начинающего артиста направили в Комсомольск-на-Амуре.
Играть приходилось много, было тяжело, не хватало сил. Многие коллеги быстро
сдались: «Зачем выкладываться, если публика все равно ничего не понимает?».
Три года в Комсомольске-на-Амуре, затем год в Сталинградском драмтеатре. И вот он
счастливый случай! 1962 год. Знакомство с главным режиссером Театра имени Ленсовета
- Игорем Владимировым на отдыхе в одном санатории в Ялте, вместе оказались на
пляже. Оказалось, Владимиров искал молодых интересных артистов.
"Ленсовет"
В итоге четверть века Анатолий Равикович проработал в Театре им. Ленсовета, был
одним из лидеров труппы Игоря Владимирова, сыграл немало спектаклей, оставшихся в
памяти зрителей. Его Карлсон, Мармеладов, Санчо Панса считаются сценическими
шедеврами. Зрители с ночи занимали очередь в кассу, чтобы утром купить билет на
спектакли, которые принесли театру и его артистам хорошую репутацию и большую
любовь: «Пигмалион» и «Человек со стороны», «Ромео и Джульетта» и «Люди и
страсти», «Левша», «Дульсинея Тобосская» и «Интервью в Буэнос-Айресе»...
Конечно, лидером труппы была Алиса Фрейндлих, ее авторитет был очень высок. Ее
любили. Хотя она и была женой главного режиссера, но не позволяла себе ничего
лишнего, никогда не вела себя как капризная примадонна. Равикович очень много
играл с нею: «Преступление и наказание», «Малыш и Карлсон», «Трехгрошовая
опера»...
Равикович и Мазуркевич
В стенах «Ленсовета» Анатолий Равикович нашел свое семейное счастье - Ирину
Мазуркевич . Она была на 21 год младше, а свел их спектакль «Малыш и Карлсон». Ирина
играла Малыша, а Анатолий, соответственно, Карлсона. Актриса вспоминает: «Равик,
как он сам мне рассказал, обратил на меня внимание. Он даже запомнил, что на мне
была зеленая кофта в обтяжку с белой полоской и пуговкой на груди. Эту кофту мне
подарил Высоцкий. А мне Равик давно нравился, чувствовалось, что на сцене -
настоящий мужик! И этим все сказано. Но он тогда, в 40 лет, играл пожилых людей:
Мармеладова, Санчо Пансу. Поэтому мне казалось, что ему лет 100. Однажды в коридоре я
случайно столкнулась с ним... и увидела живые и озорные глаза абсолютно молодого
человека. Наши взгляды встретились, проскочила искра, и начался роман. Конечно, я и
в мыслях не держала, что нас ждет впереди».
Ирина к тому времени уже была замужем (в Ленинград она приехала вместе с мужем). Не
был свободен и Равикович - у него были жена и обожаемая дочь. Но случилось, то, что
Ирина и Анатолий нашли друг в друге настоящую любовь.
«Мы говорили часами, пока катались на трамвае, взахлеб: и про жизнь, и про работу, и
про книги. Самое главное - у нас оказалось много общего! Выяснилось, что мы
одинаково сдержанно относимся к кино, оба считаем, что театр несравненно лучше.
Это был как раз тот случай, когда дружеские отношения постепенно перерастают во
что-то большее».
Вскоре Ирина разошлась с ее первым мужем, и Анатолий ушел из родного дома к ней в
12-метровую комнату в коммуналке, с одним чемоданом.
Свадьбу они сыграли в июле 1980 года. Ирина Мазуркевич вспоминает: «В ЗАГСе все
обошлось без напускной помпезности: быстренько расписались и поехали на квартиру
к Алисе Фрейндлих праздновать свадьбу. Нам тогда некуда было приглашать
гостей».
Театр Комедии
В 1988 году Анатолий Равикович и Ирина Мазуркевич решили покинуть «Ленсовет».
Почему? Анатолий Равикович рассказывает: «Театр Ленсовета стал терять свои
позиции. Игорь Петрович постарел, у него было все меньше и меньше желания
заниматься театром. Ушло творчество. А поскольку мы все были свидетелями взлета,
нам было очень больно смотреть на то, как театр умирает. У нас портились отношения
с Владимировым. Работать стало неинтересно. Сначала ушел Петренко. Потом
Фрейндлих. А потом и я...»
Вместе с женой они пришли в Театр Комедии. Начинал Равикович с «Зойкиной
квартиры», где играл Аметистова. Потом были спектакли «География» (пьеса Фриша),
«Ромул Великий» (пьеса Дюрренматта), «
Укрощение строптивой» Шекспира, чеховские «Маленькие пьесы», «
Тартарен из Тараскона», «Мещанин во дворянстве». Постепенно Равикович
и Мазуркевич стали ведущими актерами театра.
Хоботов
Впервые Анатолий Юрьевич появился на экране в эпизодической роли просителя в
историко-биографической ленте Элема Климова «
Агония» (1974). Тот эпизод вряд ли
тогда запомнился зрителям, ведь после короткого проката фильм был положен на
долгие годы на полку.
Да и затем долгое время у актера не было в кино ничего более-менее серьезного.
Небольшая роль Петра Ярославцева в биографической киноповести «
Воздухоплаватель», комик в короткометражке «Театральные истории», еще
пара небольших ролей - вот, впрочем, и все за семь лет.
Наконец, в 1981 году Михаил Козаков пригласил Равиковича на главную роль в свою
новую картину «
Покровские ворота». Анатолий Юрьевич вспоминает: «Вообще, для меня эта
роль - она была первой большой серьезной работой в кино. Она была значима даже не в
том смысле, что вот - сняться! А для меня это вопрос решался следующий: я как бы
уже... Мне было 40 лет, я очень мало снимался, и у меня возникал такой комплекс
неполноценности, что - «почему же меня никто не берет? Я, наверное, не могу...»
В «Покровских воротах» Анатолий Равикович создал типичный в массовом сознании
образ недотепы-интеллигента Льва Евгеньевича Хоботова, пытающегося вырваться
из-под гнета бывшей супруги Маргариты Павловны. Образ настолько яркий и
убедительный, что впоследствии зрители упорно ассоциировали актера с его
персонажем. На самом деле Равикович совсем другой - более практичный, более
волевой и жесткий. «И в то же время, - признается актер, - я мог совершить такую же
глупость, как Лев Евгеньевич: влюбиться в 42 года, бросить все, это меня роднит с
Хоботовым. Я, как и Лев Евгеньевич, человек чувства». Потому-то Равиковичу так
дорог этот персонаж.
Фильм «
Покровские ворота» отличали и замечательная драматургия, и прекрасно
выписанные характеры, и все это было приправлено легким, непринужденным юмором,
просто фонтанирующим с экрана. А какие актеры играли вместе с Равиковичем!
Опытные Леонид Броневой, Инна Ульянова, Софья Пилявская, Евгений Моргунов, а также
молодой, искрометный Олег Меньшиков (это его лучшая роль в кино), ну и, конечно же,
очаровательная Елена Коренева! Как ни странно, но ожидаемого успеха не было.
Слышались реплики, типа: «Безвкусица!», «Пошлятина»... Видимо, большое видится
издалека. Лишь спустя несколько лет зрители вдруг «разглядели» картину. И не
просто «разглядели» - фильм «
Покровские ворота» стал просто культовым!
90-е
Роль Хоботова открыла для Анатолия Равиковича ворота в большой кинематограф.
Вместе с тем, эта же роль сделала его заложником образа. Равиковича стали часто
приглашать в кино, предлагая разные варианты Хоботова, только меньшие по
масштабу. Как с юмором признался в одном из интервью сам актер: «Хоботов француз,
Хоботов белорус, Хоботов стоматолог, Хоботов гинеколог, Хоботов мафиози и так
далее».
Пожалуй, только две роли в 90-е годы выбивались из общего списка. В первую очередь -
это знаменитый сыщик Эркюль Пуаро в фильме Вадима Дербенева «
Загадка Эндхауза». Режиссер не случайно остановился на кандидатуре
Равиковича. Дербеневу очень понравился аналогичный западный сериал с Дэвидом
Суше в главной роли, а Равикович, по его мнению, был похож на него. К счастью, наш
актер не видел зарубежного сериала и не поддался на попытки режиссера сделать его
героя солидным и медлительным, как у Суше. Равикович представлял Пуаро другим:
легким, подвижным, эксцентричным человеком, совершенно не похожим на сыщика,
скорее производящим впечатление полусумасшедшего старичка. По его мнению, именно
таким видела его и сама Агата Кристи. Равиковичу удалось воплотить эти качества в
своего героя, и фильм получился живым и интересным.
Равикович неоднократно признавался, что роль Пуаро дорога ему тем, что дала
возможность проявить себя в другом качестве.
Совершенно
другой, но столь же интересный образ был создан актером в фильмах
Юнгвальд-Хилькевича «Мушкетеры 20 лет спустя» и «Тайна королевы Анны или
мушкетеры тридцать лет спустя» (продолжении знаменитых «Д’Артаньяна и трех
мушкетеров»). В этих фильмах Равикович сыграл кардинала Мазарини, плетущего
политические интриги. К сожалению обе картины заметно уступали в легкости и
непринужденности первой и не имели большого успеха у зрителей. Потому и
интересная роль Мазарини осталась как-то в тени...
Новый век
Так уж случилось, что кинематограф не использовал многие актерские возможности
Анатолия Равиковича. Наверное, поэтому в своих интервью он признается, что не
любит кино. Оно, по мнению артиста, использует только то, что он уже сделал в
театре. Во всяком случае, кино для него - не творческая работа. Ну, какое может быть
творчество, считает артист, если ты приходишь на съемки, тебе дают текст, или дали
его вчера, и ты его выучиваешь здесь же, а потом играешь три-четыре дубля.
Творческая работа - это когда ты месяца два ищешь характер, пытаешься пробовать
один, потом другой вариант. Это очень тяжелая работа.
Тем не менее, Равикович продолжает
сниматься в кино. С 2001 по 2005 годы он сыграл Расплюева в двухсерийном фильме
«Джокер» Михаил Козакова по пьесе Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского»,
Тартарена в «Тартарене из Тараскона» Дмитрия Астрахана (когда-то Равикович уже
играл эту роль в спектакле в Театре комедии), старого бухгалтера-зануду в семейной
комедии «Операция «Эники-Беники»...
Приглашают актера (хотя и не так часто) и в сериалы. Его «сериальная»
эпопея началась еще с «Улиц разбитых фонарей», где он появился в образе сексота
Цыплакова, затем был забавный аптекарь в комедийном сериале «Вовочка», генерал
Раевский в «Поручике Ржевском»....
В 2008 году планируется выход очередного продолжения «Мушкетеров» - «Сокровища
кардинала Мазарини, или
Возвращение мушкетеров», где Равикович вновь играет Мазарини.
Будет ли эта картина удачной? Время покажет.
Как можно заметить, Равикович чаще всего на экране появляется в комедийных
образах. На самом же деле, называть Равиковича комедийным актером было бы не
правильно. Он признается: «Для меня нет разницы между комедийной ролью и
драматической. Для меня важно, что это за роль, о чем она. Мне важно, чтобы там был
человек, о судьбе которого мне интересно рассказать. Я руководствуюсь одним
принципом: интересен мне этот человек или не интересен. Мне интересна храбрость
нехраброго человека, то, как обычный человек, борясь со своей робостью,
нерешительностью, совершает поступок, превозмогая себя. И моя задача - убедить
зрителя в том, что мы, обычные люди, способны на поступок, у нас должно найтись
мужество на то, чтобы отстаивать в жизни свои принципы. Вот такие вещи меня очень
занимают».
Что же до театра, то Анатолий Юрьевич по-прежнему работает в Театре Комедии.
Работает не столь много - в основном он занят лишь в двух спектаклях: «Средство
Макропулоса» Карела Чапека и в «Старшем сыне» - удивительной, мудрой и вместе с
тем простой пьесе Вампилова. Периодически он появляется и на сцене Московского
театра имени Антона Чехова.
Питерский
человек[/b]
Анатолий Равикович - питерский человек. У него есть свои, его родные привычки,
которые кому-то могут показаться смешными. Он любит поваляться на диване с
книжкой. Просто так посидеть. Ему не нужны какие-то суперденьги. Он не хочет
перебираться в Москву, ведь его устраивает и перелетная работа в столице. Он не
хочет крутиться и хвататься за любую работу. Артист любит устраивать праздники,
когда на душе празднично. Тогда он покупает водку, они с женой идут на рынок и
просто сами себе делают праздник, их праздник.
А еще Равикович верит в магическую силу искусства - вот придет человек в театр, а
спектакль его возьмет, да и преобразит! Верит, что такое может произойти чаще с
молодыми женщинами. С мужчинами хуже. Мужики в большинстве своем воспринимают
искусство как забаву. Женщины более восприимчивы. И это не правда, что театр не
влияет на жизнь. Не впрямую, не с первого раза, но воздействует и подчас весьма
благотворно.
Актер скончался в Санкт-Петербурге в воскресенье, 8 апреля 2012 года, после
непродолжительной болезни.