Джон Элиот Стерджес родился 3 января 1910 года в Оук-Парк, штат Иллинойс (Oak Park, Illinois,
USA). Он начал свою кинематографическую карьеру в качестве ассистента в отделе
планирования кинокомпании «RKO Pictures». Затем Джон перешел в департамент искусства,
после чего перебрался в монтажную - особенно продуктивный отдел, где начинали
свои карьеры режиссеры Роберт Уайз и Марк Робсон. Позже Стерджес стал ассистентом
Дэвида О. Селзника и начал работать в его фильмах монтажером. Он приобрел
режиссерский опыт, пока служил в армии во время Второй мировой войны. Стерджес
работал над созданием документальных и учебных фильмов для ВВС США в
сотрудничестве с режиссером и ветераном Уильямом Уайлером.
Уже в качестве режиссера Стерджес вернулся в Голливуд. Второй этап его карьеры
начался в 1946 году детективным триллером «Человек, который рискнул», первым из
многочисленной череды фильмов категории «В». Так продолжалось до 1954 года, когда
Джон занялся съемками фильма «Плохой день в Блэк-Роке». Фильм прославил его и
принес три номинации на «Оскар», в том числе как «лучшему режиссеру». Благодаря
особому умению Стерджеса ладить даже со «сложными» актерами, коим, без сомнения
был сыгравший главную роль Спенсер Трейси, он привлек на площадку звездный
актерский состав и превратил фильм из обычной приключенческой картины в мощный
триллер, поднимающий все более актуальную тему расизма и насилия. В течение всей
своей карьеры Стерджес расширял рамки вестерна, наполняя приключенческий жанр
драматическим содержимым. В 1992 году он был удостоен кинематографической премии
«Золотой сапог» за вклад в развитие жанра.
Следующим хитом режиссера стала «
Перестрелка в О.К. Коррал». В 1958-м он снял драму «
Старик и
море» по книге Эрнеста Хемингуэя, затем - «Последний поезд из Ган-Хилл» со
Спенсером Трейси и Кирком Дугласом. В 1960-м режиссер снял фильм, навечно вписавший
его имя в историю кинематографа, и одновременно выступил его продюсером. «
Великолепная семерка», сюжет которой представляет собой вольное
переложение «Семи самураев» Акиры Куросавы с перенесенным в Мексику действием,
сделала большинство своих актеров кинозвездами - в первую очередь, конечно, Стива
Маккуина, породила множество подражаний и четыре продолжения. Однажды Стерджес
встретился с самим Акирой Куросавой, и тот рассказал своему американскому
коллеге, как он любит «Великолепную семерку» и подарил Джону самурайский меч.
Стерджес позже сказал, что это был момент его профессиональной карьеры, которым
он гордится больше всего.
Фильм «
Большой
побег», основанный на реальных событиях, рассказывал о массовом побеге
американских и британских военнопленных, организованном ими в годы Второй
мировой войны. Он стал еще одной высоко оцененной работой Стерджеса, за которой
последовало множество театральных постановок по всему миру. В 1976-м режиссер снял
свой последний фильм о попытке похищения премьер-министра Великобритании
Уинстона Черчилля и был едва ли не первым фильмом, который показал немцев не как
оголтелых фашистов, а как людей, преданных совей родине. После картины фОрел
приземлился» Стерджес вышел на пенсию и больше в кино не работал.
Стерджес был женат дважды, первый его брак окончился разводом. Он умер 18 августа
1992 года в Сан-Луис-Обиспо, штат Калифорния, в возрасте 82 лет.