Борзова Елена Николаевна родилась 23 октября 1956 года в Москве.
В 1979 году окончив школу-студию МХАТ по специальности "Актер драматического театра
и кино"(курс В.К.Монюкова), становится актрисой Московского Нового драматического
театра.
С 1980 года Член СТД. Член Союза Кинематографистов с 1989 года.
С 1994 года - актриса Драматического театра им.Станиславского.
С 1996 года - актриса МХАТ им. Горького.
Сниматься начала с 16 лет, сыграв главную роль - девушку Тоню в фильме "Письмо из
юности". Снялась в более 40 картин. Снималась в рекламе.
В 1995 году выпустила несколько авторских программ: Крандиевская-Толстая «В тени
великого писателя», И.Бунин «Солнечный удар», Б.Шергин «Пинежский Пушкин». С этого
же года соавтор и ведущая пяти концертов в концертном зале «Россия» поэта
Н.Зиновьева.
Сотрудничество с Российским Фондом культуры - создание новой программы «Семейный
клуб».
С 1996 - отдел дубляжа на НТВ, ТВЦ, Фортуна, Экспорт-фильм и т.д.
2000 год - создание авторской телевизионной программы.
С 2001 года начинает заниматься педагогической деятельностью.
с 2002 года педагог по сценической речи в Международном Славянском институте им.
Г.Р.Державина; преподает технику речи в Высшей школе телевидения (Останкино).
Также является руководителем театра-студии Университета МВД.
Годы безвестности
После феноменального успеха картин «Люди на болотах», «
Лес», «
Не будите спящую собаку», «
Клан», «
Грех», «Шляхтич Завальня», взявших немало
международных наград на десятках фестивалях, Елена Борзова пропала на долгие 20
лет. И вот, наконец, вновь появилась в сериалах «
Обреченная стать звездой», «Гибель империи».
Как выяснилось, причина ее исчезновения с экрана стара, как мир: за мечту быть
любимой женщиной она заплатила карьерой в театре, за право быть личностью
разлучили с кино, за желание стать матерью внесли в список невыездных.
Но теперь, за то, что Елена Борзова прошла все испытания с честью, судьба наградила
актрису главными ролями сразу в трех сериалах, двумя сыновьями и безумной любовью
зрителей.
Начало кинокарьеры
Елена Борзова почувствовала вкус славы в 16 лет. Фильмы с участием советской
школьницы получили Гран-при в Берлине и спецприз в Карловых Варах. Такого успеха
не ожидал никто, поэтому юную актрису режиссер «Семнадцати мгновений весны»
Татьяна Лиознова была готова принять во ВГИК без экзаменов. Однако Борзова
мечтала поступить в школу-студию МХАТ...
В 9-м классе Елена уже перестала мечтать о карьере актрисы и хотела стать
архитектором, как мама. В то время она занималась бальными танцами. И вот на одну
из репетиций к ним пришла Вера Евгеньевна Лель. Она долго наблюдала, а потом
пригласила Елену
на киностудию имени М. Горького. Елена в один день прошла пробы и была утверждена
на роль. Фильм «
Письмо из
юности» был о войне, она попала в среду профессионалов, которая и сформировала
её как личность.
После этого девочка заявила, что будет только артисткой. А к окончанию школы у неё
за плечами были две картины! В фильме режиссера И.Туманяна «
Мальчик
и лось» она сыграла роль невесты.
Учёба
После школы Елена Борзова сдала документы во все театральные вузы, но... Но прошла
конкурс во МХАТ и сдала все экзамены. Когда она сдала последний экзамен на
пятерку, ей сказали: «Несите документы!» Но оригиналы её документов находились в
училище имени Щепкина, где в приемной комиссии ей документов не отдали до конца
экзаменов. На последнем экзамене в Щепкинском она получила «тройку» и не прошла.
Когда же принесла документы во МХАТ, то оказалось, что на её место зачислили
другого абитуриента. Это была трагедия!
А через год Елена решила поступать только в школу-студию МХАТ. Ей все говорили:
«Поступай везде, не валяй дурака!» А Кулиджанов и Лиознова во ВГИКе вообще
заявили: «Мы тебя без экзаменов берем!» Но она не хотела во ВГИК! И пошла поступать
только в школу-студию, и её взяли.
Елена очень любила педагогов, и все, что им говорили, принимала за чистую монету.
Студентам категорически запрещали сниматься в кино. Когда режиссеры звонили в
школу-студию, то её педагог откровенно крыл их матом. И этим ей прилично испортил
карьеру: из-за его отказов на «Мосфильме» было несколько скандалов, поэтому после
окончания учебы дорога на киностудию Елене была закрыта на долгие годы.
К тому же она сломалась, когда поняла, что система Станиславского - это система.
Она «засушилась» от теории и 10 лет потратила на борьбу с собой: на то, чтобы уйти от
правильности к естественности. И когда её на пробы в картину «Обыкновенное чудо»
пригласил Марк Захаров, то она старалась сыграть принцессу как надо, вместо того
чтобы легко и спокойно изобразить любовь. В результате роль уплыла к Евгении
Симоновой. И таких случаев было немало.
Театр. Первый брак
После окончания школы-студии МХАТ Елена получила приглашение сразу в три театра -
Пушкинский, «Современник» и МХАТ, но ушла в Московский Новый драматический театр -
по большой страсти - следом за первым мужем, о чем очень потом пожалела.
Он был её преподавателем и делал с ней отрывки. И в ходе репетиции полюбил и
заразил своим чувством. У него за плечами уже был опыт семейной жизни, а она была
наивной и смотрела на мир широко раскрытыми глазами. И замуж вышла, так толком и не
поняв, любила она его или нет. Слепая страсть!
Кино
Беременность актрисы совпала с назначением на роль главной героини Ганны
Чернушки в эпической белорусской ленте Юрия Турова «Люди на болотах» (по роману
Ивана Мележа). Актриса вспоминает: «Мне пришлось прийти к режиссеру Юрию Турову,
чтобы сказать о своей беременности. От ужаса, что он начнет кричать, у меня аж
челюсть дрожала... А Виктор Тимофеевич так обрадовался и говорит: «Давай, Лена,
рожай!»
Мы сняли свадьбу, где моя героиня выходила замуж за персонажа Бориса Невзорова, и
следующий раз я приехала на съемочную площадку уже с грудным ребенком...».
Специалисты считают картину «Люди на болотах» - лучшей экранизацией из жизни
белорусского народа. Для самой Елены Борзовой эта роль стала настоящей
творческой удачей, самой яркой, самой значимой работой в ее актерской судьбе. Дитя
асфальта, как сама она о себе говорила, Елена Борзова настолько «совпала» с
любимой героиней Мележа и Турова, настолько слилась с образом сильной и
независимой по натуре и в то же время мягкой и очень женственной полешучки, что
другой Ганну белорусский зритель уже не представлял. В нее поверили, ее приняли и
полюбили. Именно с того времени коренную москвичку миллионы зрителей стали
искренне считать белорусской актрисой...
Она много снималась в 80-е годы. Зрителям запомнились ее работы в картинах: «
Осторожно - Василек!» (мать Василька), «
Голубая роза»
(Любовь Гощинская), «
Опаленные Кандагаром» (Валентина), «
Николай Подвойский» (Нина Подвойская), «
Последняя электричка» (Ольга), «
Клан» (Ольга), «
Грех» (Нина Чеботарь) и др.
Театр
Белорусская тема в творчестве Елены Борзовой «прозвучала» и на сцене. Как-то раз
Борис Луценко, который в то время был режиссером Минского театра-студии
киноактера, дал ей прочитать пьесу Червинского «Счастье мое», а затем пригласил
посмотреть этот спектакль. Елена Николаевна признается, что сразу же влюбилась в
материал. Каково же было ее счастье, когда через полгода раздался звонок, и
Луценко предложил ей сыграть роль Вики в этом спектакле. Не раздумывая, она
«рванула» в Минск...
Тем временем положение актрисы в Новом драматическом театре стало невыносимым.
Причиной этому явилась любовь. Елена Борзова позволила себе полюбить другого
мужчину. Полюбить так сильно, что решилась на развод. После этого и началась
травля...
Да, она выходила на сцену, играя в спектаклях: «Годы странствий» (Нина),
«Необыкновенные приключения» (принцесса), «Кто этот Диззи Гилеспи» (Катя), «Игра
Воображения» (Женя), «Перстенек» (Варюша), «Единственный наследник» (Лизетта),
«Летним вечером» (Варя), «Танго» (Аля) и других. Но за спиной ее безжалостно
«жалили» коллеги. Театральные «доброжелатели» дошли до того, что позвонили в
Госкино и заявили, что не рекомендуют актрису Борзову к выезду за рубеж, по ее
политическим взглядам. Масла в огонь «подлила» и сама Борзова, отказавшись
вступать в КПСС. Это привело к тому, что ее вызвали в КГБ, где допрашивали 12 часов! А
после этого еще долго не выпускали за рубеж на фестивали...
Второй брак. Америка
А она полюбила другого мужчину и решилась разорвать отношения, несмотря на то, что
уже был маленький ребенок. Второй брак был заключен по большой любви, она до сих
пор очень любит своего второго мужа, хотя сейчас замужем в третий раз. Инициатором
развода и в этом случае стала Елена: обиделась на мужа за то, что он уехал в Америку
и оставил её с двумя детьми.
Он уехал подрабатывать, потому что денег не было вообще. Ему там удалось
зацепиться и раскрутиться. Когда Елена приехала к нему в гости, то, пожив в Америке
три месяца, поняла, что не может больше там находиться. Её в Штатах никто не обижал,
но, просыпаясь каждое утро, она вспоминала сразу слова Счастливцева из пьесы А.
Островского «
Лес»: «А
не удавиться ли?»
И вот однажды утром она схватила ребенка и, в чем была, сбежала из Америки, радуясь
тому, что вернусь к друзьям, к маме. Когда улетала, надеялась, что муж вскоре
приедет за ней, за сыном. А он не приехал. Она жутко обиделась и подала на развод.
Сейчас понимает, что обида - огромный грех, поэтому научилась ни на кого не
обижаться, даже если бы хотела. Простила всем, кто её обидел когда-то, и сама
удивляется, как нашла в себе силы сделать это.
Вторая половина 90-х
С середины 90-х Елена Николаевна исчезла с экранов.
В 1994 году она стала актрисой Драматического театра им.Станиславского, где сыграла
роль Варвары Михайловны в спектакле «Дачники» Максима Горького (режиссер
В.Ланской). В 1996 году Борзова перешла в МХАТ им. Горького и там запомнилась по роли
в спектакле «Мы идем смотреть Чапаева» (режиссер Татьяна Доронина).
Кроме того, Елена Николаевна в 1995 году создала ряд авторских программ
(Крандиевская-Толстая «В тени великого писателя», И.Бунин «Солнечный удар»,
Б.Шергин «Пинежский Пушкин»), а также стала соавтором и ведущей пяти концертов в
концертном зале «Россия» поэта Николая Зиновьева.
Третий брак
Её третьим мужем стал поэт Николай Зиновьев. Брак с поэтом - очень трудная ноша.
«За свою глупость в первом и во втором браках я с лихвой расплачиваюсь в третьем, -
считает Елена. - С поэтом Николаем Зиновьевым я познакомилась тогда, когда
находилась в состоянии душевного ступора. И замуж я вышла потому, что преклоняюсь
перед талантом этого человека, но не более. Мы с ним не пара, и я прекрасно себе в
этом отдаю отчет.
Парой мы были со вторым мужем! Но Коля попросил моей руки, и я не отказала, боясь
причинить боль талантливому человеку. Первый муж не занимался старшим сыном,
второй - не занимался младшим сыном, и третьему мужу мои дети не нужны. У Николая -
свое измерение, у меня - свое. Я поняла, что живу с инопланетянином, не пересекаясь
с ним во Вселенной, и отношусь к этому уже спокойно».
Возродилась из пепла
Как же все эти годы она решала материальные проблемы? Елена Борзова - москвичка,
поэтому после всех неудач возвращалась зализывать раны к маме. О ней никто не
беспокоился. Бегала, чтобы не сойти с ума от неустроенности, от провалов в личной
жизни. Хваталась за любой концерт. Пошла преподавать... Зато поняла, что в ней и в
каждом из нас скрыты грандиозные возможности, которые мы только собственными
руками можем из себя вытащить на поверхность.
Пройдя с честью все испытания, Елена Борзова словно восстала из пепла в начале
нового века. Сначала она появилась в небольших ролях в сериалах «Next-2» (официантка)
и «Евлампия Романова» (Наташа), а затем судьба подарила ей роль Клеопатры,
увядающей звезды шоу-бизнеса в популярном российском сериале «
Обреченная стать звездой». После начала съемок в сериале «
Обреченная стать звездой» жизнь изменилась кардинально.
Услышав сладкие слова: «Мотор! Камера! Начали!», она возродилась и побежала
навстречу судьбе.
Затем были: Серафима в «Точке возврата», Мама Ложкиных во «Взрослых играх» и,
наконец, великолепная работа в сериале «
Ранетки», где актриса появилась
в образе Людмилы Федоровны Борзовой, строгой алгебраички по прозвищу
«Терминатор».
Елена Николаевна любит свою однофамилицу из «Ранеток» и гордится созданной ею
героиней. Ее прототипом стала учительница биологии, у которой Борзова когда-то
училась. Используя грим, костюмы и актерское мастерство, актриса создала образ,
совершенно противоположный ее индивидуальности. Образ живой, многогранный и
неоднозначный.
Её сыновья не стали актерами - это результат её усилий. Она им с детства твердила:
«Пить, курить и быть артистом вредно». Кого-то слава испортила, кого-то - водка,
кого-то «киношные» и театральные распри съели.
В 16 лет она весила 50 кг, а теперь, в свои 50 лет, - на 5 кг больше, и считает, что это
много. Но у неё же фамилия Борзова, и она не может стоять на месте. Поэтому всю
энергию, которую «накушает», расходует в течение дня. При этом она делает утреннюю
гимнастику, растяжку. Много танцует, регулярно посещает бассейн...
Преподавательская деятельность
Помимо работы в кино Елена Николаевна, начиная с 2002 года, занимается
преподавательской деятельностью. Она преподает технику речи в Международном
Славянском институте им. Г.Р.Державина и в Высшей школе телевидения (Останкино).
Является руководителем театра-студии в Университете МВД.