Детство
Фаина Раневская родилась 27 августа (15 - по старому стилю) 1896 года в г. Таганроге в
состоятельной еврейской семье. Отец - Фельдман Гирши Хаймович - был владельцем
фабрики сухих красок, нескольких домов, магазина и парохода «Святой Николай».
Мама - Фельдман Милка Рафаиловна (в девичестве Заговайлова (из некоторых
источников - Валова)). В семье было четверо детей - два брата и старшая сестра Белла.
Когда Фаине было 5 лет, умер младший брат.
Раневская
Увлечение кино пришло Фаине лет в двенадцать. Чуть позже началось увлечение
девочки театром. Первые посещения городского театра оставили в ее душе
неизгладимые впечатления, но настоящее потрясение испытала она в 1913 году, когда
побывала на спектакле «Вишневый сад» А.П.Чехова на сцене Московского
Художественного театра, где играли звезды тех лет. Кстати, псевдоним «Раневская»
именно из этой пьесы. Однажды по дороге домой у Фаины из сумочки выпали деньги, их
подхватил ветер, а она смеялась и говорила: «Как красиво они летят!». Ее спутник
тогда заметил: «Вы совсем как Раневская». Так и осталась за ней эта фамилия, позже
став официальной.
Решение стать актрисой
Как признавалась Раневская, профессию она не выбирала - она в ней таилась. После
увиденного на сцене, она уже знала, что будет актрисой обязательно. Сдав экстерном
экзамены за курс гимназии, Фаина стала посещать занятия в частной театральной
студии А.Ягелло. Девушка училась свободно двигаться на сцене, говорить,
растягивая слова, чтобы скрыть свое заикание.
Отец снисходительно относился к увлечению дочери до тех пор, пока она не объявила
о своем решении стать профессиональной актрисой. Это вызвало скандал и разрыв с
семьей. О том, чтобы пойти работать в местный театр, не могло быть и речи. Кроме
того, девушка понимала, что ей еще нужно всерьез учиться сценическому мастерству.
Поэтому в 1915 году она покинула Таганрог и уехала в Москву.
Провинциальная актриса
Надеждам Фаины не было суждено исполниться. Ни в одну из лучших театральных школ
она не была принята, и девушка устроилась в частную школу. Но и ее вскоре пришлось
оставить, поскольку у Раневской просто не было средств оплачивать обучение.
Зато повезло в другом. К девушке с участием отнеслась актриса Гельцер. Это она
порекомендовала Раневскую в Малаховский летний театр под Москвой. Отыграв сезон
в Малаховском театре, Раневская в 1916 году подписала договор с антрепризой
Ладовской на роли «героинь-кокет» и уехала в Керчь.
Весной 1917 года вся семья Фельдман эмигрировала, Фаина осталась одна в России. В
Ростове она познакомилась с актрисой Павлой Леонтьевной Вульф, в лице которой
Раневская обрела надежного друга на всю жизнь.
Тогда же Раневская была принята в труппу «Театра актера», главным режиссером
которого был Павел Анатольевич Рудин. Актриса успешно дебютировала в роли
Маргариты Кавалини в «Романе», а затем играла в других спектаклях. Одной из лучших
работ актрисы была роль Шарлотты в «Вишневом саде».
В 1925 году Павла Вульф и Фаина Раневская поступают в передвижной Театр Московского
отдела народного образования (МОНО). Но, просуществовав один зимний сезон, театр
закрылся, и актрисы вновь возвращаются в провинцию.
Снова в Москве
Все эти годы Раневскую не покидает мысль о Москве. В 1930 году она пишет письмо
главному режиссеру московского Камерного театра Александру Таирову с просьбой
принять ее. Первоначально следует отказ, но затем режиссер меняет свое решение. И
вот с 1931 года Раневская становится актрисой этого театра.
Поскольку других ролей у нее не было, Раневская в 1935 уходит в Центральный театр
Красной Армии. Здесь ей довелось сыграть мать в пьесе «Чужой ребенок», сваху в
пьесе Островского «Последняя жертва», Оксану в пьесе Корнейчука «Гибель эскадры»
и главную роль в пьесе Горького «Васса Железнова».
В 1939 году Раневскую пригласили в Малый театр. Выступать на сцене, где играла
великая Ермолова! Раневская соглашается, но тут возникают неожиданные
препятствия. Из театра Красной Армии ее отпускать не хотели, и актриса ушла со
скандалом. В то же время старейшины Малого оказались категорически против ее
прихода в труппу. В итоге Раневская осталась без работы...
Дебют в кино
В кино Фаина Раневская дебютировала в 1934 году, будучи тогда актрисой Камерного
театра. Начинающий режиссер Михаил Ромм, увидев ее на сцене, пригласил на роль
госпожи Луазо в фильме «
Пышка» по знаменитой мопассановской новелле.
Как признавалась Раневская, съемки были очень сложными. Отопление не работало -
павильоны сохраняли температуру холодильной камеры, и у актеров зуб на зуб не
попадал. Постоянная суета, мучительно долгая установка света, шум аппаратуры,
вечная неразбериха...
Приехавший в Советский Союз Ромен Роллан был в восторге от фильма. Среди актеров
он выделял в первую очередь Раневскую. По его просьбе «Пышку» продемонстрировали
во Франции. И картина прошла там с огромным успехом.
«Муля, не нервируй меня!»
После «Пышки», несмотря на успех, Раневская решила больше в кино не появляться -
«слишком это все мучительно». Тем не менее, спустя три года она приняла
предложение режиссера Игоря Савченко сняться в роли попадьи в фильме «
Дума про казака Голоту». К этому времени актриса как раз осталась без
работы в театре, и кино захватило ее. Но настоящую известность актрисе принесла
комедия Татьяны Лукашевич «
Подкидыш».
В «
Подкидыше» Раневская сыграла самоуверенную, командующую
подкаблучником-мужем женщину. Актриса специально для своей роли придумала
несколько хлестких фраз. Одна из них - Муля, не нервируй меня - стала по-настоящему
крылатой. Эта фраза впоследствии преследовала ее всю жизнь. При виде актрисы
мальчишки на улице начинали кричать: «Муля, не нервируй меня!».
Много, много лет спустя, когда Леонид Ильич Брежнев вручал Фаине Георгиевне
Раневской орден Ленина, то и он не смог удержаться - скорчил рожу и пропищал: «Муля,
не нервируй меня!». Фаина Георгиевна презрительно пожала плечами и сказала:
«Леонид Ильич, ко мне так обращаются только невоспитанные уличные мальчишки!»
Брежнев страшно смутился и тихо ответил: «Извините, просто я вас очень люблю». На
чем инцидент и исчерпался.
«Мечта»
В 1940 году Михаил Ромм пригласил Фаину Раневскую сниматься в
социально-психологической драме «
Мечта». Актриса рассказывала: «За всю
долгую жизнь я не испытывала такой радости ни в театре, ни в кино, как в пору нашей
второй встречи с Михаилом Ильичем. Такого отношения к актеру - не побоюсь слова
«нежного», - такого доброжелательного режиссера-педагога я не знала, не встречала.
Его советы, подсказки были точны, необходимы. Я навсегда сохранила благодарность
Михаилу Ильичу за помощь, которую он оказал мне в работе над ролью пани Скороход в
«Мечте», и за радость, когда я увидела этот прекрасный фильм на экране».
Раневская сыграла роль хозяйки меблированных комнат - мадам Розу Скороход. Эта
работа открыла огромное трагическое начало в таланте Фаины Раневской. В ее
героине парадоксально смешивались сострадание и жесточайшая беспощадность к
тем, кто ниже ее по социальному статусу, всепоглощающая скупость и такая же
безмерная любовь к сыну-неудачнику, ради которого она живет, трудится, совершает
низости, понимая в глубине души всю бесполезность этих усилий...
«Свадьба»
После начала войны Фаина Раневская была эвакуирована в Ташкент, где пробыла до 1943
года. В 1943 году Раневская вернулась в Москву, и была принята в Театр драмы (ныне -
театр имени Вл. Маяковского). Она снялась в нескольких рядовых фильмах, после чего
была приглашена на роль Мамаши в фильме «
Свадьба».
Режиссер Исидор Анненский собрал великолепный актерский ансамбль. Фаина
Раневская позже высказывалась о картине и о самом режиссере весьма отрицательно,
считая, что Анненский, во-первых, полностью извратил чеховскую прозу, а во-вторых,
не использовал в полной мере талантливых актеров. Права или нет Фаина Георгиевна,
но комедия «
Свадьба» на долгие годы стала одним из любимейших зрителями фильмов.
«Весна»[/b]
После войны Фаина Раневская сыграла несколько заметных ролей. В 1947 году на экраны
вышла комедия Григория Александрова «Весна» с Любовью Орловой и Николаем
Черкасовым в главных ролях. Фаине Раневской в сценарии отводился лишь один
эпизод: ее героиня Маргарита Львовна подавала завтрак своей знаменитой
племяннице.
Александров предложил актрисе самой сделать себе роль. Раневская придумала
множество веселых фраз и диалогов. Вместе с Ростиславом Пляттом они внесли в
картину комедийную, характерную, водевильную стихию. Помните разговор по
телефону: «Скорую помощь! Помощь скорую! Кто больной? Я больной. Лев Маргаритович.
Маргарит Львович». В итоге играющие роли второго плана Фаина Раневская и
Ростислав Плятт запомнились зрителям даже больше, чем главные герои.
«Золушка»
В том же году Раневская сыграла мачеху в знаменитой сказке «
Золушка» режиссера
Надежды Кошеверовой. Эта картина одна из немногих, принесших актрисе настоящую
радость. Раневская сыграла с присущей ей яркостью, правдоподобностью. Г.
Скороходов в книге «Разговоры с Раневской» говорил: «В ее Мачехе зрители
узнавали, несмотря на пышные «средневековые» одежды, сегодняшнюю
соседку-склочницу, сослуживицу, просто знакомую, установившую в семье режим своей
диктатуры.
Автор сценария Евгений Львович Шварц, как никто другой, болезненно бережно
относившийся к каждой фразе, каждому слову в сценарии, Раневской с удовольствием
позволял отсебятину. Раневская вспоминала: «Там была еще такая сцена. Я готовлюсь
к балу, примеряю разные перья - это я сама придумала: мне показалось очень
характерным для Мачехи жаловаться на судьбу и тут же смотреть в зеркало,
прикладывая к голове различные перья и любоваться собой. Но для действия мне не
хватало текста. Евгений Львович посмотрел, что я насочиняла, хохотнул и поцеловал
руку: «С Богом!».
Мачеха - одна из лучших комедийных ролей Раневской. Удивительно, но она - сугубо
отрицательный персонаж сказки - вызывает у зрителей настоящий восторг!
Другие работы
послевоенных лет[/b]
Среди других работ Фаины Раневской в послевоенные годы стоит отметить роль
бабушки в фильме «Слон и веревочка», где актриса впервые снялась с Наташей
Защипиной - тогда еще шестилетней девочкой. Раневская высоко отзывалась о юной
актрисе и общалась с ней, как со взрослой.
Еще раз вместе они снялись в 1949 году в драме «
У них
есть Родина», поставленной по пьесе Сергея Михалкова. Фаина Раневская так
отзывалась о своей роли и о фильме: «Да, фрау Вурст у меня получилась. Вурст -
по-немецки колбаса. Я и играю такую толстую колбасу, наливающую себя пивом. От
толщинок, которыми обложилась, пошевелиться не могла. И под щеки и под губы тоже
чего-то напихала. Не рожа, а жопа. Но когда я говорю о михалковском дерьме, то имею в
виду одно: знал ли он, что всех детей, которые после этого фильма добились
возвращения на Родину, прямым ходом отправляли в лагеря и колонии? Если знал, то
тридцать сребреников не жгли руки?»
50-е годы. Работа в театре
В 1949 году Раневская уходит из Театра Драмы и поступает на работу в Театр им.
Моссовета. Здесь она играла очень мало. Репертуар театра состоял из рядовых, а
порой и просто бесцветных и скучнейших спектаклей, приуроченных к очередным
советским праздникам. С большим трудом ее уговорили на роль старухи в спектакле
«Рассвет над Москвой». Ее героиня по сценарию представляла этакую матерь-совесть,
режущую правду-матку. Великая актриса от скуки и раздражения превратила свою роль
в капустник на заданную тему, и каждое ее появление на сцене сопровождалось
аплодисментами.
Как-то Раневской достался эпизод в пьесе «Шторм». На первую же репетицию
актриса принесла огромный талмуд. Все знали: Раневская переписывает роль от руки.
Но тут было что-то другое. Она принесла десятки вариантов каждого кусочка, чуть ли
не каждой реплики своей роли. Она почти полностью переписала текст, Завадский
замер. «Фаина... но драматург, что он скажет?» Драматург прочитал, побагровел и
стал так хохотать, что все испугались. «Здесь ничего нельзя менять, - сказал он, -
все оставить... как у Раневской». На следующий день актриса принесла еще несколько
вариантов. «Оставьте ее, - сказал драматург, - пусть играет как хочет и что хочет.
Все равно лучше, чем она, эту роль сделать невозможно».
Раневская так великолепно играла свой эпизод в «Шторме», что затмевала всех
остальных актеров, включая и исполнителей главных ролей. Завадский не хотел
мириться с этим, и вскоре лишил актрису роли.
Все это, конечно же, не могло устраивать Фаину Георгиевну, и в 1955 году она покинула
театр. Она перешла в театр Пушкина - бывший Камерный театр. Одной из причин было то,
что именно в Камерном она когда-то начинала свою карьеру. Однако от старого
Таировского театра ничего не осталось. Здесь она проработала до 1963 года, но затем
ушла и отсюда...
Одиночество[/b]
За всю свою жизнь
Фаина Раневская так и не вышла замуж. Как-то ее спросили, была ли она когда-нибудь
влюблена. Раневская рассказала эпизод из своей юности. Она была влюблена в
красавца-актера, игравшего вместе с ней в труппе. Однажды актер сказал ей, что
вечером придет к ней домой. Раневская нарядилась, накрыла стол... Актер пришел
пьяный и с женщиной. «Деточка, погуляйте где-нибудь пару часиков, дорогая моя», -
сказал он. «С тех пор не то, что влюбиться - смотреть на них не могу: гады и
мерзавцы!» - признавалась Фаина Георгиевна.
Однако в начале 60-х был у Фаины Раневской период, когда она не
чувствовала себя одинокой. Она получила письмо от своей сестры Беллы (Изабелла
Георгиевна Аплеен), которая жила одно время во Франции, а потом, похоронив мужа,
перебралась в Турцию. Сестра была тоже одинока и просила помочь вернуться в СССР.
Помогла министр культуры Е. Фурцева.
Несколько лет сестры прожили вместе. Вскоре у Беллы обнаружили рак. Раневская
вызывала лучших врачей, проводила с ней - уже безнадежной - ночи. Больница,
операция - все было бессмысленно. В 1964 году Белла умерла...
Кино. 50-60-е годы[/b]
Все это время Раневская практически не снималась в кино.
Фильм «Осторожно бабушка!» (1960) Надежды
Кошеверовой, где Раневская сыграла главную роль, получился откровенно
провальным. Раневская восприняла это как личной оскорбление и поссорилась с
режиссером, которая долгие годы была ее подругой.
Тем не менее, спустя пять лет
Кошеверова рискнула вновь пригласить Фаину Георгиевну в свою новую картину.
Раневской предстояло сыграть роль директора цирка в фильме «Сегодня новый
аттракцион». Роль была неплохой, и актриса после долгих уговоров согласилась.
Правда при этом она выдвинула ряд условий. Во-первых, двойная оплата. Во-вторых,
актриса заявила, что приедет на студию только один раз, - значит, декорации
выстраиваются под нее. Кроме того, ехать она должна в отдельном купе - не над
колесами, а в середине вагона. Жить - в «Европейской», причем непременно с видом на
Русский музей - в том крыле, где поселяют иностранцев. Любой контакт с животными
исключался напрочь (по сценарию директор испытывает к ним патологическую
страсть), официально это объяснялось острейшей астматической реакцией. В
настоящее время ведущие актеры требуют еще и не это, но в то время такие
требования были просто невероятными. И все же режиссер согласилась, хотя на
практике условия были выполнены едва ли наполовину.
Роль в картине «Сегодня новый аттракцион» была последней работой в кино Фаины
Георгиевны.
Великая актриса[/b]
В середине 60-х Раневская возвращается в театр к Завадскому. В театре Моссовета она
работала до конца своих дней.
Удивительно, но за долгие годы она так и не сыграла ни одной великой роли мирового
репертуара. Все экранные и сценические работы Раневской можно перечесть по
пальцам. «Я в своей жизни не сделала 99 процентов из ста», - говорила она. Но даже то
немногое сделало ее величайшей отечественной актрисой. Лондонский ежегодник
«Кто есть кто» включил ее в число десяти лучших актрис ХХ века. И это не случайно.
Кто-то из крупных режиссеров сказал о Фаине Георгиевне: «Она может все!» Актриса в
совершенстве владела всеми жанрами - от трагедии до фарса. Раневская не играла -
она жила своими ролями, как живут своими играми дети, до конца, по полной правды, до
счастья. И если она видела равнодушие, работу в полсилы, то была беспощадна, как
бывают беспощадны дети.
За год до своей смерти Раневская отказалась играть на сцене. «Старость, - сказала
она, - вещь страшная. Болят все мои косточки. Очень устала, очень. Восемьдесят семь
лет! Я не Яблочкина, чтобы играть до 100 лет. Нет, больше на сцену не выйду!»
Умерла Фаина Георгиевна 19 июля 1984 года, после перенесенных инфаркта и
пневмонии...