Детство Верховена, сына школьного учителя, прошло в осажденной немцами Гааге,
который регулярно бомбили союзнические войска. Верховен часто рассказывал, что
его самые яркие детские воспоминания - это горящие дома и трупы людей на улицах,
перепрыгивая через которые он бежит в бомбоубежище. Биографы и критики режиссера
любят цитировать эти слова как объяснение вызывающей опасения склонности
Верховена к натуралистичному изображению насилия в своих фильмах.
Верховен так же утверждает, что в детстве его любимым занятием было рисовать
черно-белые картинки, изображающие всевозможные извращенческие виды пыток над
людьми.
После войны Пол днями и ночами пропадал в местном кинотеатре, репертуар которого
состоял полностью из американских фильмов. По его словам, он раз десять смотрел
«Войну миров» 1953 года выпуска - фильм, определивший его представление о том, каким
должен быть настоящий кинематограф.
После школы Верховен поступает сразу в два высших учебных заведения: знаменитый
Лейденский Университет и Нидерландскую Академию Кино. Ему удается не только
совмещать учебу на двух совершенно различных факультетах, но и закончить их с
успехом, получив два диплома: математика и режиссера.
Сняв несколько короткометражных и ничем особо не примечательных фильмов,
Верховен начинает работать на ТВ. Сначала он делает пару документальных фильмов,
а затем снимает телесериал «
Флорис» (1969): смесь истории и
фэнтези. Надо отметить, что в главной роли снимался тогда еще не известный ни в
Европе, ни в США актер по имени Рутгер Хауер.
Первый полнометражный фильм для большого экрана Верховен сделал в 1971, картина не
оставила заметного следа в истории, чего нельзя сказать о его следующей работе:
психологической драме «Турецкие наслажденья» (1973). Фильм рассказывал историю
любви художника (Рутгер Хауер) и девушки из провинции, которые пытаются
преодолеть трудности в общении, вызванные разницей в их социальном
происхождении.
Лента не только имела успех в прокате, но и попала в пятерку претендентов на Оскар
в категории «Лучший иностранный фильм».
Верховен продолжал взбираться по карьерной лестнице: его фильмы попадают в
конкурсные программы европейских фестивалей, идут в американском прокате,
номинируются на престижные премии: антивоенная драма «Оранжевый солдат» (1979)
номинируется на Золотой Глобус.
В 1980 режиссер выпускает ленту «Лихачи» - своеобразный парафраз классического
американского фильма «Лихорадка субботним вечером». Главное, что отличало
голландскую версию истории от оригинала - количество насилия на экране явно
превышало среднестатистические показатели, а постельные сцены (в том числе
немыслимые для тогдашней Америки гомосексуальные) были шокирующе откровенны.
Когда Верховен в середине 1980-х заявил о своем желании уехать в Голливуд, он
объяснил свое решение очень просто: там больше денег и больше возможностей.
Начиная с первого фильма, сделанного Верховеном по ту сторону Атлантики,
сумрачной исторической драмой «Плоть и кровь» (1985), весь «американский» период
режиссера можно охарактеризовать как время многобюджетных фильмов на
фантастические сюжеты, которые нравились зрителям и заставляли морщиться
критиков.
«Робот-полицейский» породил целую моду на фильмы, эксплуатирующие тему
искусственного интеллекта, хотя критики были недовольны количеством сцен
насилия на экране; «Вспомнить все» стал для своего времени техническим прорывом:
так много средств и сил было затрачено на создание впечатляющей картины жизни на
Марсе. Одновременно, картина вошла в число самых дорогостоящих кинопроектов в
истории Голливуда.
Обе картины получили премию Оскар в технических номинациях: «лучшие спецэффекты»
и «лучший звук».
Снятую в 1992 ленту «
Основной инстинкт» фантастической назвать нельзя, но это был не менее
увлекательный и провокационный проект, который вывел в мегазвезды Шарон Стоун и
вернул на экраны порядком подзабытого Майкла Дугласа. Фильм номинировался на
Оскар за лучший монтаж и музыку.
Картина 1995 года «Стриптиз» (название настолько точно передает суть ленты, что
уточнять сюжет не имеет смысла) с треском провалилась в прокате и получила приз
«Золотая малина» как худший фильм года. Верховен произвел сенсацию, лично
явившись на церемонию вручения «малиновых» наград, которая обычно проходит в
присутствии журналистов и при полном отсутствии номинантов. Он стал первым за всю
историю награды режиссером, который лично получил премию.
Возвращение к жанру фантастики было очень удачным: фильм «Звездный десант» о
битве человечества с гигантскими жуками из космоса сделал отличные кассовые
сборы и вновь получил номинацию на Оскар за пиротехнику. Критики вновь указали на
навязчивую потребность Верховена показывать сцены гибели героев крупным планом,
а одно прогрессивное издание обозвало фильм «имперским бредом», возмутившись
финальной сценой, в которой десантники водружают на далекой планете американский
флаг.
Отработав 20 лет в США, Верховен вернулся в Нидерланды, где его приветствовали как
героя. К тому моменту его картина «Турецкие наслажденья» была признана по
результатам опроса кинокритиков самым лучшим фильмом за всю историю
голландского кинематографа.
Верховен, к вящей радости голландцев, снял на родине фильм «
Черная
книга» (2006), который получил три высшие кинопремии Нидерландов, в том числе в
номинации «лучшая режиссура».
В дальнейших планах режиссера - детектив "Афера Томаса Крауна 2".
Режиссёрский стиль
Верховен весьма критически относится к Америке и её капиталистическим ценностям,
о чём неоднократно заявлял в интервью. Его американские фильмы населяют до
абсурда амбициозные персонажи, зачастую психологически одномерные, словно герои
комиксов. Подобно датчанину Дугласу Сёрку в 1950-е годы, Верховен сгущает и
заостряет голливудские штампы до такой степени, что широкая публика начинает
принимать их за чистую монету. К примеру, более простодушные рецензенты
«Звёздного десанта» обрушились на режиссёра за неприкрытый милитаризм, в то
время как синефилы трактовали фильм как мизантропическую антивоенную сатиру в
духе «Доктора Стренджлава».
«Вероятно, самый дерзкий и уверенный сатирик Голливуда, единственный, кому
удаётся снимать высокобюджетные жанровые фильмы, насчёт серьёзности коих никто
не может поручиться», - пишет о Верховене М. Аткинсон. «Натурализованный голландец
стал для Голливуда новым Фрицем Лангом - мастер усовершенствованного комикса,
вкрадчиво брутальный поставщик зубодробительной киномакулатуры» (Дж. Хоберман).
«Он обожает клише: в его фильмах есть нечто от комикса, наподобие Лихтенштейна», -
высказался про Верховена ветеран французской новой волны Жак Риветт, назвавший
«Шоугёлз» одним из лучших фильмов девяностых.
Постоянное сотрудничество
Плеяда актёров, начавших работать с Верховеном ещё в Нидерландах, включает
Рутгера Хауэра , Дерека де Линдта , Йеруна Краббе . Все трое позже последовали за
ним в США. Наиболее успешно сложилась голливудская карьера у Рутгера Хауэра. Так,
ещё в 1980 году Хауэр снялся с Харрисоном Фордом в фильме «Бегущий по лезвию» и
Сильвестром Сталлоне в боевике «Ночные ястребы». Успех 1980 годов сменился спадом в
1990-е, когда Хауэр, поссорившись с Верховеном, фактически оказался без протекции
режиссёра. С началом 2000 годов в карьере Хауэра произошли изменения к лучшему, он
снялся у Джорджа Клуни в «Признаниях опасного человека», у Роберта Родригеса в
«Городе грехов» и смог постепенно восстановить свои позиции.
В сотрудничестве с Верховеном получил признание кинооператор Ян Де Бонт . Он
бессменно работал с режиссёром более 20 лет. Сам Верховен утверждал, что «смотрит
на мир глазами Яна», поэтому можно считать, что отличительный визуальный ряд
картин Верховена - результат его совместного творчества с де Бонтом. В 1994 году де
Бонт в качестве режиссёра снял блокбастер «Скорость» с Сандрой Баллок и Киану
Ривзом .