Мария Ивановна Бабанова (29 октября (11 ноября) 1900, Москва - 20 марта 1983, Москва) -
советская актриса театра и кино. Лауреат Сталинской премии второй степени (1941).
Народная артистка СССР (1954).
Мария Бабанова родилась в семье Ивана Ивановича Бабанова и Екатерины Васильевны
Бабановой (урожденной Прусаковой). Свое раннее детство она провела в доме своей
бабки, жившей в Офицерском переулке и владевшей несколькими домами в
Замоскворечье. В
1915 году М. И.
Бабанова окончила Училище Московского общества распространения коммерческого
образования и поступила на естественное отделение Коммерческого института,
затем перевелась на Высшие женские курсы.
В 1919 году Мария Бабанова поступила в Театр-студию ХПСРО
(Художественно-просветительский союз рабочих организаций), руководимый Ф. Ф.
Комиссаржевским и В. М. Бебутовым. Театр помещался в здании театра «б. Зон»; здесь
Бабанова дебютировала как актриса - в роли Фаншетты в спектакле «Свадьбе
Фигаро».
В 1920 году здание театра «б. Зон» было передано созданному Всеволодом Мейерхольдом
Театру РСФСР 1-му, в который перешла и большая часть труппы Театра ХПСРО во главе с
Бебутовым; Мария Бабанова поступила в Высшие режиссёрские мастерские
Мейерхольда, позже влившиеся в Государственные высшие театральные мастерские. В
сентябре 1921 года Театр РСФСР-1 был закрыт, и в 1922 году Бабанова стала актрисой
созданного при Мастерских Театра Актёра, руководимого Мейерхольдом, позже
преобразованного в Театр ГИТИСа, а в начале 1923 года переименованного Театр имени
Мейерхольда.
25 апреля 1922 года в Театре Актёра состоялась премьера спектакля «Великодушный
рогоносец» в постановке В. Э. Мейерхольда. После премьеры М. И. Бабанова
«проснулась знаменитой». Театральная критика приветствовала явление «новой
актрисы». Парадокс новизны определялся в главных своих чертах: «в полноте
внутренней жизни, от века свойственной русским актрисам, выраженной, однако, в
точной партитуре движения и звука» (М. Туровская). Таким восторженным признанием,
каким пользовалась Бабанова в 20-е годы ХХ века, по свидетельству Б. В. Алперса,
пользовался только М. А. Чехов. По мощи своего дарования Бабанова была ведущей
актрисой Театра им. Вс. Мейерхольда. Но главной актрисой этого театра Мейерхольд
видел только свою жену - З. Н. Райх. Соперничество с Бабановой на сцене всегда было
не в пользу Райх. Поэтому в 1927 году по инициативе самого Мастера Бабанова покинула
его театр. Вынужденный уход от Мейерхольда стал «незаживающей раной» всей
артистической жизни выдающейся актрисы. Но несмотря на глубокую обиду,
нанесенную ей Мастером, М. И. Бабанова (единственная великая его ученица, все
прочие были ученики) всю свою жизнь хранила высочайший пиетет к своему Учителю.
Еще в 1923 году М. И. Бабанова дебютировала на сцене Театра Революции в роли Полины в
«Доходном месте» А. Н. Островского. Этот спектакль был поставлен В. Э.
Мейерхольдом. До конца своих дней она была «первой актрисой» этого театра. На его
сцене М. И. Бабанова создала свои выдающиеся роли - Гога («Человек с портфелем»),
Анка («Поэма о топоре»), Джульетта («Ромео и Джульетта»), Диана («Собака на сене»), и
др., которые вошли в историю русского театра ХХ века и в хрестоматию актерского
мастерства. Символом времени стала её Таня в одноименной пьесе Арбузова.
Феномен Бабановой на русской сцене состоял в том, что форма роли всегда была
отшлифована до той степени прозрачности, когда сквозь нее был ясно виден весь ход
внутренней жизни образа, созданного виртуозным мастерством актрисы. С. М.
Эйзенштейн писал, что Бабанова вышивает свои роли «шелковой ниткой». «Из всех
страстей человеческих, которые присутствуют в роли, она делает рисунок.
Единственная из всех актрис, кого я знаю» (В. С. Розов).
На сцене своего родного театра М. И. Бабанова появилась в последний раз в 1975 году.
В 1979 году, после долгого перерыва, в преддверии своего 80-летнего юбилея, М. И.
Бабанова гастрольно вышла на сцену МХАТа (Новую сцену на Тверском бульваре). Ее
пригласил О. Н. Ефремов на роль Жены в спектакль по пьесе Эдварда Олби «Все
кончено». Партнерами М..И. Бабановой в этом спектакле были «великие старики»
второго поколения МХАТ, представители его «старой гвардии»: А. И. Степанова и М. И.
Прудкин. Это была последняя роль великой русской актрисы ХХ века.
Высокий, скользящий, богатый тембрами голос Марии Ивановны Бабановой сохранили
радиопостановки («Оле-Лукойе», «Маленький принц» и др.), последняя работа -
радиоспектакль "Портрет Дориана Грея". Принимала участие в дублировании игровых
("Алишер Навои", 1947) и озвучивании анимационных фильмов ("Сказка о царе Салтане", 1943;
"Сказка о рыбаке и рыбке", 1950; "Оранжевое горлышко", 1954 и др.).
Озвучивала роль Снежной королевы в полнометражном мультфильме «
Снежная королева», 1957 год. Образ королевы создавался методом «эклера» -
актриса исполняла свои сцены, их снимали на кинопленку, а затем все очертания и
движения переносили на бумагу. Полученные таким образом рисунки и составляли
основу мультфильма.
Скончалась Мария Ивановна Бабанова 20 марта 1983 года. Узнав о её смерти Ф. Г.
Раневская написала: «Умерла Бабанова - величайшая актриса нашего времени. Все
время с тоской о ней думаю».
Марию Ивановну Бабанову еще при жизни называли великой актрисой, «зримым чудом
театрального искусства». Об этом говорили и писали режиссеры и художники,
писатели и поэты, драматурги и театральные критики. Такой уникальной актрисы, по
утверждению М. И. Туровской, не было на русской сцене ни прежде, ни потом. Во
французской театральной энциклопедии русский драматический театр ХХ века
представлен только двумя великими актерскими именами - Марии Ивановны Бабановой
и Николая Павловича Хмелева.
Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище, участок № 10. На доме где, жила
актриса (Петровский переулок, 5), установлена мемориальная доска.