Театр
Зоя Акимовна Виноградова родилась 27 ноября 1930 года в Погляжье, Калининской
области.
В Ленинградский государственный театр музыкальной комедии Зоя Виноградова
пришла в 1949 году, из художественной самодеятельности. Не имея специального
образования, за очень короткий период выдвинулась в ряды лучших и любимейших
актрис театра и города.
После дебюта на сцене театра уверенно занимает ведущее положение в труппе.
Окончила студию при театре Музыкальной Комедии в 1954 году. Большие удачи актрисы
связаны с главными партиями в спектаклях как советских, так и зарубежных авторов.
Ею сыграно около 100 ведущих ролей : Любаши в "Севастопольском вальсе" К.Листова,
Инки в "Полярной звезде" В.Баснера, Пепиты в "Вольном ветре" И.Дунаевского, Атуевой
в "Свадьбе Кречинского" А.Колкера, Элизы в "Моей прекрасной леди" Ф.Лоу, Дези в "Бале
в "Савойе" П.Абрахама, Стасси и княгини Валлерсхейм в "Королеве Чардаша" И.Кальмана,
Лизы в "Марице" И.Кальмана и другие.
Перейдя на амплуа возрастных героинь, Зоя Акимовна Виноградова сохранила
темперамент и яркость исполнительского почерка.
Творческий и семейный дуэт с народным актером Виталием Копыловым один из самых
блистательных и счастливых в истории театра. Виталий Иванович ушел из жизни 29
ноября 2012 года.
Кино
Зоя Акимовна Виноградова неоднократно снималась в кино, где ею созданы такие
яркие роли, как Мабель в кинофильме «
Мистер Икс» и Атуева в
музыкальном телевизионном фильме «
Свадьба Кречинского». Заметным событием в ее киножизни была работа с А.
Германом в эпизоде фильма «
Двадцать дней без войны». Актриса снималась еще в нескольких
кинокартинах, но на первом месте для нее всегда оставался театр. Она часто
выступала на телевидении: ее видели в роли хозяйки «Голубого огонька» и ведущей
программы, рассказывающей об истории оперетты. А по радио в ее исполнении нередко
звучали песни советских композиторов, арии из оперетт и мюзиклов.
Интервью Владимира Желтова с Зоей Виноградовой в газетее «Вечерний
Петербург» от 12 сентября 2014 года: «Судьба у меня - как у Золушки»
Знаменитая артистка - о коллегах и учителях, о сериалах и мюзиклах
Разве можно представить отечественную оперетту без народной артистки России Зои
Виноградовой и ее верного рыцаря (и на сцене, и в жизни) Виталия Копылова, тоже,
естественно, народного! После исполнения роли Элизы Дулиттл в спектакле «Моя
прекрасная леди» Зою Акимовну стали называть «первой леди Советского Союза»...
У нее удивительный голос, одна из давних поклонниц говорила: «Зоя, ваш голосок я ни
с каким другим не спутаю! Вы - как колокольчик!»
Мы встретились совершенно случайно в, казалось бы, неожиданном месте - в Театре
«Русская антреприза» имени Андрея Миронова, на сборе труппы. Что там делала
«легенда ленинградской (петербургской) оперетты» - об этом позже. Не начинать же
интервью в «обход» родного для Зои Виноградовой Театра музыкальной комедии...
«Поешь как птица - так и пой!»
- Зоя Акимовна, весной исполнилось 65 лет, как вы пришли в Музкомедию...
- Страшно сказать! (Смеется.) Людей можно напугать одной этой цифрой... Вся жизнь в
одном театре, с 18 лет.
- Мне трудно представить, насколько была популярна оперетта в самом начале
вашего творческого пути, но в 60-е годы лишние билетики спрашивали уже на
Невском...
- Когда я пришла, оперетта была в самом расцвете, а Театр Музыкальной комедии -
гремел. Еще работали действительно легендарные, «блокадные», артисты - Николай
Янет, Лидия Колесникова, Анатолий Королькевич, Нина Пельцер, Гликерия Васильевна
Богданова-Чеснокова... господи, всех не назовешь! Меня, девочку из
самодеятельности (я работала в конструкторском бюро на заводе «Знамя труда»),
приняли тепло, помогали, следили за моим ростом. Как я им всем благодарна!
В театре меня сразу стали вводить в спектакли, а затем и в премьерах занимать, но
шесть лет я была во вспомогательном составе и одновременно училась у педагогов
студии при театре. Со мной занимались прекрасные артисты и режиссеры: Александр
Анатольевич Масленников, Валентин Сергеевич Васильев, Александр Иосифович
Талмазан. Это был потрясающий тенор! Когда Шаляпин давал концерты в Петербурге, он
просил, чтобы с ним пел только Талмазан. Александр Иосифович говорил мне: «Ты,
Зоинька, поешь, как птица, так и пой. Тебе не надо ставить голос». И давал такие
упражнения, что голос мой сам летел. Я никогда не задумывалась, какую мне ноту
брать. Судьба у меня - как у Золушки, это точно.
На нас не просто ставили спектакли, на нас писали роли! Драматургам Юлию Анненкову
и Елене Гальпериной так понравился наш «Севастопольский вальс», что оперетту
«Полярная звезда» они писали, имея в виду конкретных актеров. В оперетте
«Крылатый почтальон» даже героиню мою звали Зоей. Ах, какие роли у меня дивные
были, более ста.
А с какими режиссерами посчастливилось работать! Юрий Хмельницкий поставил
«Поцелуй Чаниты». Потом был чудесный режиссер Владимир Егорович Воробьев и его «
Свадьба Кречинского», «Дело». Андрей Тутышкин (режиссер кинокомедии
«Свадьба в Малиновке») поставил оперетту «Моя прекрасная леди». А сколько
замечательных спектаклей сделал Александр Аркадьевич Белинский!
- А сколько лет ваш театр скитался по городу, пока ремонтировалось
здание?
- Пятнадцать. Пятнадцать лет мы, как бы теперь сказали, бомжевали. Но выпускали
спектакли, труппа не распалась.
Актеры в большинстве своем - фанаты
- Зоя Акимовна, вам не кажется, что мюзиклы затмевают классическую
оперетту?
- Нет. Это же разные жанры.
- Да, но идешь по городу и постеры, постеры: еще недавно - «Бал вампиров», теперь
- «Голливудская дива»!
- Я не знаю, какой получится «Дива», но «Бал вампиров» очень интересная постановка,
во всех отношениях. Жанр мюзикла не нов для нашего театра. Мы все, и я в том числе,
играли очень много в мюзиклах. «Целуй меня, Кэт!», «Моя прекрасная леди», «
Свадьба Кречинского», «Дело», «Как делать карьеру» - это же всё
мюзиклы.
- Сейчас часто можно слышать: мюзикл - американское явление, на российской
почве он не приживется...
- Я так не думаю. Но и классическая оперетта не пропадет. Мюзиклы выгодны театру. И
публика идет на них, хотя и билеты очень дорогие. Я знаю, что оперетту люди
смотрели по несколько раз, но не знаю, ходят ли по несколько раз на мюзиклы.
Хочется, чтобы «Голливудская дива» была успешной, для театра это очень важно.
Важно еще и потому, что в спектакле занята наша молодежь.
- Много ли в театре молодых актеров? В оперетте не разбогатеешь...
- У нас много молодежи, и все замечательные ребята! С хорошими голосами,
по-актерски подвижны, а как танцуют! В большинстве своем актеры - фанаты, для
фанатов деньги не на первом месте. Театр ведь любишь так, что без него жить не
можешь. Конечно, хотелось бы, чтобы театральным артистам платили больше. Но, могу
вам сказать, я никогда за всю свою долгую театральную жизнь не попросила
прибавить мне зарплату. Как-то так получалось: сыграю новую роль - смотрю:
прибавили. Я радовалась, но, повторяю, никогда не просила.
- Виталий Иванович, помнится, говорил: «Мы с Зоинькой готовы за самые
маленькие деньги играть...»
- «...самые большие роли». Виталий Иванович цитировал, это такая расхожая в
актерской среде фраза... Витенька был человек с юмором... Когда его не стало
(Виталий Копылов умер 29 ноября 2012 года), я не знала, как жить дальше...
Нам никогда не было скучно
- Зоя Акимовна, вы мне однажды сказали, что, если бы была возможность прожить
жизнь заново, вы бы хотели, чтобы в ней были Виталий Иванович и театр, единственные
и любимые...
- Нам с Витюшей просто повезло. Люди приходят в театр оперетты отогреваться душой.
Театр - это сказка, особенно такой, как наш. Оперетта - это праздник, это шампанское!
Люди хотят праздника! Теперь, когда какую кнопку на телевизионном пульте ни нажми,
на экране дерутся, стреляют, убивают, она, может быть, еще нужнее, чем когда-либо.
Люди устали от всего этого! Они хотят света, радости. Не случайно же всю блокаду в
Ленинграде проработал единственный театр, наш. Музкомедия помогала выживать. И я
счастлива, что в нашей с Витюшей судьбе был, а в моей продолжает оставаться именно
этот театр.
- Сколько вы были вместе?
- Мы вместе прожили 57 лет. Никогда не расставались - ни в театре, ни дома, ни на
отдыхе. И, вы знаете, мы не надоедали друг другу. Нам коллеги, шутя, говорили: «Как
скучно! О вас даже сплетен нет!» А нам никогда не было скучно! Если мы и ссорились,
то из-за ерунды какой-нибудь. Я человек вспыльчивый, а он спокойный,
уравновешенный... был: «Ну, что ты, Чижуня, ладно тебе, Чижуня...» Как театр мне помог,
когда Витюши не стало! Таким теплом меня окружили.
Почему бы мне в троллейбусе не ездить?
- С чего вдруг вас Рудольф Фурманов позвал в спектакль «Баба Шанель»?
- Не знаю. Позвонил: «Зоечка, у меня есть пьеса на пять пожилых женщин. Вы не хотели
бы поучаствовать?» Я подумала: а почему бы нет? А уж когда он назвал других
исполнительниц - Танечку Пилецкую, Верочку Карпову, Ирочку Соколову, Леночку
Санаеву, разве я могла не согласиться? Прелестные актрисы! И режиссер -
симпатичный.
- Вы не так много снимались в кино - мешала занятость в театре. Сейчас
снимаетесь в сериалах. Я ничего не имею против сериалов, но возможности смотреть
их у меня нет, поэтому, уж извините, не видел вас ни в одной из ролей. Есть
заслуживающие внимания?
- В сериале «Сонька - Золотая Ручка» Виктора Мережко Сонька убегает с каторги и
попадает к жене декабриста, которая живет в лесу. Это я. Роль небольшая, но я ее
очень люблю. Меня только по голосу и узнают. Даже Леня Неведомский сказал: «Ты меня
так удивила!» В «Улицах разбитых фонарей», серия «Алиби», мы снялись с Виталием
Ивановичем - сыграли пожилую пару. Это были его последние съемки. Понимаете, как
мне дорога картина...
- Не появилось сожаления об упущенных возможностях?
- Конечно! Пробовали и утверждали на роли меня очень много. Но сейчас как? Приходит
актер к худруку или директору театра: «Я снимаюсь тогда-то, замените, отмените,
перенесите...» В общем либо выдвигает требования, либо ставит условия. А раньше все
же было иначе. Съемки, концерты - только в свободное время. Помню, Хмельницкий
возмущался: «Как это - съемки? Где ты будешь сниматься? Во-первых, я скоро сам буду
снимать...» И он снял «Мистера Икс». Картина шла по всему Советскому Союзу. Сколько
писем я получила! Но театр для меня всегда был в приоритете.
- Вас по-прежнему узнают на улице?
- Узнают... «Вы знаете, что вы на Зою Виноградову похожи?» - «Да, мне уже говорили».
Или: «Зоя Акимовна, это вы?! Вы в троллейбусе ездите?! Надо же!» А почему я не могу в
троллейбусе ездить?..
- Не знаю, прозвучат ли следующие слова как комплимент или это будет с моей
стороны бестактность, уж простите, но, один ваш поклонник, зная, что я отправляюсь
на встречу с вами, воскликнул: «Это потрясающе: в ее годы и такой звонкий
голос!»
- Я не кокетничаю, но я, правда, своего возраста не чувствую. Самой иногда кажется:
«Боже, это не обо мне говорят!..»