Сергей Бодров-младший родился в Москве в 1971 году, и волею родителей стал тезкой
своего отца, известного сценариста и режиссера Сергея Бодрова , проживающего
сейчас в США.
С 1989 по 1994 г. учился на отделении истории искусства исторического факультета МГУ
им.Ломоносова. С 1994 по 1996 - учеба в аспирантуре.
Вначале работал в школе учителем, затем кондитером на фабрике «Ударница»,
журналистом и даже спасателем на пляже в Италии.
С 1997 по 1999г. - был ведущим телепрограммы «Взгляд».
В 1998 г. на кафедре истории искусства МГУ защитил кандидатскую диссертацию по теме
«Архитектура в венецианской живописи Возрождения».
Кинодебют
Кинодебют Сергея состоялся в 1995 году в фильме «
Кавказский пленник», режиссером которого стал его отец. В роли
стриженого солдата - первогодка Вани Жилина, угодившего в дымящейся кавказский
котел, Бодров поставил в тупик всех, даже своего знаменитого партнера - Олега
Меньшикова. Актер-непрофессионал, он был убедителен в любом жесте и интонации
какой-то особой, животной органикой. Тем не менее, наградить Бодрова призом за
лучшую мужскую роль на фестивале «Кинотавр» одного, обойдя Олега Меньшикова
оказалось невозможным. И приз поделили на двоих. Та же судьба постигла и «Нику» -
приз Киноакадемии. Так же Бодров удостоился за «Кавказского пленника» приза «За
лучший кинодебют» на фестивале «Балтийская жемчужина» в Риге и приза Кинопрессы
как лучшему актеру за 1996 года (вместе с Ф.Абдраимовым).
Фильм собрал просто невероятный урожай призов: приз ФИПРЕССИ и приз зрительских
симпатий МКФ В Каннах. Даже был номинирован на «Оскар» как лучший иностранный
фильм! Прибыв на сочинский фестиваль никем, Бодров уезжал победителем.
«Брат»
Вскоре последовало предложение от Алексея Балабанова сняться в главной роли в
фильме «Брат», по его собственному сценарию. Фильм собрал ворох призов: призы «Silver
Hugo» МКФ в Чикаго и фестиваля «Кинотавр» - за «Лучшую мужскую роль». Кроме того
Бодров был номинирован на премию «Золотой Овен-97» в категории «Лучший актер».
«Брат» сделал Сергея фигурой сверхпопулярной, чуть ли не культовой. Фильм был
по-настоящему модным в 1997 году. Пресса называла его «лицом поколения», с чем он сам
категорически не соглашался. Отдельного внимания заслуживают фразы и общая
стилистика фильма. «My car - кирдык» - говорит герой Бодрова Данила, - и словечко сразу
подхватывается народом.
Однако, в отличие от «Пленника», новый фильм был принят в критике отнюдь не на
«ура». Режиссера обвиняли в черносотенстве, исполнителю главной роли тоже
досталось. Мол, какой из него провинциальный пацан? По сюжету герой, попавший из
захолустья в большой город, проживал бурный отрезок молодой жизни и в финале
отчаливал - другим. Вот этот трудный переход Бодров сыграть не сумел... Что это был
за паренек - вопрос оставался открытым: бандит или Робин Гуд? Герой нашего времени
или его проклятие? Балабанов предложил разобраться в своих чувствах к Даниле
самостоятельно.
Телевидение
После «Брата» началась бодровская телеэпопея: на правах соведущего он стал
работать с Любимовым во «Взгляде». По большому счету «Брат» «Взгляду» скорее
мешал, чем помогал. В помещение входил улыбчивый и слегка застенчивый Сергей
Бодров, а казалось, врывается Данила Багров с обрезом... В общем через три года
роман с телевидением Сергею наскучил, и он ушел, как всегда - вдруг, объяснившись
второпях и как всегда невнятно.. На телевидение он еще раз вернется в 2001 году,
приняв участие в качестве ведущего в съемках телешоу «Последний герой».
Личная жизнь
В 1987 году Сергей Бодров женился. Как сам он не раз признавался в интервью, влюбился
в Светлану с первого взгляда и сразу же понял, что это его будущая жена. В 1988 году у
Бодровых родилась дочь Ольга.
Супруга Бодрова-младшего тоже занимается телевидением, она режиссер известных
телевизионных проектов «Акулы пера» и «Канон».
«Брат-2» и другие работы в кино
В том, что бодровская органичность - это классно, но не каждый режиссер может с ней
работать - убедил британский «
Стрингер» (1998). Бодров играет
молодого человека по имени Вадим, обладателя видеокамеры и охотника за
скандальным. Здесь он смотрится тенью себя - скучен, неинтересен. Зато попав в руки
к режиссеру Режису Варнье, пригласившему его на роль в «
Восток-Запад» (1999),
Сергей Бодров снова ожил и вполне убедительно выглядел молодым юношей из 50-х,
влюбленным в соседку-француженку.
Тем временем Балабанов решил взяться за «Брат-2», где бодровский Данила держит
путь из Москвы в Нью-Йорк и далее в Чикаго. Фильм снимался в Москве и два месяца в
Америке. Были задействованы настоящие полицейские, хотя в США существует запрет
снимать в кино реальных полицейских, их форму и одежду. Однако полицейские
небольшого городка Лонг-Айленд около Чикаго разрешили снять на пленку их самих.
Интересный момент связан с оружием: в фильме есть эпизод, когда Данила стреляет в
здоровенных негров из самопала, заряженного железными опилками. Амерканские
реквизиторы только в недоумении разводили руками, когда их попросили найти нечто
похожее. Тогда оператор - Астахов за час сделал этот самопал с помощью одного
только армейского ножа. Сделали также паспорт на имя Данилы Багрова и долго
уговаривали пограничницу поставить там настоящий штамп. Наконец разрешил ее
начальник, у которого победило чувство юмора. Так что штамп в фильме настоящий.
Хотя «Брат» заметно проигрывает зарубежным аналогам, таким как «Леон», «Киллер»,
«Что делать мертвецу в Денвере», его популярность объясняется тем, что зритель
соскучился по родному кино.
«Брат-2» поднял новую волну интереса к его персоне со стороны журналистов. Надо
сказать, Сергей Бодров журналистов недолюбливал: они совершенно замучили его
лобовыми сравнениями и линейными аналогиями. Они все время спрашивали: как это ты,
гражданский Бодров, смог так глубоко проникнуть в образ диковатого рядового
Жилина («
Кавказский пленник»)? Что тебя, Бодров, сын Бодрова, связывает с этим
отморозком Багровым? Какой их тебя, искусствоведа, итальянский пловец («
Восток-Запад»).
Тут Бодров живо включал любого из своих киногероев и начинал изъясняться
междометиями. Журналисты впадали в ступор и вспоминали рассказы коллег о том, как
трудно Бодрова поймать и почти невозможно разговорить. А тут и разговаривать то
не о чем: просто Бодров действительно не был актером. И перевоплощаться не умел. И
Станиславского читал лишь для общего образования. Зато он умел жить не обращая
внимания на камеру, его снимающую, повизгивания толпы поклонниц, в которую
приходилось попадать, вопли режиссеров, на которые полагалось бы обидеться...
В одном интервью, на вопрос, какая связь между ним и его экранным героем, Сергей
Бодров признался: «Мы с ним как близнецы. Знаешь, бывают такие близнецы - внешне
друг на друга похожие как две капли воды, а внутренне совершенно разные. Идет
такое виртуальное влияние. Возможно, он делает меня жестче, а я его - мягче».
После фильма «Брат-2» популярность Сергея Бодрова, особенно среди молодежи,
возросла еще больше. У него появились огромное количество поклонников и
поклонниц. Но Сергей относился к этому очень спокойно. Да и отец говорил: «Сереж,
ну неужели ты не понимаешь, что это полная ерунда! Как мастер ты еще не состоялся».
Хотя когда сына не было рядом Сергей Бодров-старший с гордостью рассказывал, как в
аэропорту Германии полтысячи человек подошли брать автографы у «брата».
После такого успеха любой «секс-символ», каким к этому времени стал Бодров,
обязательно хотя бы пол-года - год покупался бы в лучах славы. Однако он тут же
засел за компьютер - работать над сценарием собственного фильма. За все это время
он посетил лишь пару презентаций и конференций, и то - лишь не обижать продюсера.
Алексея Балабанова и Сергея Бодрова засыпали вопросами, о чем будет «Брат-3»,
«Брат-4»... Балабанов отвечал, что продолжения не будет, сериалы он не любит, а
персонаж уже исчерпал себя. Бодров подтверждал его слова, у него были совсем
другие планы...
В 2001 году Бодров выступил в качестве режиссера, сняв фильм «
Сестры», где сам он снялся в
эпизодической роли. Фильм Сергей посвятил своей жене, назвав одну из главных
героинь именем Светлана.
В 2002 году Бодров снялся в фильмах Алексея Балабанова «
Война» и своего отца «
Медвежий поцелуй». «
Медвежий поцелуй» был последним фильмом Сергея. В нем он сыграл
влюбленного романтика. Сценарий фильма лежал у Бодрова-старшего десять лет,
словно ждал, когда подрастет сын.
Трагедия
В том же году Бодров начал снимать фильм «Связной». Он являлся и автором сценария,
и режиссером, и исполнителем главной роли. По сюжету герою Сергея бандиты
прострелили когда-то колени, и ноги пришлось ампутировать. Он ходит на протезах и
о том, что ног у него нет, никто даже не догадывается. Фильм задумывался как
философско-мистическая притча. Большая часть фильма должна была сниматься в
Москве, а съемочной группе в Осетии надо было отснять всего несколько эпизодов.
В начале августа 2002, за месяц до отъезда на Кавказ на съемки фильма, у Сергея
Бодрова родился сын.
Вечером 20 сентября 2002 года в Кармадонском ущелье произошла трагедия. Сошел ледник
протяженностью пять километров, шириной 200 метров и толщиной от 10 до 100 метров. В
результате стихийного бедствия пропали без вести 117 человек. Среди них и
съемочная группа под руководством Сергея Бодрова, находящаяся в это время в
ущелье.
Жена Сергея Светлана рассказывает, что вечером 19 сентября у нее был необычно
длинный разговор с Сергеем. «У него был очень грустный голос, - вспоминает
Светлана. - Мне показалось, что-то с ним случилось... Он был не такой, как всегда. Но
Сережа успокоил меня и стал расспрашивать о детях. Обычно мы говорим с ним всего
по несколько минут, а тут наш последний разговор затянулся... Я чувствовала, что он
никак не может попрощаться со мной. А на прощание он сказал: «Береги детей».