Елена Серопова родилась 12 сентября 1964 года в Москве.
В 1988 году окончила ГИТИС, факультет эстрады. Дипломных работы: «Оливер Твист»,
«Макбет», «Мирандолина», «Ромео и Джульетта».
Участвовала: в
1987 году -
Новогоднее Представление на Московском ТВ; в 1989 году - в программе «Взгляд»; с 1989
по 1990 гг. - в программах Московского Телевидения «Добрый вечер, Москва!»; с 1993 по 1994
гг. - серия рекламных проектов «Русское Национальное Телевидение»; с 1994 по1995 гг. -
ведущая новостей «WMNB-TV» (Русская вещательная компания в Нью-Йорке) и с 1999 по 2002 гг. -
серия рекламных проектов на телеканале RTVi. С 2003 по 2011 г.г. - постановка и исполнение
«Вечеров Прозы и Поэзии».
Интервью Елены Сероповой в «Европе-Экспресс» от 16 октября 2008 года: «Москва -
Нью-Йорк - Лейпциг. История одной актерской семьи»
Елена Серопова - актриса театра и кино. По окончании ГИТИСа работала в Молодежном
театре миниатюр «Импульс». Затем, выдержав конкурс, была зачислена в труппу
Театра-школы музыкального искусства под руководством Юрия Шерлинга. И всё же с
театром пришлось расстаться - из-за большого количества приглашений Елена
полностью посвятила себя кинематографу. Играла в фильмах «
Репортаж с линии огня», «
Легенда Серебряного озера», «
Дачный сезон», «
Поездка в Висбаден», «
Убийца», «
Откровение Ивана Ефремова», «
Кумир», «
Без улик», «
Водоворот», «Tina and
Lance», «
Stalin», «
Золотое
время» и во многих других. Работала со многими известными режиссерами. Десять
лет жила и работала в США, снималась в Голливуде. Вот уже несколько лет как вместе
с семьей переехала в Лейпциг.
- Елена, как началась ваша актерская судьба?
- Я родилась в Москве в музыкальной семье: мой папа был известным джазовым
музыкантом, играл в оркестрах Олега Лундстрема, Александра Горбатых, Владимира
Иоффе, позже перешел в оркестр под управлением Георгия Гараняна, работал в цирке
Юрия Владимировича Никулина. В нашем доме постоянно собирались известные актеры
и музыканты, и моим первым советчиком и вдохновителем стал корифей советского
цирка, клоун Андрей Николаевич Николаев. Откровенно говоря, я с детства мечтала о
карьере цирковой актрисы, но родители не одобряли мой выбор. Поэтому, не надеясь
на успех, я подала документы в ГИТИС и, к своему удивлению, поступила с первого
раза - на курс чудесного мастера профессора Владимира Аркадиевича Канделаки,
ученика Немировича-Данченко. И почти сразу же после начала учебы меня пригласили
на одну из главных ролей в фильме «
Легенда Серебряного озера».
Студенческие годы я вспоминаю с особой теплотой, тем более что в институте я
познакомилась с моим будущим мужем - Ростиславом Шакиным. Он учился на
режиссерском факультете в мастерской Бориса Брунова. Ростислав -
профессиональный мим и один из тех, кто стоял у истоков известного коллектива
«Маски-шоу».
На последнем курсе мы создали Молодежный театр миниатюр «Импульс» под
руководством Бориса Ширкина. Параллельно посыпались приглашения работать в кино.
К сожалению, некоторые коллеги воспринимали мою работу в кинематографе
болезненно, с чувством ревности.
Я очень переживала по этому поводу и даже перешла в Театр-школу музыкального
искусства под руководством Юрия Борисовича Шерлинга, созданный им совместно с
Максимом Дунаевским. Хотя, «перешла» - не совсем правильное слово: мне пришлось
выдержать огромный конкурс. Юрий Борисович - мастер экстра-класса, прошел мощную
школу постановки мюзиклов на Бродвее и предъявлял к актерам высочайшие
требования. Это сегодня для российских зрителей своеобразный сплав актерского,
балетного и эстрадного искусства стал привычным, по тем же временам это был
абсолютно новый и дерзкий проект. Но с ним, к сожалению, пришлось расстаться.
Многие театральные режиссеры не любят отпускать актеров на съемки. Мне пришлось
выбирать между театром и кино.
- В чем, на ваш взгляд, различие между театральным актером и актером
кино?
- На театральной сцене накал страстей постоянно нарастает: актер показывает
своего героя в развитии, постоянно живет в образе. Иначе в кинематографе: там роль
создается из отдельно отснятых эпизодов и сцен, причем совсем не в том порядке, в
каком они будут затем следовать на экране.
- Как сложилась ваша кинематографическая судьба?
- Помимо непосредственной работы в кино я принимала участие в очень популярном
тогда кино-шоу «Товарищ кино». А потом Евгений Герасимов пригласил меня на
главную женскую роль - Джеммы - в фильме «
Поездка в Висбаден» по мотивам романа Тургенева «Вешние воды». Я
уверена: в каждой женщине живет тургеневская героиня, а любая актриса мечтает о
подобной роли. Эту роль я считаю большой творческой удачей. Огромное влияние на
меня оказала совместная работа с великим российским актером Зиновием Ефимовичем
Гердтом, который в этом фильме играл отца Джеммы. Евгений Герасимов опасался,
будет ли обращение к классике своевременным на фоне бесконечной «грязи» на
экране. Однако за этот фильм Папа Римский уделил Герасимову 27 минут персональной
аудиенции и лично вручил медаль за вклад в мировое искусство. Я благодарна Богу:
на моем творческом и жизненном пути часто встречаются большие профессионалы,
одаренные и неконфликтные люди.
- А может, причина в том, что это вы неконфликтный человек, умеющий находить со
всеми общий язык?
- Мне трудно об этом судить, меня с детства окружала любовь, и я привыкла на добро
отвечать добром...
На съемках фильма Бориса Айрапетяна «
Убийца» судьба свела меня с
мэтрами российского кино Арменом Борисовичем Джигарханяном и Иннокентием
Михайловичем Смоктуновским. Сложный философско-психологический фильм, в котором
использован своеобразный кинематографический прием - «фильм в фильме»: главный
герой фильма, режиссер, задумал создать картину об Иисусе Христе - апофеоз всей
его творческой жизни. По сценарию, на съемках срывается с креста и гибнет актер -
он не видит смысла в жизни, ему не дано сыграть эту роль.
Мне же предстояло создать образ - антипод главного героя - символ чистоты, любви и
веры, и я долго искала подход к пониманию этой роли. Именно тогда я поняла: Христос
- не образ, а душа, Христос - мироощущение. Эмоциональное напряжение на съемочной
площадке было настолько велико, что однажды я даже потеряла сознание. Этот фильм
был удостоен приза кинофестиваля «Дни Москвы» в Мюнхене, но я уже этого не застала
- мы переехали на постоянное жительство в Америку.
- Как вы там оказались?
- В России мой муж Ростислав работал вместе с Лаймой Вайкуле, затем - с Марком
Рудинштейном и стоял у истоков кинофестиваля «Кинотавр». Однако мы не были
баловнями судьбы: кинематографический бизнес - тяжелая конкурентная борьба,
особенно в условиях дикого российского нецивилизованного капитализма. После
советско-американской встречи молодых лидеров, куда нас обоих пригласили для
работы в комиссии по культуре, мужу посоветовали учиться в Нью-Йоркском
университете.
Ростислав уехал, ему удалось поступить в университет на факультет общественных
связей в области СМИ: днем учился, по ночам работал водителем такси. Я с сыном
Антоном осталась в Москве, и только через год мы смогли к нему приехать. Я очень
болезненно переживала отъезд. Умом понимала, что так будет лучше, а сердце не
соглашалось: родители и сестра оставались в Москве, и мне было очень тяжело
расставаться с ними.
- Как складывалась ваша жизнь в США?
- С одной стороны - удачно, с другой - очень непросто. Хотя в целом об американском
периоде у меня сохранились самые теплые воспоминания: совместно с Дмитрием
Полетаевым я работала диктором на русскоязычном канале WMNB Нью-Йоркского
телевидения.
Позже познакомилась с известным композитором и театральным деятелем Александром
Журбиным, а через некоторое время получила приглашение от нью-йоркской
киностудии на главную роль в фильме «Tina and Lance». Моим партнером по съемочной
площадке была Елена Соловей - очень корректный человек, легкая в работе,
доброжелательная милая женщина, чудесная актриса. А далее поступило приглашение
из Голливуда от режиссера Ивана Пассера на фильм «
Stalin», мне предстояло сыграть роль жены Лаврентия
Берии. На съемках меня окружали звезды американского кино - Рошан Сет (Лаврентий
Берия), Роберт Дюваль (Сталин), Джулия Ормонд (Надежда Аллилуева), Максимилиан Шелл
(Ленин).
В фильме в канун 15-летия Октября на даче у Ворошилова собирается весь
политический бомонд СССР. По приказу
Сталина моя героиня должна была
исполнить танец - это исторический факт. Режиссер потребовал: танец должен быть
эротичным! Я не знала, как к этому подступиться: изящная кинематографическая
эротика 1930-х гг. и раскрепощенное эротическое направление в сегодняшнем
кинематографе не имеют между собой ничего общего.
Перечитав множество воспоминаний современников, я случайно наткнулась на
интервью со своей тогда уже 80-летней героиней, давшее мне «точку опоры». Она очень
любила мужа, говорила о нем с восхищением, не хотела признавать его любовные
связи, чем и подтолкнула меня к трактовке: этим танцем моя героиня отомстила Берии
за свою горькую женскую долю. Это была интереснейшая работа. Фильм получил
«Золотой глобус» в трех номинациях и приз «Эмми» за лучшую режиссерскую работу.
А через некоторое время у нас родилась младшая дочь Лиза, и мне пришлось
отказаться от шикарного предложения Голливуда - сняться в главной роли вместе с
Робертом де Ниро. Не поверите, но я не жалела. Появление на свет дочери принесло в
дом ни с чем не сравнимую радость.
- Насколько сильно отличается принцип работы в Голливуде от работы на
европейских киностудиях?
-Америка и Европа - не только два разных континента, но и два разных мира. Америка и
Голливуд как ее квинтэссенция - мир денег и прагматизма. Систематическое
извлечение прибыли - базовый принцип американской жизни, где слова «каждый сам за
себя» - не пустой звук, а жестокая реальность. Звезды на кинематографическом
небосклоне стремительно восходят и так же быстро гаснут, их дальнейшая судьба
никого не интересует.
Никакие личные настроения не имеют значения, и никакие причины не принимаются в
расчет. За срыв контракта - выплата неустойки, размер которой выражается
семизначной суммой. Поблажки делаются только звездам, да и то не всегда. Актеры с
мировыми именами очень требовательны и капризны: как правило, в сценах, где кумир
публики находится спиной к зрителю, снимается дублер. И всё же в Америке мы прошли
пусть и жесткую, но замечательную школу жизни. Но Европа мне ближе по духу.
- Почему вы покинули Америку?[/b]
- В истории США случился страшный день - 11 сентября 2001 г. В тот момент Ростислав
работал видеомонтажером и был полностью востребован. Но после этой трагедии
разорились сотни фирм, десятки тысяч людей потеряли работу, и мы не избежали этой
участи. К счастью, Ростислав, обладая богатым профессиональным опытом, заключил
контракт с германской фирмой Marko Polo - так мы и оказались в Лейпциге.
Переживаем вторую эмиграцию, в третий раз встаем на ноги. Ростислав сейчас
«свободный художник», сотрудничает со многими компаниями, занимающимися кино- и
видеопроизводством. Между прочим, думает организовать студию пантомимы, дабы не
канул в лету многолетний опыт. Я с удовольствием принимаю участие в культурных
программах, литературно-музыкальных вечерах и приобщаю к этому своих детей. Здесь
я встретила замечательных людей, близких мне по духу, по-настоящему понимающих и
любящих искусство и литературу. Сейчас главная забота в жизни - благополучие и
счастье моей семьи.