Владлен Бирюков родился в селе Никоново Новосибирской области 7 марта 1942 года.
Отца, погибшего на фронте, он так и не увидел. После окончания школы трудился на
Бердском радиозаводе, где впервые «приобщился к искусству» - подался в кружок
художественной самодеятельности, потому что его участников бесплатно пускали на
танцы. В Новосибирское театральное училище поступил почти случайно. Приехав в
город, увидел объявление о приеме и на спор с другом подал заявление... Это было в
1960 году, а спустя пять лет Владлен Бирюков сыграл одну из первых ролей в ТЮЗе -
Ваську Пепла в горьковской пьесе «На дне». Сыграл так, что польский журнал «Край
рад» поместил его фото с подписью «У этого человека большое будущее». В 1966 году
окончил Новосибирское театральное училище. Актёр Новосибирского театра «Красный
факел».
Его высочайшая востребованность в кино, редкая для провинциального артиста,
совпала с такой же интенсивной занятостью в театральном репертуаре. В 1978 году
вышла в прокат мелодрама «
Молодая жена»,
после которой миллионы женщин влюбились в прямодушного красавца-вдовца, и в том
же году в «Красном факеле» он играл брачного афериста Скамейкина в лирической
комедии «Приятная женщина с цветком и окнами на север» по пьесе Эдварда
Радзинского. Так играл, что всерьез пленял и партнершу Валентину Мороз, и
зрительниц.
Владлена Бирюкова узнавали повсеместно, ассоциируя с Яковом Алейниковым из
киноэпопеи «
Вечный зов» - ролью,
принесшей Госпремию СССР и настоящую славу. Когда «Красный факел» летал на
фестиваль «Золотая маска» с чеховскими «Тремя сестрами», где он играл Чебутыкина,
едва ли не все пассажиры рейса просили у Владлена Бирюкова автографы, а командир
корабля вышел из кабины, чтобы пожать руку любимому артисту. Тот был взволнован,
но не повышенным вниманием, а предстоящей встречей с единственной дочерью, зятем
и внуками, встречавшими во Внуково. Мальчишкам знаменитый дед вез кассеты с
записями передач, где читал сказки юным телезрителям. Мне он тогда рассказывал,
сколько раз режиссеры уговаривали его переехать в Москву. «А я упрямый, упертый
мужик. 25 лет провел в поездах и самолетах, мотаясь по съемочным площадкам, кажется,
все здоровье там и оставил. Но не мог я бросить «Красный факел», все равно, что
родину предать, понимаете?» - объяснял свой отказ Владлен Бирюков. Как не понять?
8 марта 2002 года состоялся юбилейный бенефис Владлена Бирюкова в «Красном факеле».
Это было начало самого несчастливого периода в его судьбе. Ролей почти не
осталось - один Городничий в «Ревизоре». Распределили репетировать в готовящейся
премьере «Летят журавли», да он вскоре повздорил с режиссером Борисом Цейтлиным
со свойственной ему прямотой и в непарламентских выражениях. Когда на проходной
вывесили приказ «отстранить Бирюкова от роли», артист на нем написал: «Смерти
моей хотите? Не дождетесь!». И прибавил непечатные фразы. С режиссерами у бунтаря
Бирюкова, отстаивавшего свое видение образа, часто возникали столкновения.
Внешне он ершился, но внутренне малейшие конфликты переживал глубоко и долго.
Почти весь последний год Владлен Бирюков тяжело болел. Не особенно упорно
сопротивлялся недугу: то соглашался лечь в больницу, то самовольно прерывал курс
лечения, поддавшись депрессии. И все-таки навещавшим его друзьям не жаловался, в
минуты, когда боль отпускала, по-прежнему любил побалагурить.
Последняя его роль в кино в короткометражной ленте «
Гордый варяг»,
снятой в 2004 году молодым режиссером Александром Трофимкиным, оказалась
символичной. Бирюков играл старого шкипера, списанного на берег вместе с
отслужившим свой срок судном. Его герой каждое утро надевал форму и драил палубу,
латал двигатель, потому что человеку невозможно жить без дела.
Владлен умер в ночь с 1 на 2 сентября 2005 года в Новосибирске, его похоронили на
Бердском кладбище города Бердска.