Майкл Кёртис (настоящее имя Михай Кертес Каминер) - американский режиссёр, который
снял более 160 фильмов, в том числе такие успешные, как «
Касабланка» (1942) и «
Милдред Пирс» (1945).
Родился Кёртис в еврейской семье Мано Кертеш Каминер в Будапеште, Венгрия
(впоследствии Австро-Венгрия). Как он сам заявлял, родился он 24 декабря 1886 года.
Стоит сказать, что как дата, так и год сомнительны: он любил рассказывать небылицы
о своих ранних годах, к примеру, то, что он сбежал из дому для того, чтобы вступить в
цирк, или то, что в 1912 году он был членом сборной Венгрии по фехтованию на
Олимпийских играх. Но в целом создается впечатление, что у него было традиционное
воспитание среднего класса. Перед тем, как стать актером и режиссером Венгерского
Национального Театра в 1912 году, он обучался в Университете Маркоши и Королевской
театральной академии искусств. Подробностей о его ранней режиссерской
деятельности немного, и не совсем понятна степень его участия в съемках некоторых
ранних фильмов, но, по крайней мере, в Венгрии вышел один фильм с его участием в
качестве режиссера до того, как в 1913 году он на шесть месяцев уехал в Данию, чтобы
оттачивать своё мастерство на студии Нордиск.
В то время Кёртис работал ассистентом режиссера у Августа Блома над первым
полнометражным датским фильмом
Atlantis («
Атлантида», 1913). На рубеже
Первой Мировой войны он недолго служил в артиллерии в Австро-Венгерской армии, но
к 1915 году вернулся к созданию фильмов. В этом же он женился в первый раз, на актрисе
Люси Дорейн. В 1923 году они развелись.
В 1919 году после национализации киноиндустрии Кертис покидает Венгрию. Не смотря
на то, что венгерская киноиндустрия находилась в зачаточном состоянии, страна
произведет удивительно богатое наследие для кино. Ведь Александр, Золтан, Винсент
Корда, Майкл Кертис и Джордж Кьюкор были венграми, а Билли Уалдер родился на
территории Австро- Венгрии. Довольно богатый урожай для маленькой страны. С
падением коммунистического правительства и установлением контрреволюционного
режима Хорти, новая власть взялась сразу и за кино, проведя национализацию
небольших кинофабрик, мастерских и кинотеатров. Но Республика продержалась 133
дня, а потом выдохлась и пала. А Кертис вскорости, обосновывается в Вене. Для «Sascha
Films» он снимает 21 фильм, среди которых и библейский эпос «
Sodom und Gomorrha» (Содом и Гоморра,1922), и «
Die Sklavenkonigin»
(Королева-невольница,1924). Позднее фильм был выпущен в США, правда, его
переименовали в «Moon of Israel» (Луна Израиля), Он привлек внимание Джека Уорнера,
который нанял Кертиса для создания подобного опуса для его студии Уорнер Бразерс,
вышедшего в 1928 году под названием «
Noah's Ark» (Ноев ковчег).
Между тем Кёртис вступает во второй краткосрочный брак с актрисой Лили Дамита,
который длился с 1925 по 1926 год. Когда Кертис уезжает в Америку, он оставляет еще, по
крайней мере, одного сына и одну дочь, рожденных вне закона. Кертис прибывает в
Соединенные Штаты в 1926 году (согласно одним источникам 4 июля, другим - в июне). Он
берет англифицированное имя Майкл Кертис. В Голливуде у него была длительная и
плодотворная карьера, в течение которой он снял более 100 фильмов в различных
жанрах. В течение 30-х годов у Кертиса часто было до четырех проектов в год, правда,
не всегда он был в них единственным режиссером. В этот период у него выходят такие
фильмы как «
Doctor X» (Доктор
Х, 1932), «
Mystery of the Wax
Museum» (Тайна музея восковых фигур, 1933), оба сняты с применением технологии Technicolor
(технологию съемки одних и тех же сцен с различными цветовыми фильтрами с
последующим их наложением), и «The Kennel Murder Case» (Случай убийства в питомнике, 1933).
В середине 30-х он приступает к успешному приключенческому циклу с участием Эррола
Флинна, который включает в себя «
Captain Blood» (Одиссея капитана Блада, 1935) (1935), «The Charge of the Light Brigade» (Атака
легкой кавалерии,1936), «The Adventures of Robin Hood» (Робин Гуд, 1938), «
Dodge City» (Додж-Сити) , «The Private Lives of Elizabeth and Essex»
(Частная жизнь Елизаветы и Эссекса,1939), «The Sea Hawk» (Морской ястреб) и «
Santa Fe Trail» (Дорога на
Санта-Фе,1940).
К началу 1940-х Кёртис становится сказочно богат, зарабатывает 3600 долларов в неделю,
приобретает солидное поместье с полем для поло. Одним из постоянных партнеров по
поло был Хэл Уоллис, с которым у Кертиса сложились тесные дружеские отношения
после прибытия в Америку. Актриса и сценарист Бесс Мередит, третья жена Кертиса
тесно дружила с женой Уоллиса, актрисой Луизой Фэзенд ещё до их свадьбы в 1929 году.
Кертис часто был неверным, у него было множество сексуальных отношений на
стороне; Мередит даже несколько раз покидала его, но все же они оставались
женатыми до 1961 года, незадолго до его смерти. Она всякий раз помогала Кертису
разобраться со сценариями или его неважным английским, поэтому он часто
обращался к ней за советом, когда возникали проблемы на съёмках. И все-таки у него
был один официальный ребенок, сын, Джон Мередит Лукас, которого он усыновил в 1929,
когда мальчику было десять лет.
Яркими примерами его работы в 1940-х годах были «The Sea Wolf» (Морской волк, 1941), «
Casablanca» (Касабланка,1942) и «
Mildred Pierce» (Милдред
Пирс,1945). По просьбе президента Франклина Рузвельта он снимает просоветский
пропагандистский фильм «
Mission to Moscow» (Миссия в Москву, 1943) в качестве попытки помощи в военное
время. Среди других его попыток были «
Four Daughters» (Четыре дочери, 1938), «
Yankee Doodle Dandy» (Янки Дудл Денди.1942), «
Life with Father» (Жизнь с
отцом, 1947), «
Young Man with a
Horn» (Трубач, 1950) и «The Breaking Point» (Перелом, 1950). Хотя сам Кертис уехал из Европы до
становления нацизма, другим членам его семьи не так повезло. Семья сестры была
сослана в Освенцим, где погибли её муж и трое детей. Кертис вносил часть своей
зарплаты в Фонд Европейских Фильмов, благотворительную ассоциацию, которая
помогала беженцам из Европы устраивать свой бизнес по созданию фильмов в США.
В конце 1940-х он заключил новый контракт с компанией Уорнер, согласно которому
студии и его собственной продюсерской компании предстояло совместно
финансировать и получать прибыль от его будущих фильмов. К сожалению, фильмы
этого периода оказались более слабыми то ли по причине общего упадка в
киноиндустрии этого периода, то ли за счет «недостаточности мастерства самого
Кертица в формировании целостности картины». Сам же Кертис говорил: «Вам
благодарны до тех пор, пока вы приносите деньги в кассу. На следующий день вас
выбрасывают в канаву». Длительное партнерство между режиссером и студией
опустилось до горьких судейских баталий.
С 1954 года после разрыва с компанией «Уорнер» Кёртис продолжает режиссировать как
свободный художник. В 1954 году для компании Фокс выходит «The Egyptian» (Египтянин) с
участием Джин Симмонс, Виктора Мэтьюра и Джин Тирни. Он снял много фильмов для
Парамаунт, включая такие как «
White Christmas» (Светлое Рождество, 1954), с Бингом Кросби и Денни Кэй, фильм «
We're No Angels» (Мы не ангелы,
1955), с Хамфри Богартом и «
King
Creole» (Кинг Креол,1958), с участием Элвиса Пресли.
Последний фильм «The Comancheros» (Команчерос) вышел менее чем за год до его смерти от
рака 10 апреля 1962 года. Он погребен на кладбище мемориального парка Форест Лон в
Глендейл, Калифорния.