Стэнли Тонг (англ. Stanley Tong / кит. 唐季禮) - гонконгский кинорежиссёр,
сценарист, актёр, кинопродюсер и каскадёр, а также постановщик боёв и трюков.
Начинал свою карьеру в кинематографе как каскадёр и постановщик боёв, после чего
сам стал писать сценарии, продюсировать и снимать фильмы. Известен прежде всего
своими работами с Джеки Чаном в фильмах «
Полицейская история 3:
Суперполицейский», «
Разборка в Бронксе» и «
Первый удар». В
Голливуде снял фильм «
Мистер Магу» и
работал над сериалом «
Китайский городовой». Его фильмы получили несколько престижных
азиатских кинопремий. В данный момент он в основном занимается продюсированием
картин других режиссёров.
Ранние годы
Родился и вырос Стэнли в Гонконге. Начал заниматься с различными мастерами кунг
фу в 12 лет, изучая тайцзицюань, кикбоксинг, вин чун и цигун. Самое большое влияние
на него оказал Брюс Ли, с творчеством которого Стэнли столкнулся ещё в раннем
детстве. В одном из интервью, Стэнли сказал, что фильм Брюса Ли «Большой босс» - это
его первое воспоминание о гонконгских фильмах и самое яркое впечатление в
детстве. Так же Тонг изучал техники обращения с таким оружием как меч, копьё и
шест. Успел позаниматься и не боевыми видами искусств, побыв акробатом и посвятив
довольно долгое время трамплину и гимнастике. Не обошли его стороной и
определённые достижения: в 1984 году Тонг победил на чемпионате страны по боевым
искусствам «Октагон». В 17 лет он переехал в Канаду, где преподавал боевые
искусства, учась в Университете Манитобы в Виннипеге, проявляя также интерес к
быстрым автомобилям и мастерству вождения.
Гонконгская карьера
В 1979 году Тонг возвращается в Гонконг, и уже на следующий год, при поддержке своего
шурина, старого актёра Ло Лича, попадает в шоу-бизнес в качестве каскадёра на
студии «Shaw Brothers». Эту работу ему предложил режиссёр Лиу Чиа-Лянг. За последующие
три года он выполнил сотни трюков, дублируя таких актёров как Лесли Чун, Мэгги Чун,
Мишель Йео, Брэндон Ли, Чоу Юн-Фат, Дерек Йи, Ти Лунг и Чери Чунг. Эта захватывающая
работа имела негативные последствия для здоровья Тонга. Он накопил внушительную
коллекцию травм и ранений, включая сломанное плечо, трещины нескольких рёбер и
черепа, перелом ноги, повреждение колена и различные повреждения спины. Не
удивительно, что он решил продолжать свою карьеру в кинематографе, находясь
позади камеры.
В 1983 году, для изучения всех аспектов кинопроизводства, Тонг становится
помощником режиссёра. Каскадёрское прошлое помогло ему в продвижении по
карьерной лестнице. В роли помощника режиссёра он поучаствовал в создании шести
фильмов. Тонг очень разносторонне развивался в области управления
кинопроизводством, написании сценариев, а затем вновь возвращался за камеру. В 1987
году Стэнли снялся в фильме «
Огненные
братья». В конечном счёте, он продвинулся к должности постановщика трюков, а
затем и должности сорежиссёра на съёмках таких популярных боевиков как «Ангел 2»
и «Ангел 3», в которых главную роль играла гуру экшн-фильмов Мун Ли.
Но Тонг по-прежнему хотел стать режиссёром. Он поставил трюки ещё в четырёх
картинах, прежде чем основал свою собственную скромную компанию «Golden Gate». А в 1991
году он дебютировал как режиссёр, исполнительный продюсер, сценарист и
постановщик трюков с фильмом «Воины каменного века». Этот низкобюджетный (на
производство был потрачен 1 миллион долларов) боевик был разрекламирован как
первый коммерческий фильм, в котором снимались еще полудикие охотники за
головами из Новой Гвинеи. Комедийный боевик Тонга о двух городских девушках
содержал опасные трюки, огромное количество впечатляющих батальных сцен, где
Тонг управлял более, чем тысячей аборигенов, и все остальные составляющие
боевика. В одной из сцен 15 комодских драконов гнались за двумя девушками по
джунглям, а в другой две героини падали с водопада вниз. Фильм почти разорил
новичка, но привлёк внимание компании «Golden Harvest» продюсера Леонарда Хо. Последний
был впечатлён тем, что Тонг выступил сразу в нескольких кинематографических
ипостасях, которые были в материально-техническом соотношении сопоставимы с
аналогичными в «Доспехах Бога» Джеки Чана, снятого за 15 миллионов долларов.
Работа с Джеки Чаном и прорыв в Голливуд
Тонг успевает снять ещё один фильм «
Легенда о фехтовальщике», после чего студия «Golden Harvest» назначает
его режиссёром картины «
Полицейская история 3:
Суперполицейский» (1992). Лента объединила на экране настоящих символов боевиков
Джеки Чана и Мишель Йео. Картина стала во многом первой: это был первый фильм
Джеки, где он только исполнял главную роль, при этом не выступая ни в качестве
режиссёра, ни постановщика трюков; также это был первый фильм Джеки, при
производстве которого был использован синхронный звук, а не последующий дубляж.
За эту картину Джеки впервые получил награду, как лучший актёр, причём сразу на
двух фестивалях: «Hong Kong Aсademy Film Awards» и «Golden Horse Award» в Тайпее. Также лента получила
приз за лучший монтаж, а сам Тонг был номинирован как лучший постановщик боёв и
трюков на HKAFA. Кроме того, «Police Story 3» оказалась на первой строчке в списке самых
прибыльных фильмов в Малайзии, Тайване и Таиланде, что обеспечило картине звание
самого прибыльного фильма года в Азии.
Дублированный и переизданный «Суперполицейский» (1996) доказал оправданность
выбора этого фильма для второго главного релиза Джеки Чана в США. Критики высоко
оценили фильм, а вот кассовые сборы оказались скромнее, чем у «Разборки в
Бронксе». Успех «Суперполицейского» привёл к другому большому экшн-приключению,
«
Супер полицейский 2», который вновь объединил Стэнли Тонга и Мишель Йео.
Потрясённый талантами Тонга, Джеки Чан сам вызвался на небольшую роль, специально
прибыв на съёмки, чтобы два дня посвятить этой сцене.
Успеха добился и следующий совместный проект Джеки Чана и Стэнли Тонга
«Полицейская история 4:
Первый удар» (1997).
Тонг получает на этот раз награду как лучший режиссёр на «Golden Horse» в Тайпее. Помимо
этой статуэтки, «
Первый удар» также
номинировался на лучший фильм и лучшую режиссуру. В трёх фильмах, где Тонг
выступал режиссёром, а Джеки актёром, Стэнли также всегда был дублёром Джеки.
Голливуд заметил талант Тонга ставить коммерчески успешные фильмы. Дисней нанял
режиссёра для съёмок фильма «
Мистер Магу» (1997), где
Лесли Нильсен сыграл близорукого миллионера, с которым часто происходят
различные несчастные случаи. Но фильм провалился в прокате, не окупив даже
затраты на производство и получив разгромные отзывы как от зрителей, так и от
критиков.
После Тонг начал работу над телесериалом «
Китайский городовой» для CBS, где в главной роли играл ветеран
гонконгских картин Саммо Хунг. Он выступил как ответственный продюсер и поставил
первую серию. Тонг очень надеялся, приехав в Голливуд, внедрить в него побольше
азиатских актёров и кинопроизводителей. По словам Тонга, созданием этого сериала
он хотел привить зрителям какие-то семейные ценности, а также развеять множество
мифов об азиатской культуре. К сожалению, сериал продержался относительно
недолго - начавшись в 1998 году, он прекращает своё существование осенью 2000 года.
Последние работы
Новый фильм, который Тонг вновь снял в Гонконге - «
Шанхайский связной», где главные роли исполняют Аарон Квок, Руби Лин и
японка Норика Фудживара. Лента в мировом кинопрокате не окупает производство, но
при этом становится чемпионом по кассовым сборам 2000 года в Гонконге, Сингапуре и
Малайзии.
Последней режиссёрской работой на данный момент для Стэнли Тонга стала вышедшая
в 2005 году высокобюджетная (15 миллионов долларов) картина «
Миф», рассказывающая историю о том, как
археолог, ведущий раскопки в местах древних городов и захоронений, погружается в
древность и мистическим образом перевоплощается в воина, от которого много веков
назад зависела судьба целого народа. Эта картина стала уже пятой совместной
картиной Джеки Чана и Стэнли Тонга. В США картина до больших экранов так и не
добралась, но была выпущена на DVD в 2007 году, а вот в России премьера состоялась 23
февраля 2006 года, а затем была выпущена и на DVD.
После «
Мифа» Тонг
занимался продюсированием таких проектов как «
Меч дракона» (2005), «
Дом, милый дом» (2005) и «
Любовь в
городе» (2007).
В мае 2006 года в интервью Oriental Daily и The Sun режиссёр Стэнли Тонг сообщил, что он
поставит амбициозный проект под названием «Дневник» (The Diary, доcловный перевод) о
резне в Нанкине (Нанджинге) на студии «China International Media Group Corp». Он сказал, что
китайская студия утвердила проект стоимостью 40 миллионов долларов, который будет
инвестироваться Германией, США, Японией и материковым Китаем. Сюжет «Дневника»
должен был повествовать о группе иностранцев, документально фиксирующих факты
бойни. Предполагаемый набор актёров включал Чоу Юн-Фата, Мэгги Чун, Энди Лау и
японскую актрису Норику Фудживара. Тонг хотел, чтобы Мэгги Чун сыграла директора
школы для девочек Джинлинг, места, в котором укрывались сотни беженцев во время
резни. Фудживара предлагалось сыграть роль сестры в японской армии. Режиссёр
сказал, что он готовил проект пять лет и намеревался выпустить его к 13 декабря 2007
года, к 70-летию события, во время которого десятки тысяч китайцев были уничтожены
японскими войсками. Но фильм так и не вышел.
В июне 2006 года появилась информация, что Стэнли Тонг снимет полнометражную версию
истории Мулан. Большая часть мира знает китайскую девушку Мулан, благодаря
одноимённому мультфильму. Изначально предполагалось, что Тонг приступит к
съёмкам уже в октябре 2006 года в китайской провинции Юньнань. Тонг даже выбрал
актрису Чжан Цзыи, которая должна была сыграть главную героиню. Но проект
развивался медленно, а в 2008 году на режиссёрском кресле Тонга сменил Джингл Ма.
Почему произошла замена постановщика фильма о Мулан, неизвестно. Можно отметить
лишь то, что Джингл Ма был режиссёром и оператором в последнем продюсерском
проекте Стэнли Тонга «
Любовь в
городе», снятого на основе одноимённого сериала. Так же интересно, что
режиссёром фильма «
Миф» до Стэнли Тонга должен был стать Джингл Ма. Фильм «Мулан» вышел в
2009 году.
Стэнли Тонг был приглашён на Пекинскую телестанцию в роли жюри и эксперта
реалити-шоу «The Disciple», которое показывали с 5 апреля по 7 июня 2008 года в
Континентальном Китае, а продюсером был Джеки Чан. Цель программы состояла в том,
чтобы найти новую звезду, которая обладает талантами в актёрской игре и в боевых
искусствах, чтобы стать «преемником» Джеки Чана. Чемпион награждался главной
ролью в фильме.
На пресс-конференции, проведённой в апреле 2009 года, Джеки Чан анонсировал свой
сотый по счёту проект, который предварительно назван «
Chinese Zodiac» (что можно перевести как «Китайский
зодиак», но в России этот проект уже окрестили «Доспехи Бога 3»). Стэнли Тонг
выступит в этом проекте продюсером. Картина станет уже шестой совместной работой
Чана и Тонга.