Светлана Игоревна Свирко - российский театральный режиссёр, актриса.
Родилась в 1969 г. в г. Ленинграде.
В 1986 г. окончила специальную литературную школу при ЛГУ им. Жданова.
В 1987 - 1989 гг. - библиотекарь в Государственной Публичной библиотеке (отдел
рукописей и редких книг).
В 1988 - 1991 гг. - актриса театра «ЛЭМ».
В 1989 - 1991 гг. - руководитель благотворительной группы «Человек» (работа с
инвалидами - колясочниками, организация посещений ленинградских театров,
концертных залов).
В 1996 г. окончила ЛГИТМиК (СПбГАТИ) по специальности "Режиссура драмы", класс И.Б.
Малочевской.
1996 - 2001 гг. - преподаватель детско-юношеской Школы Моды.
1995 - 2002 гг. - выпускающий режиссер на
Петербургском TV, ATV
(Москва), режиссер монтажа в проекте «Последний герой -2», кинорежиссер на студии
"Азия +"
2002 - 2008 гг. режиссер в ГКФУ «
Петербург- Концерт».
С 2002 года - по настоящее время - художественный руководитель и основатель театра
«Антреприза Кино».
2008 г. - по настоящее время - педагог по режиссуре и актерскому мастерству (кафедра
режиссуры и продюсерского мастерства) в Академии культуры.
Начало
Она поступила в театральный, потому что там ей понравился экзаменационный ряд и
отсутствие физики и химии. Закончила специализированную литературную школу,
после окончания работала в Публичной библиотеке. Стала номинантом первого
конкурса красоты, в организации которого принимали участие Сергей Курёхин и его
продвинутая компания. После этого год была этаким свадебным генералом: её
приглашали на модные питерские тусовки и презентации. И все это плавно переросло
в рок-театр ЛЭМ - Лабораторию экспериментального моделирования. В этот период
театр очень много гастролировал по стране и за рубежом. Было очень интересно, они
представляли русский авангард. Но как только во всем этом появилась коммерческая
жилка, Светлана поступила в театральный институт на режиссуру.
Она возглавляла список петербургских красавиц, снималась у Балабанова и
Сокурова, однако предпочла, как принято считать, мужскую профессию - стала
режиссером. Как театральный режиссёр получила известность после постановки
спектакля «Закликухи» по собственному сценарию. Спектакль - номинант театральной
премии Золотой софит, был с успехом принят на Авиньонском фестивале.
Говорит Светлана Свирко: «Но это действительно не женская профессия. Нас до сих
пор в этой профессии мало. Но женщина - больший педагог, чем мужчина, и способна
большему научить. Ведь актеры - настоящие дети в хорошем смысле слова и в плохом
тоже. Один раз столкнувшись с актером, ты в дальнейшем полностью отвечаешь за его
развитие. Как режиссер ты вкладываешь и требуешь от него столько, что это
внедрение обязательно предполагает какой-то результат. Поэтому женская щадящая
составляющая в этой работе очень важна. Но я не занимаюсь режиссурой, как
добыванием хлеба насущного. Я зарабатываю этим меньше, чем актриса, но как
режиссер, надеюсь, делаю интересные вещи. Еще пишу пьесы, сценарии. Вообще-то я
никакой работы не гнушаюсь. Когда бывает туго, сажусь в машину, езжу и зарабатываю
баранкой. У меня есть ребенок, и мне нужно его кормить.»
Театральный режиссёр
Собственных театральных постановок у неё несколько. Наиболее известны
«Закликухи» и «Случай №» по Даниилу Хармсу. «Закликухи» - этнографическая
клоунада в двух вариантах. Светлана одновременно поставила два спектакля по
одному и тому же тексту, с одним и тем же художником. В одном играли девочки, в
другом - взрослые женщины. И в итоге получились два совершенно разных спектакля.
Вышел её новый детский спектакль по стихам Олега Григорьева.
Скандальную известность принесли ей не только театральные эксперименты, но и
закрытый сразу после премьеры спектакль «Нос». Как говорят, за чересчур
злободневные ассоциации: «Мне заказал этот спектакль один питерский театр. Я
сказала: «Давайте я поставлю предвыборный спектакль. Но это будет политика».
Спектакль был поставлен и снят прямо с премьеры - с хитрой интригой, изыманием
билетов. Это был ужасный удар для меня. Просто я с подобным до этого не
встречалась. Потом уже я поняла, что это даже почетно!»
Кино
Самой Светлане очень дорог фильм «
Конец века», в котором
она играла журналистку, уехавшую в Германию и оставившую в России мать. Именно в
этот год эти переживания были ей очень понятны и близки.
В «Замке» она играла, как смеются её друзья, «голую грудь». Там для неё оказался
интересен режиссерский подход к материалу. Тогда она многому научилась у Алеши
Балабанова.
У Сокурова в «Русском ковчеге» играла жену Николая I. До сих пор удивляется, как
Александр Павлович умудрился сделать не просто фильм, а создал временную
инсталляцию.
Ее последняя роль - великая поэтесса Анна Андреевна Ахматова.
Личная жизнь
Сейчас Светлана не одна, рядом есть любимый мужчина.
Своего сына она родила в день своего рождения и большего подарка себе представить
не может. Сын Илья для Светланы - лучший друг. Несмотря на то что ему 10 лет, он уже
очень ответственный и серьезный человек: «Не знаю, хорошо ли это для нашего
времени. Но за это я его еще больше уважаю и люблю. И очень дорожу общением с ним».
Отдыхать не очень любит, да и некогда. Но обязательно раз в год ездит в Крым.
Неплохо знает английский и французский.