Ранние годы
Джон Дуглас Лорд, родился 9 июня 1941 в Лестере, Великобритания. Он начал приобщаться
к музыке с самого раннего возраста, посредством семейного пианино, и уже с пяти
лет начал брать уроки музыки. В этом возрасте Джон Лорд пристрастился к Баху
который оказал очень большое влияние на всё последующее творчество музыканта.
Также ему нравились сочинения средневековых авторов, основанные на мотивах
барокко, и произведения Элгара.
Будучи тинейджером, Джон Лорд был очарован игрой некоторых джазовых органистов,
таких, как Джимми Смит и рок-н-ролльных пианистов, типа Джерри Ли Льюиса. Можно
говорить о том, что симбиоз классики, джаза и рок-н-ролла в конечном итоге и
определил общий стиль музыки Джона Лорда.
В возрасте 19 лет, Джон Лорд переехал в Лондон и, мечтая о карьере актёра, поступил в
Центральную школу сценической речи и драмы. Одновременно он начал свои
выступления, играя джаз и ритм-энд-блюз в основном в пабах, в составе различных
групп, с постоянно меняющимся составом. Первой группой Джона Лорда, по крайней
мере, официально документированной, была Bill Ashton Combo, джаз-бэнд с акцентом на игру
на саксофоне.
В 1963 году, Джон Лорд, вместе с Биллом Эштоном примкнул к группе Red Bludd’s Bluesicians,
также известной, как The Don Wilson’s Quartet. Тогда же Джон Лорд приобрёл свой первый
электрический орган. Со следующего года он начал принимать некоторое участие в
зарождающейся группе Artwoods, лидером которой был Арт Вуд, брат участника Rolling Stones
Ронни Вуда. Кроме того, он участвовал в записи альбома You Really Got Me группы The Kinks.
Artwoods ориентировались на такую музыку, где орган был бы блюзовой ритмичной
сердцевиной, приблизительно как у Spencer David’s Group и Animals. Группа достигла некоторого
успеха, выпустив несколько синглов и EP (один из них - I Take What I Want 28 мая 1966 года достиг
28 позиции; сейчас эти записи можно услышать на альбоме
Art Gallery), однако, коммерческого
успеха не было. В последний момент Лорд уговорил группу переименоваться в St
Valentine’s Day Massacre и сменить имидж на «гангстерский», но на этот ход отреагировала
только Дания. «Я пытался раздвинуть границы музыки Artwoods как только мог, -
вспоминал Лорд. - Включал в свои соло фрагменты Баха и Чайковского. Боюсь, это их
только напугало».
Джон Лорд на некоторое время присоединился к группе Ронни Вуда Santa Barbara Machine Head с
которой было записано три инструментальных трэка. Однако, попытки подписать
контракт с какой-либо компанией провалились, и Джон Лорд присоединился к группе
Flower Pot Man. Эта группа была вокальной и нуждалась в инструменталистах для
выступлений. Джон Лорд не записывался с этой группой, и, можно сказать, что его
участие в этой группе ознаменовалось только знакомством с Ником Симпером, одним
из создателей Deep Purple. В начале 1968 года, Джон Лорд участвует в создании группы Boz
(вместе с Бозом Баррелом, будущим певцом Bad Company, Ричи Блэкмором, Иеном Пэйсом и
Чезом Ходжесом). Проект имел очень короткую историю, но он послужил основой для
создания группы Roundabout, которая была создана в марте 1968 года.
С Deep Purple 1968 - 1976
Джон Лорд в этот период продолжал усовершенствовать свой стиль. Невзирая на то,
что многие известные музыканты, например Кит Эмерсон, начали активно
пользоваться синтезатором Муга, Джон Лорд экспериментировал с клавишными на
основе Хаммонд-органа, который позволял создать плотную и ритмичную основу для
игры Ричи Блэкмора. Лорду также нравилось играть на RMI368-Electrapiano и харпсихорде, а в
1973 году, Лорд с техниками создали его Хаммонд С3.
В то время Джон Лорд, впрочем как и сейчас, предпочитал использовать усилители
Marshall, что опять же позволяло создавать основу для игры Ричи Блэкмора, поскольку
благодаря этим усилителям, клавишные звучали так же тяжело и плотно, как и
гитара.
Что касается его музыки, то она, с развитием Deep Purple также менялась, оставаясь,
однако такой же узнаваемой и стилистически выдержанной.
Первые годы существования Deep Purple прошли, можно сказать, под диктовку Джона Лорда,
с его тяготением к классической музыке, при постоянном соперничестве с Ричи
Блэкмором, который был вдохновлён успехом Led Zeppelin и сам стремился играть более
тяжёлую музыку. Венцом эпохи Лорда в Deep Purple стала запись альбома Concerto for Group and Orchestra
в Алберт-Холле в 1969 году. После этого, по собственному признанию Джона Лорда, Ричи
Блэкмор одержал победу, и группа начала двигаться в направлении хард-рока. Однако,
Джон Лорд и здесь нашёл себя, как талантливый композитор и импровизатор, умело
сочетая свою музыку, основанную на классических мотивах с пассажами, зачастую
тоже не менее классическими, Ричи Блэкмора. При этом какой-либо конкуренции между
музыкантами, подобно той, что наблюдалась у Ричи Блэкмора с Иеном Гилланом, не
было: каждый работал в своей нише, тем более, что Лорд никогда не претендовал на
лидерство, предпочитая оставаться в тени.
Джон Лорд работал в Deep Purple вплоть до её распада в 1976 году.
Начиная с 1971 года, Лорд занимался сольными проектами и проектами с другими
музыкантами. В целом, можно сказать, что они не имеют никакого отношения к
хард-року, хотя и не являются целиком классическими произведениями. За это время
он записал альбомы с такими музыкантами, как Тони Эштон, Ивонна Эллиман, Альберт
Ли, Кармин Эппис, с участием таких знаменитостей, как композитор и дирижёр
Эбергард Щёнер. Нередко в записях принимали участие его коллеги по Deep Purple Иен Пэйс
и Роджер Гловер. Стиль альбомов достаточно различен: от классических
фортепианных сюит до достаточно тяжёлых, ритмичных песен. Объединяет их одно:
запоминающаяся игра Джона Лорда.
Whitesnake 1978 - 1983
Деятельность Лорда в Whitesnake ограничивалась созданием общего фона (или гало, по
словам Лорда, оттеняющего двух гитаристов Бенни Марсдена и Мики Муди. Впрочем,
наряду с общим фоном, мы можем слышать и недолгие, но запоминающиеся кусочки
клавишных соло Лорда. Музыкант добавил к своим клавишным инструментам
электропиано Yamaha, и наконец на сцене также использовал синтезаторы Муга, что
позволяло ему играть 12-ти тактовые блюзы, что часто было востребовано, и наполнять
музыку струнными инструментами и прочими эффектами. Одновременно, Джон Лорд
записал два альбома, очень отличных друг от друга. Первый альбом, Before I Forget,
продемонстрировал, как обработки классических произведений (более того, в одном
из трэков Лорд обработал незаконченную сюиту Баха), так и энергичный мэйнстрим, и
даже английские классические фортепианные баллады, исполненные матерью и
дочерью Вики Браун и Сэм Браун . В записи участвовали такие известны музыканты,
как Саймон Филипс, Кози Пауэлл, Нейл Мюррей и другие. При записи не использовался,
как это обычно было для Лорда, какой-либо оркестр. Зато второй альбом, саундтрек к
фильму Country Diary of an Edwardian Lady, был полностью оркестровый, и все композиции были
написаны Джоном Лордом. Кроме своих сольных альбомов, Джон Лорд работал в
качестве приглашённого музыканта с Джорджем Харрисоном, Кози Пауэллом, Грэхемом
Боннетом и Дэвидом Гилмором
Deep Purple 1984 - 2002
После воссоединения с Deep Purple , Джон Лорд участвовал в записи 6 альбомов. Поскольку
музыка группы представляла собой всё тот же хард-рок, Джон Лорд занял ту же самую
нишу в музыке. Этот период в Deep Purple ознаменовался возникшим конфликтом между
Джоном Лордом и Ричи Блэкмором. Как и давние споры, он возник не на почве
лидерства, а исключительно из-за музыкальных разногласий; в частности, Джон Лорд
считал, что музыка на альбоме Slaves & Masters - это не та музыка, в направлении которой
следует двигаться группе, а Джо Линн Тёрнер не тот вокалист, который нужен группе.
Лорд был инициатором возвращения Иена Гиллана. В этом его точка зрения совпала с
точкой зрения менеджмента, и Ричи Блэкмор был вынужден подчиниться, а затем и
вовсе покинул группу. В это время Джон Лорд записал только один сольный альбом, и
несколько не выпущенных альбомов. Альбом Pictured Within, вышедший в ноябре 1998 года,
занимает особое место в дискографии музыканта. Он посвящён умершим незадолго до
этого родителям Джона Лорда, и на альбоме музыкант в полной мере
продемонстрировал своё глубокое композиционное мастерство.
Джон Лорд отыграл свой последний концерт с Deep Purple 19 сентября 2002 года, в Ипсвиче,
после чего покинул группу, для того, чтобы посвятить себя сольной работе.
2002 - по настоящее время
Как и предполагалось, Джон Лорд занимается сольной работой и выступлениями. В
основном, он занимается написанием классической музыки, так две его композиции в
исполнении симфонического оркестра Оденсе, вошли в летний сборник классики 2007
года, выпущенный EMI. Также Лорд занят в проекте The Hoochie Coochie Men, играющем в стиле
давней привязанности Джона Лорда - ритм-энд-блюз.
Болезнь и смерть
9 августа 2011 года Джон Лорд объявил о том, что приостанавливает гастрольную
деятельность для лечения онкологического заболевания. В феврале 2012 года он
проходил курс лечения рака поджелудочной железы в Израиле. Скончался 16 июля 2012
года в лондонской клинике.
Память
В двух вышедших в 2013 году альбомах отдаётся дань памяти Джону Лорду. Бывшие
коллеги из Deep Purple посвятили ему Now What?!, включив в оформление альбома строчку из
песни Above and Beyond «Souls, having touched, are forever entwined». Также Лорду посвящена песня Uncommon Man с
того же альбома. А Ричи Блэкмор завершил альбом Dancer and the Moon инструментальной
композицией Carry On... Jon.
В декабре 2014 года в Ужгороде на набережной Независимости Джону установили
мини-скульптуру.