Детство
Николай Черкасов родился 27 июля 1903 года в Петербурге, в семье железнодорожного
служащего Константина Александровича Черкасова. Роды были трудными, и врачам
пришлось воспользоваться специальными щипцами, отчего у него на всю жизнь
остались над висками две маленькие вмятинки. Мама - Анна Андриановна - в своем
первенце души не чаяла, постоянно оберегая его от всяких напастей.
В 1909 году семья Черкасовых, к тому времени пополнившаяся еще одним сыном - Костей,
переехала в просторную четырехкомнатную квартиру одного из домов в Десятой роте
(10-я Красноармейская улица). Отсюда Коля в 1912 году и пошел учиться в гимназию №10.
Одноклассники относились к Коле с уважением: он никогда никого не задирал, но если
его обижали, то спуску никому не давал.
Первый спектакль, который Николай увидел в своей жизни, был "Руслан и Людмила" в
Мариинском театре. Тогда он еще учился в начальных классах гимназии. По словам
самого Черкасова, впечатление у него осталось волшебное. Однако о театре, как о
профессии, он тогда и не помышлял.
Летом 1917 года его внезапно захватила музыка. Интерес к ней у мальчика был
настолько огромный, что он в одиночку посещал концерты графа Шереметьева, ходил
на утренники в филармонию и даже ездил в Павловск, где обычно выступали
знаменитые музыканты. Его кумиром был Федор Иванович Шаляпин.
Балет
В 1919 году Черкасов окончил Петроградскую трудовую школу и вместе с несколькими
друзьями подал заявление в Военно-медицинскую академию. Но в душе он сомневался в
выборе. Однажды он стал свидетелем того, как трамвай переехал прохожего.
Брызнувшая на тротуар кровь вызвала в юноше такой ужас, что он сразу понял: ни о
какой медицине не может быть и речи.
Летом этого же года он поступает в студию мимистов, руководимую А.Кларком.
Проучившись там всего лишь несколько недель, 16-летний Черкасов был зачислен
мимистом в Петроградский (Мариинский) академический театр оперы и балета.
Именно здесь юный Николай Черкасов познакомился с великим басом Федором
Шаляпиным, причем весьма своеобразно. На премьере оперы "Вражья сила" Федор
Иванович пел главную партию. Черкасов просочился на балкон зрительного зала и
принялся смешить гримасами публику. Зрители громко смеялись. На следующий день
Шаляпин вызвал комедианта в кабинет. "Покажите-ка мне, чем вы вчера развлекали
народ!" - попросил он Черкасова. А потом долго хохотал, увидев, что тот вытворяет.
Затем нахмурился: "Спасибо, конечно. Только вот что, давайте условимся: вы мне,
пожалуйста, не мешайте, а я вам не буду!"
С 1920 года Черкасов начал танцевать в спектаклях Студии молодого балета и
экспериментальных пантомимических постановках театрально-исследовательской
лаборатории Института истории искусств. При росте почти два метра молодой артист
исполнял характерные роли: Злого гения в "Лебедином озере", брамина в "Баядерке" и
др.
Чарли Чаплин, Пат и Паташон
Осенью 1923 года Николай подал заявления одновременно в Институт сценических
искусств и Институт экранного искусства. Талантливого юношу приняли в оба
заведения.
Учась в Институте сценических искусств, Николай как-то случайно посмотрел в
кинотеатре фильм о приключениях комиков Пата и Паташона. Вместе с Б.Чирковым и
П.Березовым они решают создать свой собственный эстрадный номер. Так в 1925 году в
их исполнении появился пародийный танец "Чарли Чаплин, Пат и Паташон", в котором
Черкасов исполнял роль долговязого Пата.
Летом следующего года студенческая бригада ИСИ гастролировала по Средней Азии, и
самым удачным номером был именно "Чарли Чаплин, Пат и Паташон". Этот же номер
способствовал зачислению Черкасова в 1926 году в Ленинградский ТЮЗ.
В ТЮЗе Черкасов играл и драматические роли, так, например, в спектакле "Дон Кихот"
он с большим успехом исполнял главную роль. Однако основным амплуа молодого
актера по-прежнему считалась комедийная роль Пата.
Первые роли в кино
В 1927 году Черкасов окончил институт. На тот же год приходится и его дебют в кино.
Это была немая картина "Поэт и царь", в которой молодой актер сыграл парикмахера
Шарля. Как признается сам Черкасов, впервые увидев себя на экране, он ужаснулся
своей худобе и высокому росту. Тогда он даже подумал, что на этом кино для него
закрыто. Но уже в следующем году он был вновь приглашен на съемки.
Следующими его работами в кино стали роли в картинах "Его превосходительство",
"Мой сын" и "Луна слева". В фильме "Мой сын" Черкасов вновь играл все того же
долговязого Пата.
Чтобы не стать заложником этого образа, Черкасов в 1929 году принял предложение
перейти из ТЮЗа в Ленинградский театр "Мюзик-холл".
Женитьба
Летом 1929 года Николай Черкасов познакомился с юной актрисой Ниной Николаевной
Вейтбрехт. Вскоре они сыграли свадьбу. А весной 1931 года у них родилась дочка.
В 1930 году Черкасов перешел из Ленинградского в Московский мюзик-холл, но и там
задержался недолго. В 1931 году он поступает на работу в только что созданный театр
"Комедия". Свой выбор он объяснял тем, что лишь этот театр нигде не гастролировал, а
молодому отцу это было крайне необходимо.
Кроме работы в театре, Черкасов довольно успешно снимался в немом кино. Летом 1932
года он удачно сыграл роль постового милиционера в первом звуковом фильме
"Встречный".
В 1934 году Черкасов поступил в труппу Ленинградского академического театра имени
А.С. Пушкина. Этот приход многими тогда был воспринят с недоумением: зачем нам
нужен актер-эксцентрик. Действительно первая его роль в этом театре в комедии
"Чужой ребенок" была лишена всякой драматургии и строилась на одной эксцентрике.
Однако уже во втором спектакле - "Вершины счастья" - молодой актер удачно сыграл
роль серьезного сыщика Айка Ауэрбаха. Скептики притихли.
Первые большие успехи в кино
Настоящая слава пришла к Черкасову благодаря кино. В 1934 году он снялся в
молодежной комедии Александра Зархи и Иосифа Хейфица "Горячие денечки". Вместе с
Яниной Жеймо они создали комическую пару, сопровождающую романтическую пару
основных героев Николая Симонова и Татьяны Окуневской. Черкасов и Жеймо
великолепно продемонстрировали свои таланты: их пара, разбитная крошка Кика и
смиренный верзила Колька Лошак, придают всему фильму интонацию
эстрадно-циркового розыгрыша, приглушая некоторое резонерство сюжета, что и было
задумано молодыми авторами фильма.
Год спустя режиссер Владимир Вайншток предложил ему сыграть профессора Паганеля
в "Детях капитана Гранта" (фильм снимался в августе 1935 - апреле 1936 года). Успех этого
фильма был настолько огромен, что после него посыпались предложения от многих
режиссеров. Причем роли предлагались непохожие одна на другую.
В 1936 году Черкасов начал сниматься одновременно в роли царевича Алексея в
исторической ленте Владимира Петрова "Петр Первый" и профессора Полежаева в
исторической драме Александра Зархи и Иосифа Хейфица "Депутат Балтики".
Премьера "Депутата Балтики" состоялась 1 января 1937 года в Ленинградском Доме кино
и вызвала бурю восторга. Заключительная речь профессора Полежаева утонула в
аплодисментах публики. Ни один советский фильм еще не удостаивался таких оваций.
В том же году на Международной выставке в Париже фильм был удостоен "Гран-при". А
сам актер был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР.
Предвоенное кино
После успешных ролей в "Депутате Балтики" и "Петре Первом" Николай Черкасов
продолжил в кино ряд реальных исторических персонажей.
В 1938 году Черкасов начал сниматься в главной роли в фильме Сергея Эйзенштейна
"Александр Невский". Причем предложение великого мастера застало актера врасплох.
Одной из причин было то, что Черкасов в душе боялся режиссера, поскольку был
наслышан, что тот нередко подавляет индивидуальность актера.
После первой встречи с Эйзенштейном он понял, что им трудно будет работать вместе.
Их взгляды на образ Александра Невского расходились. Однако режиссер оказался
настойчив и уговорил Черкасова продолжить работу. В итоге, образ Александра
Невского вышел былинно-возвышенным.
1 декабря 1938 года фильм вышел на экраны, спустя три месяца вышел еще один фильм с
участием Николая Черкасова - "Ленин в 1918 году", в котором он сыграл Максима
Горького.
За свои работы Николай Черкасов был удостоен орденов Ленина и Трудового Красного
знамени, а в 1941 году за роль Александра Невского - Сталинской премии.
Депутат
Черкасов очень верил в Советскую власть. В 1938 году он подал заявление в партию и
вскоре стал депутатом Верховного Совета РСФСР. Причем этот пост он не просто
занимал, а действительно старался помогать людям. Много лет спустя он посчитал,
сколько человек принял. Оказалось - 2565. Но часто даже самые близкие люди не знали о
его добрых делах.
Годы войны
Летом 1939 года в семье Черкасовых умерла новорожденная дочь. В начале 1941 года у них
появился сын, которого назвали Андреем. А затем началась война, которая отняла у
них старшую дочь. В 1942 году она погибла в Ленинградской блокаде вместе с дедушкой -
тестем Черкасова.
В первые месяцы войны Черкасов вместе с Театром им. Пушкина был эвакуирован в
Новосибирск. Там он создал концертную агитбригаду и отправился с концертами на
корабли Балтийского флота и в осажденный Ленинград.
В апреле 1943 года актера вызвали в Алма-Ату для съемок в фильме "Иван Грозный"
Сергея Эйзенштейна. На экраны картина вышла в январе 1945 года (параллельно
Черкасов исполнил ее и в спектакле «
Иван Грозный -
великий государь»). Роль Ивана Грозного стала лучшей работой актера в кино.
Послевоенное время
После войны на волне успеха первой серии "Ивана Грозного", съемочный коллектив
приступил к работе над второй серией картины. Однако судьба этой части фильма
оказалась печальной. Еще в процессе работы над ней у Черкасова и Эйзенштейна
появились существенные разногласия. По мнению актера, во второй части
Иван Грозный начал превращаться в человека нерешительного,
слабохарактерного, безвольного. Такое же мнение выразил по этому поводу и Сталин,
который 25 февраля 1947 года принял в Кремле Эйзенштейна и Черкасова. Эта беседа
протекала в форме "дружественной" критики, однако на судьбе фильма это отразилось
печально: фильм положили на полку, где он пролежал 11 лет.
В 1946 году Николай Черкасов был приглашен Григорием Александровым на роль
кинорежиссера Громова в комедию "Весна". Далеко не все знают, что сниматься в этой
картине Николай Константинович не хотел. И лишь когда сама Любовь Орлова,
пригласив Черкасова на дачу, встала перед ним на колени, актер согласился.
На рубеже 40-50-х годов (когда на 16 советских киностудиях снималось всего 10-15 картин
в год) Черкасов без дела не оставался. Правда, и фильмы, в которых он снимался,
ничего выдающегося собой не представляли. Это были историко-биографические
картины, в которых актер был вынужден изображать во многом однотипные персоны
русской культуры и науки: Горького ("Академик Иван Павлов", 1949), Попова ("Александр
Попов", 1949), Стасова ("Мусоргский", 1950, "Римский-Корсаков", 1953), Маяковского ("Они знали
Маяковского", 1955). Кроме того, он снялся в эпизодических ролях в картинах:
"Белинский" и "Жуковский".
Загруженность Черкасова в кино в те годы была высокой, но в Театре имени А.С.
Пушкина новых ролей у него не было. Он играл только в четырех спектаклях: "Великий
Государь", "Жизнь в цвету", "Борис Годунов" и "Ревизор". На большее у него просто не
было ни времени, ни сил. Ведь актер занимался еще и общественной деятельностью как
член Советского комитета защиты мира. В этом качестве он объездил чуть ли не
полмира.
Конец 50-х
В марте 1956 года Черкасов снялся в главной роли в фильме Григория Козинцева "Дон
Кихот". Эта роль много для него значила. Во-первых, вот уже несколько лет он не
играл главных ролей в кино, во-вторых, еще в бытность свою актером ТЮЗа (в 1933 году)
он играл
Дон Кихота.
Для съемок фильма в Коктебеле была построена шестнадцатиметровая ветряная
мельница. Дублером Черкасова был каскадер Васильев, которому предстояло
вертеться на крыле этой мельницы. Но Васильева в решающий момент на площадке не
оказалось. Пришлось самому Николаю Константиновичу в нескольких дублях зависать
вниз головой. Отметим, что актеру в это время было уже 53 года.
Фильм вышел на экраны весной 1957 года и имел большой успех. Черкасову вновь удалось
совместить любовь к пластике и характерности с возвышенным представлением
героя-идеалиста, упрямо воспринимающего действительность лишь с точки зрения
мечты.
Заслуги Черкасова были отмечены на международном кинофестивале в канадском
городе Статфорде: за исполнение роли
Дон Кихота ему была
присуждена премия как лучшему актеру.
Не забывал Черкасов и про театр. В 1957 году он начал репетировать роль Хлудова в
спектакле "Бег" по пьесе М. Булгакова. Премьера состоялась год спустя.
«Все
остается людям»
Своего рода идеализм как самоотверженность в научной работе является внутренним
свойством одного из последних героев, сыгранных Черкасовым в 1959 году в спектакле
"Все остается людям" - ученый Федор Дронов, сопротивляясь тяжелой болезни, изо всех
сил продолжает трудиться.
В 1962 году кинорежиссер Георгий Натансон решил перенести эту пьесу на экран.
Он вспоминает: "Мне очень понравилась пьеса Самуила Алешина - философская, умная.
После "Шумного дня" я решил взяться за нее. Алешин предложил поставить картину на
"Ленфильме". Я стал подбирать актеров и в первую очередь обратился к Черкасову. Он
тогда не снимался уже пять лет и очень обрадовался моему предложению.
Худсовет "Ленфильма" кинопробы одобрил: и Попова, и Быстрицкую, и Пилявскую. Про
Черкасова же сказали, что он "творческий труп". Как можно так говорить об этом
великом актере! Да, он театральный актер, может, я не смог его сдержать на пробах...
Но его не утвердили. Тогда я обратился к Товстоногову, он был последней инстанцией
в Ленинграде, и тот позвонил в обком, и уже оттуда настояли на кандидатуре
Черкасова. За эту работу Николай Константинович был удостоен Ленинской премии.
Последние годы
В начале 60-х здоровье Николая Константиновича заметно ухудшилось. У него
обострилась хроническая эмфизема легких, пошаливало сердце. С 1964 года актер
ежегодно вынужден был ложиться в больницу. Этим не преминули воспользоваться
недоброжелатели.
В июне 1964 года, после того как ему была присуждена Ленинская премия за роль в
фильме "Все остается людям", актер был уволен из театра. Вот как это произошло. В
театр пришло распоряжение сократить актерские кадры. И тогда директор театра
решил "сократить" в первую очередь жен актеров, и Нина Черкасова была в их числе. А
когда Черкасов пытался ее защитить, говорил, что она всю жизнь в Александринке,
директор ответил, что ему надо кого-то сокращать. Тогда Черкасов сказал, чтобы
сократили его, написал заявление, и его уволили. Для Черкасова это стало большим
ударом. Он снова слег.
Несмотря на удары судьбы и ухудшающееся здоровье, актер не сдавался. В 1965 году он
съездил в загранкомандировку в Лондон. В мае 1966 года нашел в себе силы провести
отчетно-выборную конференцию Ленинградского отделения ВТО. Однако здоровье
катастрофически ухудшалось. В августе 1966 года он вновь лег в больницу, из которой
уже не вышел.
Его хотели похоронить на Литераторских мостках в лавре, там, где похоронены все
великие актеры, но ленинградские власти отказали. Тогда жена послала телеграмму
Косыгину, и тот приказал разрешить. В последний путь актера провожали тысячи
ленинградцев.
27 июля 1970 года имя Черкасова было присвоено одной из улиц в новом районе
Ленинграда. В марте 1975 года в некрополе Александро-Невской лавры был открыт
памятник работы скульптора М.К. Аникушина.