Малышева Ирина Валентиновна родилась 15 февраля 1961 г.
В 1981 году окончила Театральное училище им. Б. В. Щукина.
С 1981 г. - актриса Театра им. А. С. Пушкина.
Детство
Ирина Малышева родилась и выросла в интеллигентной семье. Папа - профессор в
Туполевском бюро, до сих пор занимается конструированием новых самолетов. Мама,
обладающая уникальным, красивым голосом, была певицей, пела в хоре Соколова. Она
же и привила Ирине любовь к классической музыке. Уже в 6 лет девочка пела серьезные
арии и, к радости мамы, мечтала стать певицей. Что же касается папы, то он, считая
это увлечение несерьезным, хотел, чтобы дочь получила хорошее образование, для
чего и отдал Ирину в английскую спецшколу.
В элитной школе Ирине не понравилось. Она вспоминает: «В коллектив детей
дипломатов я не вписалась сразу. Мальчики и девочки-мажоры приносили в школу
жвачки, иностранные ручки, демонстрировали друг другу импортные шмотки,
привезенные их родителями из заграницы, а у меня такой роскоши и в помине не было,
я не могла позволить себе устроить какую-нибудь тусовку с друзьями у себя "на
хате". Поэтому ко мне относились с барским снисхождением».
Ранний дебют и ранняя любовь
Жизнь Ирины Малышевой круто изменилась в 1974 году. Однажды она увидела на
Мосфильме объявление о том, что на главную детскую роль требуется девочка. Кто в
таком возрасте не мечтает попасть на экран?! Вот Ирина и решила рискнуть, несмотря
на то, что была очень застенчивым и скромным ребенком.
Скромность и помогла Ирине. Дело в том, что режиссеру Сергею Соловьеву,
приступавшему к съемкам картины «
Сто дней после детства», была нужна именно такая, застенчивая девочка.
Ирине досталась роль Сони Загремухиной, безнадежно влюбленной в главного героя
Митю Лопухина (Борис Токарев).
О том периоде жизни Ирина вспоминает с большим удовольствием: «Сергей Соловьев
хорошо умел работать с детьми - ни на кого не кричал, не ругался. Он мог оценить
любой пустяк и с восторгом воскликнуть: «Это гениально!». И ты на самом деле
начинаешь чувствовать себя талантливой. У нас царила атмосфера игры и веселья».
Здесь же, на съемках, у Ирины начался трогательный роман со сценаристом
Александром Александровым (который был старше ее на 14 лет). Как признается сама
актриса, первоначально она его сильно возненавидела. Девочке хотелось выглядеть
в кадре неотразимой, а ее, по указанию Александрова, одевали в некрасивое платье и
завязывали волосы в два жутких хвостика. После съемок их дружеские отношения не
прервались и постепенно переросли в любовь, но об этом чуть позже...
Детские роли в кино
В школе известие о том, что Ирину взяли в кино, встретили жуткой неприязнью. Она
вспоминает: «Меня возненавидели: и даже не приняли в комсомол, завалили на
каком-то политическом вопросе, да еще злорадно заметили: «Надо учиться, девочка,
пополнять свою политическую грамотность, а не кинами всякими заниматься».
Девочке, и без того неуютно чувствовавшей себя в этой школе, стало и вовсе тяжело.
Ирина рассказала все маме и вскоре сменила место учебы. Ирину перевели в другую
элитную школу - школу рабочей молодежи. Здесь учились те, кому учиться в обычной
школе было некогда: дочь Ульянова, сын Аксенова, сын Лунгина... «Киношным» детям ни
физика, ни химия были абсолютно не нужны. Учителя, прекрасно это понимая, к
пропускам занятий по уважительной причине съемок в очередном фильме относились
спокойно.
До окончания учебы Ирина снялась еще в нескольких картинах. Зрители запомнили и
полюбили ее по ролям царевны Марьюшки в музыкальной комедии Георгия
Юнгвальд-Хилькевича «
Туфли с золотыми пряжками», Принцессы в сказке Бориса Рыцарева
«
Принцесса на горошине» (по мотивам произведений Г.Х. Андерсена), Лены в
мелодраме Гавриила Егизарова «
Портрет с
дождем»...
Как можно заметить, юной актрисе, как правило, предлагали в основном лирические
роли. Хотя были и исключения. В середине 70-х известный режиссер Элем Климов
задумал снять фильм «Иди и смотри», - страшную картину об ужасах Великой
отечественной войны. Ирину он пригласил на роль Даши. К сожалению, этой роли не
довелось состояться. Вскоре съемки картины по приказу «сверху» закрыли. Спустя
десять лет Климов все же отснял задуманный фильм, но уже с другими актерами.
Щукинское училище. Первый брак
Съемки в кино окончательно утвердили Ирину Малышеву в решении стать актрисой. По
окончании школы она поступила в Щукинское театральное училище. Ее однокурсниками
были Елена Сотникова, Евгений Дворжецкий, Андрей Житинкин, Евгений Князев...
Молодые ребята отличались задором, жизнерадостностью.
Однако студенческие тусовки и романы были не для Ирины Малышевой. Во-первых, она
уже тогда много снималась в кино. За эти годы она снялась в музыкальной сказке «
Всадник на золотом коне» (красавица Ай), драмах «
Коней на переправе не меняют» и «
Возьму
твою боль», приключенческой ленте «Поговорим брат» и других фильмах.
Во-вторых, с 19 лет Ирина Малышева стала жить вместе с Александровым. Этот роман
пошел ей на пользу. Саша всячески помогал ей в постижении профессии актрисы, и
поэтому к любому экзамену она подходила хорошо подготовленной. Учиться Ирина
вообще очень любила и все пять лет была Ленинской стипендиаткой, за что
однокурсники в шутку прозвали ее «Синий чулок».
80-е - 90-е годы
В 1981 году Ирина Малышева окончила Театральное училище им. Б. В. Щукина и начала
работать в Театре им. А. С. Пушкина. При этом она по-прежнему оставалась, прежде
всего, киноактрисой. Режиссеры с удовольствием приглашали в свои картины эту
красивую и талантливую актрису. В 80-е годы она сыграла заметные роли в киноромане
«
Я тебя никогда не забуду» (Полина), комедии «
Мертвые души»
(губернаторская дочка), биографической ленте «
Серебряные струны» (Вера Владимировна), деревенской драме «
Право любить», комедии «Сон в руку или чемодан» и других фильмах.
Если в юности Ирине доставались лирические роли, то теперь все чаще ей доводилось
играть различных стервозных красоток. В жизни же она по-прежнему оставалась
тихим, застенчивым и податливым человеком. При этом Ирина всегда была очень
эмоциональной и влюбчивой. Влюблялась она часто и безумно, нередко просто
придумывая себе эту любовь на пустом месте, как она сама признается: «...чтобы
страдать, чтобы искать в ней материал для творчества». Это не могло не отразиться
на ее семейных отношениях с Александровым.
Вместе Ирина и Александр прожили 10 лет. «Это были непростые годы, - вспоминает
Ирина Валентиновна, - наша семья напоминала маятник: я то уходила, то возвращалась
- Саша пил, и мне, молоденькой девочке было сложно выдержать его запои, но и уйти
насовсем не хватало сил, все-таки он был для меня, прежде всего другом. В конце
концов, мы расстались, и я не знаю о нем ничего».
В смутные годы 90-х Ирина Малышева практически не снималась. Когда было сложно с
деньгами, она работала в агентстве недвижимости. Занималась вполне успешно
риэлтерской деятельностью, которая приносила неплохой доход: актриса продавала
элитное жилье на Рублево-Успенском шоссе.
2000-е
Вновь на экраны она вернулась в 1999 году, сыграв одну из ролей в сериале «
Семейные тайны». Спустя год она снялась в роли западной
тележурналистки Дианы Джексон в криминальной мелодраме режиссера Игоря Талпы «
Особый случай». В этой картине она также исполнила песни собственного
сочинения.
Ирина Малышева работала в Театре Луны у Сергея Проханова.
Личная жизнь
После первого гражданского брака с Александровым у актрисы были увлеченности,
была болезненная страсть, но чего-то путного не было. Все-время возникали какое-то
неразрешимые моменты: то любимый уезжал навсегда за рубеж, то оказывался
женатым.
Сейчас в её жизни есть режиссёр-мультипликатор Роман.