Родился 16 апреля 1912 года в Петербурге в семье потомственного рабочего.
Отец - Валериан Саввич мальчиком пришёл на Путиловский завод и прошел путь от
чернорабочего до мастера пушечного цеха. Мать - Анна Павловна вела домашнее
хозяйство. Родители Самойлова погибли от голода в блокадном Ленинграде, отец
похоронен в Братской могиле рабочих Путиловского завода.
Благодаря родителям у Самойлова были счастливое детство и юность.
Принципиальный, но не строгий отец, добрая, ласковая мама, светлый ангел-хранитель
дружного семейства, в котором духовные интересы ценились выше материального
достатка. Организатором и душой их общего досуга был Валериан Саввич, человек
разнообразных увлечений: книголюб, театрал, художник-любитель. Именно отец привил
сыну любовь к литературе, искусству. Самойлов-старший с юности собирал
библиотеку, и по доброй традиции домашние собирались по вечерам слушать чтение им
А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого. С особым воодушевлением отец читал
произведения любимого им Н.В. Гоголя, будоража детское воображение. Повзрослев,
Евгений чаще всего бывал в Александринском и Большом драматическом театрах,
восхищаясь искусством И.Н. Певцова, Е.П. Корчагиной-Александровской, Ю.М. Юрьева,
Л.С. Вивьена, Н.Н. Ходотова, Н.Ф. Монахова. Но самым большим увлечением юности была
живопись. Евгений унаследовал семейные гены: брат матери хорошо рисовал, да и отец
искусно копировал. Школьный учитель рисования, обнаруживший талант у Евгения,
умело развивая его способности, пробудил серьёзный интерес к живописи. Свободное
время Евгений проводил в залах Эрмитажа и Русского музея, предпочтение отдавая
художникам-передвижникам и своим любимым живописцам М.А. Врубелю, И.И. Левитану,
В.А. Серову, мечтал поступить в Академию художеств.
Приятель, мечтавший о театре, уговорил его «за компанию» пойти на прослушивание в
частную художественную студию Н.Н. Ходотова на Литейном. К своему изумлению,
Евгений увидел в списках принятых свою фамилию, а не друга. Будучи ещё учеником, в
1928 году он стал заниматься по вечерам в студии на актёрском отделении.
Преподавателями были актеры Александринского и Мариинского театров. Уроки
мастерства вел Николай Николаевич Ходотов, корифей Александринки, показывая, как
надо читать то или иное произведение.
В 1929 году окончил среднюю школу и после закрытия студии продолжил актёрское
образование в Ленинградском художественном политехникуме, завершив обучение в
1930 году. С этого времени началась театральная деятельность Самойлова.
С 1930 года - актёр Ленинградского Театра актёрского мастерства под руководством Л.
Вивьена;
В 1934-1938 годах - актёр театра имени В.Э. Мейерхольда;
В 1940-1967 годах - актёр театра Революции (ныне - Московский театр имени Вл.
Маяковского);
С 1968 года - актёр в труппе Малого театра.
Когда Самойлов оказался вне театра, его востребовал кинематограф, который давно
возбуждал творческий интерес артиста. В труппе ГосТИМа работали первоклассные
актёры, заслужившие известность и признание в кино, и первым среди них был И.В.
Ильинский - настоящая звезда советского экрана. С разрешения В.Э. Мейрехольда
Евгений Самойлов в 1934 году начал сниматься в лирической комедии «
Случайная встреча» у режиссёра И.А. Савченко. В первом экранном образе
Гриши Рыбина (1936) стали очевидны удивительное обаяние и жизнерадостное
мироощущение артиста. В фильме «
Том Сойер» режиссёра Лазаря
Френкеля он проявил талант характерного актёра, создав образы братьев-близнецов
адвоката и доктора Робинзонов. В 1937 году на Киевской киностудии шли съёмки фильма
«
Щорс», но
режиссёр А.П. Довженко упорно искал «своего»
Щорса. Один из его ассистентов видел
Евгения Самойлова в роли Корчагина на генеральной репетиции. Артиста пригласили
на пробы, и всё, что было накоплено в роли Павки Корчагина, он показал на первой и
единственной пробе. Режиссер нашел артиста красивого и серьезного, в глазах
которого он ощутил благородный ум и высокие чувства. Самойлов вновь обрел
учителя, наставника в кино, гениального режиссёра романтического направления,
поэта и философа, великого по своим нравственным убеждениям человека - Александра
Петровича Довженко.
Не принимая наигрыша и малейшей фальши, Довженко учил Самойлова в работе над
ролью
Щорса «идти
от себя» в «предлагаемых обстоятельствах», чтобы лучше видеть и понять веления
души своего героя. Только когда артист осознает чужой внутренний мир как
собственную душу, он будет правдивым и искренним в перевоплощении, тогда ему
поверят зрители. Это правило стало для артиста определяющим в творчестве, а в
образе
Щорса (1939)
помогло донести до зрителей революционную романтику своего героя, страстную веру
в прекрасное будущее, благородство души и силу интеллекта. Самойлов, подобно
талантливому полководцу
Щорсу, ворвался стремительно в кинематограф, завоевал зрительскую
любовь и общественное признание. Его стали приглашать видные режиссёры. В 1940 году
артист снялся у Г.Л. Рошаля в роли Кирилла Ждаркина («В поисках радости»), у Г.А.
Александрова в роли инженера Лебедева («
Светлый путь»).
В музыкально-поэтическом фильме «
В шесть часов вечера после войны» (1944) Е.В.
Самойлов исполнил роль лейтенанта Кудряшова, испытал подлинное творческое
волнение в работе с легендарным режиссёром И.А. Пырьевым, замечательными актёрами
М.А. Ладыниной, И.А. Любезновым. Съёмочная группа работала на высоком подъеме в
радостном предчувствии грядущей победы. Роль Кудряшова, одна из любимых у
артиста, счастливо совпадала с его актёрскими возможностями и человеческими
идеалами, позволила вновь изведать полноту жизни в образе. Поэтически обобщенный
образ героя войны, воина-защитника и победителя, одухотворенный обаянием
личности артиста, был узнаваемым и желанным, как ожидаемая победа.
В начале 1945 года на экраны вышла комедия «Сердца четырёх» режиссера К.К. Юдина,
снятая ещё до войны, в 1941 году. Герой Самойлова - лейтенант Колчин, мужественный,
серьёзный и ослепительно красивый, воспринимался зрителями военного времени как
победитель.
Светлые, гармоничные, жизнеутверждающие образы, созданные артистом в комедиях
1940-х годов, вселяли оптимизм и надежду, укрепляли веру в добро, любовь и дружбу.
Зрители влюблялись в героев Самойлова, и так же горячо они любили и их создателя,
вознеся своего кумира на киноолимп. К нему пришла слава.
Кинематограф открыл притягательную силу творческой индивидуальности Самойлова,
присущее ему неотразимое обаяние положительного героя. Артиста всегда
привлекали открытые, внутренне чистые характеры. Большинство его экранных героев
принадлежало к воинскому сословию разных эпох, и артисту удалось передать их
героическую самоотверженность и патриотизм, благородство, доблесть и верность
офицерской чести.
Любимым героем
Самойлова стал генерал Скобелев («Герои Шипки», режиссёр С.Д. Васильев, 1955).
Изучение исторических документов, воспоминаний современников о Скобелеве
помогло артисту осмыслить и полнее ощутить своеобразие его личности. Самойлов
зажил в образе так же отважно и весело, как воевал храбрый генерал. За пышными
усами военного мужа проглядывало порой лицо задиристого мальчишки. Памяти А.П.
Довженко посвятил Самойлов образ полковника Александра Петровича («Зачарованная
Десна», режиссёр Ю.И. Солнцева, 1964).
С 1984 года Е.В. Самойлов неоднократно избирался ректоратом Театрального училища
имени М.С. Щепкина на пост председателя Государственной экзаменационной
комиссии.
Личная жизнь Е.В. Самойлова сложилось на редкость счастливо. В юности он встретил
свою единственную любимую женщину - Зинаиду Ильиничну Левину, и они прожили в
любви и дружбе 62 года. Окончив электротехнический институт, супруга Самойлова
оставила профессию инженера, посвятив себя заботам о муже и детях. Натура
одаренная, она прекрасно играла на рояле, страстно любила искусство театра и,
радуясь творческим успехам мужа, как никто другой, знала и понимала, каких
физических и духовных затрат требовала актёрская профессия. Её душевными
усилиями сберегалась атмосфера дома, в котором было радостно, хорошо,
гостеприимно. Редкие свободные часы Самойлов всегда любил проводить в кругу
семьи.
Их дети, воспитанные в почитании искусства, унаследовали профессию отца. Татьяна
Самойлова - народная артистка России, известная киноактриса. Алексей Самойлов
посвятил себя театру: работал в театре «Современник», с 1977 года - артист Малого
театра. После смерти жены сын был самым близким другом и помощником в житейских
делах.
После знакомства с С.Т. Коненковым Евгений Самойлов, заинтересованный его
деревянной скульптурой, увлёкся резьбой по дереву, отдавая любимому занятию часы
досуга. Постоянно перечитывал произведения А.П. Чехова - любимого писателя.
Любимыми композиторами были П.И. Чайковский и М.П. Мусоргский.
Скончался в Москве 17 февраля 2006 года на 94-ом году жизни. Похоронен в Москве на
Ваганьковском кладбище.