«Я не достигал высот Эйзенштейна, Чаплина или Гриффита.
Достигнутые мною высоты-были мои.
Они адекватны моему дарованию.
У каждого другого свои масштабы их высот...»
Александр Иванов. («На экране и за экраном»)
Александр Гаврилович Иванов (12 августа, 1898 года - 20 августа, 1984 года) - советский
режиссер, сценарист. Родился в деревне Давыдово Новгородской губернии (ныне
Боровичского района Новгородской области).
Член КПСС с 1918. Участник Гражданской войны 1918-20. В 1924 окончил киношколу в
Ленинграде, в 1935 - аспирантуру Государственного научно-исследовательского
института искусствознания (присвоено звание доцента). Окончил кинокурсы при к/ст
"Кино-Север" (Ленинград). С 1925 года работал на к/ст "Ленфильм". В 1935 окончил
аспирантуру при ленинградском отделении ГАИС. Соавтор сценариев к ряду своих
фильмов. Народный артист СССР (1964), Засл. деятель искусств Латвийской ССР (1947).
Окончив восьмимесячные курсы «Кино-Севера» и снявшись в нескольких
эпизодических ролях, он пришел наниматься на кинофабрику, вовсе не претендуя на
творческую должность. Его назначили комендантом студии «Севзапкино»;
параллельно он работал помрежем. На студии его побаивались-думали, что он
подослан ЧК.
Первой его большой работой в кино стала картина «На рельсах» (1927). Официальным
режиссером был Иван Худолеев-звезда «Русской Золотой Серии», поставивший перед
этим всего одну, весьма посредственную, ленту. Иванов был назначен ассистентом, но
из-за полной беспомощности Худолеева фактически сам снял картину.
Затем были фильмы «Косая линия» (1928) и «
Луна слева» (1928), имевшие
несомненный зрительский успех и почти незамеченные серьезными критиками.
Иванов умел выбирать людей. У него никогда не было постоянной группы, но он
мгновенно замечал интересно проявивших себя людей и брал их на очередную картину.
Один лишь список работавших с ним операторов занял бы довольно внушительное
место, но выбор каждого был обоснован. Иванов прекрасно чувствовал, стиль какого
оператора в наибольшей степени подходит к данной картине-и никогда не ошибался.
Никогда не бросавшийся в крайности Иванов, в отличие от многих своих коллег,
уделял одинаковое внимание операторам, художникам, актерам. И потому, наряду с
всегда удачным (а в некоторых случаях-выдающимся) изобразительным решением, в
картинах Иванова крайне любопытно, тщательно и талантливо были подобраны актеры.
Именно в его фильмах «
Три солдата» и
«Женитьба Яна Кнукке» сыграл свои лучшие роли Евгений Червяков; после его картин
«Косая линия» и «
Транспорт
огня» заметили талантливого характерного актера Николая Мичурина; он, один из
немногих, уловил пронзительный талант Ирины Радченко в барнетовском «Однажды
ночью» и поручил ей идеально подходящую роль в своем фильме «
Звезда»; наконец, именно
после его «Солдат» вся страна заговорила о Смоктуновском.
Еще одна актриса, о которой следует сказать особо-Ксения Александровна
Черемухина (1904-1998), снимавшаяся под псевдонимом Ксения Кляро. Они с Александром
Гавриловичем поженились, еще учась на курсах «Кино-Севера». Ксения Кляро снялась
в пяти картинах своего мужа, обратив на себя внимание уже в первой, почти
эпизодической роли. Масштаб ее дарования стал очевиден после
революционно-приключенческой ленты «
Транспорт
огня» (1929). Здесь не было театральных (и даже кинематографических)
переживаний-здесь была идеально, точно, до мелочей выверенная игра.
В начале 30-х годов, когда большинство кинорежиссеров ринулось осваивать звук,
вышло несколько крайне интересных, даже выдающихся, немых картин. По мнению
многих ведущих критиков и искусствоведов, одним из последних достижений
советского немого кино стал фильм Александра Иванова «
Три солдата»
(1932)-драма об интервенции и классовой солидарности. Фильм не сохранился, как не
сохранились и все остальные немые картины Иванова, но в данном случае ситуация
еще печальнее: кроме литературного сценария Бориса Липатова, который мог иметь
весьма отдаленное отношение к готовой картине, не сохранились практически
никакие материалы о «Трех солдатах». Так что разобраться, что же выдающегося было
в этой картине, на сегодняшний день не удастся. Остается верить современникам.
Следующая работа Иванова, которой было суждено стать последней немой картиной
«Ленфильма», была «Женитьба Яна Кнукке» (1934) - судя по всему, одна из самых
оригинальных для своего времени картин советского кино. В середине 30-х годов жанр
политической гротескной мелодрамы встречался не часто. Фильм, поставленный по
талантливому сценарию Рысса и Воеводина «Премия мира», рассказывал о жалком и
смешном человеке, который одновременно пытается остановить разгорающийся
милитаризм и устроить личное счастье-естественно, ни то, ни другое у него не
получается. После очередного выступления Сталина отношение к пацифизму резко
изменилось, и пришлось вырезать из картины почти всю политическую линию. Так
превратилась «Премия мира» в «Женитьбу Яна Кнукке». На пользу картине это не
пошло, но она все равно осталась нестандартной.
После этого по аналогичным причинам резко ограничили прокат двух других его
картин, законсервировали фильм о Первой Конной, над которым он работал три года.
По совету Пиотровского он взялся за экранизацию романа П.Павленко «На Дальнем
Востоке».
За время съемок радикально поменялась группа, состав исполнителей, Пиотровского
арестовали. В конце 1938 года фильм, получивший маловыразительное название «
На
границе», был выпущен на экран.
Иванов остался недоволен картиной, это видно и по воспоминаниям: ни одного слова о
сюжете или художественном решении-только перипетии создания и сдачи картины в
министерстве. Официально же фильм был принят «на ура», а Иванов получил орден
Ленина. Александр Гаврилович был немедленно выдвинут в ведущие советские
режиссеры, ему была впервые посвящена большая статья в «Искусстве кино».
В 1940 году вышел вымученный и опять же изрезанный фильм «Переход»: он получился
настолько слабым, что был забыт уже к началу войны. Незамеченным в военной
суматохе остался интересный, умный и строгий приключенческий фильм 1943 года «
Подводная лодка Т-9» с великолепной актерской работой Олега Жакова.
Небезынтересными, хотя и не лишенными штампов, были фильмы «
Сыновья» (1946) и «
Возвращение с победой» (1948), снимавшиеся на незадолго до того
организованной Рижской киностудии.
1949 год был не самым подходящим для того, чтобы начать кинобиографию заново. В этом
году «Ленфильм» выпустил пять фильмов. Среди которых один принадлежал Александру
Иванову. «
Звезда» была единственной из этих пяти картин, не получившей
Сталинскую премию. Более того, четыре года картина пролежала на полке и была
выпущена на экран в сентябре 1953-го-первой из «полочных» картин.
Как вспоминают ленфильмовские ветераны, в 1949 году «
Звезда» казалась чем-то
невероятным. На фоне бессмысленно пафосных и шаблонных картин она поражала
сдержанностью, спокойной (и оттого-трагедийной) игрой актеров.
Вадим Сафонович Терентьев, работавший ассистентом режиссера на «Звезде»,
вспоминает, что на студии ходила следующая история: после просмотра Сталин встал
и произнес: «Тяжелая картина». И вышел. Как толковать эти слова, министр Большаков
не знал и на всякий случай решил переделать финал. Иванов, правда, настоял на том,
что финал будет не счастливым, а неопределенным. Все же, несмотря на переделки,
картину решили не выпускать.
Так или иначе, Иванов оказался в трудной ситуации: после ряда неудач (по крайней
мере, с официальной точки зрения) «
Звезда» была положена на «полку».
Довоенный Орден Ленина уже ничего не значил...
Иванов писал живым, образным языком-это видно даже по дневнику. Наверное, нет
необходимости говорить, что мемуары он, в отличие от многих деятелей искусства,
писал сам.
Существует много мемуарной литературы о кинематографе 20-х-30-х годов. О
послевоенном времени написано гораздо меньше. Исчезла революционная и
«созидательная» романтика, все еще витавшая в воздухе даже в страшные
предвоенные годы. Люди жили в «подвешенном» состоянии. Недаром старые
ленфильмовцы если не с удовольствием, то хотя бы с интересом вспоминающие
«жуткие» 30-е годы, о начале 50-х говорят с отвращением как о времени «мерзком»-к
сожалению, это очень точное определение.
Тем ценнее воспоминания Александра Иванова-человека умного и талантливого, но
сталкивавшегося с невозможностью работать в эти годы честно и серьезно.