Магали Ноэль - французская актриса театра, кино и кабаре и певица, -
исполнительница песен Бориса Виана.
Магали (прованская форма имени «Маргарита») Франсуаза Ноэль Камилла Гифрэ (окс.
Magali Françoise Noëlle Camille Guiffray), или Магали Джиффра (тур. Magali Giuffra) - появилась на свет и
до 7 лет жила в Турции, - её родители, выходцы из Прованса и Дофине, работали
портовыми инженерами в Измире (Смирне).
Вместе с семьёй переехала во Францию, училась пению, музыке и танцу, - в 16 лет
дебютировала (как певица) в знаменитом парижском кабаре «Бык на крыше».
Параллельно изучала мастерство актёра на драматических курсах Катрин Фонтене
при Комеди Франсез, и делала первые шаги на театральных подмостках.
Первый успех приносит роль служанки Клодины в мольеровском «Жорже Дандене», - со
спектаклем знаменитого в будущем Жана-Мари Серро она триумфально гастролирует в
1949 году по Западной Германии. В 1954-м снова обратит на себя внимание в спектакле по
пьесе Питера Устинова «Любовь четырёх полковников» (с молодым Жаном Рошформ),
поставленном Жаном-Пьером Гренье в парижском Театре Фонтен.
В 19 лет получает первые роли в кино и на телевидении. В дуэте с Бурвилем снимается
в фильме «Отдельно в Париже» (1951), в фильме Анри Декуана «
Облава
на блатных» (1954) работает c Лино Вентурой и Габеном (последний во время съёмок
ласково зовёт её «Мом», - «Воробышек»).
В перерывах между кино и театральной антрепризой выступает в только что
придуманной Аленом Бернарденом «Лошади» с пением «американских» пеcен и - в
«Быке», c ариями из оперетт в ревю Марка Дольница.
Международная известность приходит после роли в «нуаре» Жюля Дассена «
Мужские разборки» (1955) - сцена чувственного исполнения её героиней
Вивиан песни «Разборка» в ночном клубе на фоне «китайских теней» сразу попадает в
золотой фонд кино-классики.
Поcле - несмотря на роли в фильмах таких «мастодонтов» как Рене Клер («Большие
манёвры», 1955, c Мишель Морган и Жераром Филипом) и Жан Ренуар («
Елена
и мужчины», 1956, с Ингрид Бергман, Жаном Маре и Мелом Феррером) - долгое время
рассматривалась режиссёрами кино в основном как актриса на амплуа «вамп» в
криминальных драмах.
Первая рок-певица
Магали Ноэль - первая исполнительница рок-н-ролла во Франции (и вообще - в Европе):
записи исполненных ею песнен - в прежде не известном музыкальном жанре - были
сделаны и стали популярны ровно в то самое время, когда печатались первые
пластики Элвиса.
В 1956 году с Магали знакомится Борисом Вианом, - очарованный её ролью в «Разбоках»,
её чуть островатым с лёгкой хрипотцой голосом, а также на волне собственного
«американизма» и любви к джазу, он предлагает актрисе, в ту пору активно занятой в
ревю парижских кабаре, принять участие в записи нескольких песен. Песни эти,
предупреждает Виан, написаны в совершенно оригинальном музыкальном стиле,
«открытым» его недавно вернувшимся из Штатов приятелем Мишелем Леграном.
12, 13 и 14 октября 1956 Магали записывает для «Philips», куда по протекции Жака Канетти
поэт только что поступил работать, четыре специально сочинённых для неё «рока», -
на музыку его бессменного аккомпаниатора, джазового пианиста и композитора Алена
Гораге. Они составили первую пластику Магали Ноэль - «Rock-and-Roll»: «Альгамбра-рок»
(фр. «Alhambra rock»), «Галичный рок» (фр. «Rock des petits cailloux»), «Стрип-рок») (фр. «Strip-rock») и -
нетленный «Сделай мне больно, Джонни!» (фр. «Fais-moi mal, Johnny!», - «первый
садо-мазохистский рок во Франции!»). Ощутимый оттенок пародии выражал ироничное
отношение джазмена к «новой музыке».
Песни Виана
«Самое прекрасно-сексуальное, что было произведено со времён Евы» - шутил Виан; он
объявил Магали Ноэль своей любимой певицей и полагал, что со временем она,
наконец, научится исполнять джаз по-настоящему. Кроме «роков», он написал для неё
несколько песен. Последняя песня Виана (10 марта 1920 - 23 июня 1959), долгое время
остававшаяся неизвестной - «Иветта» (имя её героини), предназначалась для
итальянского фильма Камилло Мастрочинкве «Приезд парижанки» («Закон человека» -
вышел в прокат уже после смерти поэта).
К творчеству любимого поэта актриса обращалась в самые разные периоды жизни. В 1989
году, к тридцатой годовщины со дня его смерти, Магали подготовила спектакль
«Взгляд на Виана» (фр. «Regards sur Vian»), - композицию из песен, стихов, фрагментов прозы,
историй из жизни. Концертная запись в Театре Бособр (Швейцария, 9 и 10 ноября), под
руководством пианиста Ричарда Пиццорно, - основа одноимённого двойного альбома.
Известное «Сделай мне больно, Джонни!» Магали пела теперь вместе с дочерью
Стефани, - исполнительская маска, с ноткой грусти признавала актриса, со временем
неизбежно поменялась: «просьба» теперь звучала «от лица» некой «гранд-дамы», -
что, впрочем, ничуть не умаляло виановского «рок»-юмора, а напротив, добавляло
особой перчинки.
2008 году Магали Ноэль представила публике в Театре Пассажа в Нёвшателе
моноспектакль по произведениям своих друзей и хороших знакомых из Коллежа
патафизики - Жака Превера, Бориса Виана и Раймона Кено, - давнюю творческую
задумку, с красноречивым названием - «Клан».
«Итальянский период»
В конце 50-х Магали вышла замуж за звезду Чинечитта Роберто Риссо и переехала в
Италию, - не без надежды поменять свой кино-репертуар. В Италии она проработала 5
лет, снялась 26-и фильмах, и продолжала получать роли во французских полицейских
драмах, - поразительным образом оставаясь вне поля внимания режиссёров «новой
волны».
В это же время она продолжает с успехом выступать на драматической сцене - в
основном в провинции. В 1957 она - Элиза Дулиттл в «Пигмалионе», который в лионский
«Селестен» переносит Жан Маре (в собственном оформлении и костюмах); 1960-м там же и
с тем же Маре она - Гитель Моска (сменив в этой роли Анни Жирардо) в висконтиевской
постановке «Двое на качелях».
Феллини
В 1959 году, на съёмках под Римом их с Феллини представили друг другу: друг о друге
они тогда знали не особенно много. «Потряси задницей», - сразу же крикнул режиссёр:
желая понять, насколько она соответствует персонажу, - певичке-француженке Фанни.
Магали, взглянув на страничку с небольшим текста её роли пришла в замешательство:
«Да вы знаете кто я?! Я снималась в „Разборках“!» Феллини хохотал, а агент
попытался убедить актрису, что съёмки у этого режиссёра - в общем-то хороший для
неё случай: Магали согласилась, но потребовала обещаний увеличить роль, - так
появилась заключающая «Визит отца» запомнившаяся сцена с Марчелло Мастроянни.
Помимо ролей в «Сладкой жизни» (1960), «
Сатириконе» (1969) и «
Амаркорде» (1973), Магали воплотила бродвейский вариант Кабирии - Чарити
Хоуп Валентайн в мюзикле Боба Фосса и Пола Гловера «Милая Чарити» (1970, с Сиднеем
Чаплиным и Жаком Дюби) и приняла участие в съёмках знаменитого документального
фильма-портрета Гидеона Бахмана - «Чао, Федерико !» (1970).