Улдис Думпис (Uldis Reinis Dumpis) родился 3 октября 1943 года в городе Бауска. Отец - Теодор
Рейнис Думпис - студент, призванный в Латышский легион, погиб во время войны. Мать -
Лилия Рамане-Думпе - филолог.
Учился в Ислицкой начальной школе. Окончил Баускскую среднюю школу и театральный
факультет Латвийской государственной консерватории имени Я. Витола (1965). С этого
же года актёр Академического театра драмы им. А. Упита.
В кино - с 1964 года. Снимался в фильмах: «
Армия «Трясогузки»» (1964); «
Заговор
послов» (1965); «
Тройная проверка» (1969); «
Петерс» (1972); «
Шах королеве бриллиантов» (1973); «
Свет в конце тоннеля» (1974); «
Нападение на тайную полицию» (1975); «
Быть лишним»
(1976); «
Обмен»
(1977); «
Ралли»
(1978); «
Ночь без птиц»
(1979); «
Жаворонки» (1980); «
Лимузин цвета белой ночи» (1981); «
Забытые вещи» (1982);
«
Ворота в небо» (1983); «
Выстрел в
лесу» (1984); «
Двойной
капкан» (1985); «
Страх» (1986); «
Этот странный лунный свет» (1987); «
О любви говорить не будем» (1988); «
Тапер» (1989); «
Времена землемеров» (1991); «
Рижские девы» (1996);
«
Страшное лето» (2000); и другие.
Жена Улдиса Думписа, Дайне Думпе - телевизионный режиссер.
Статья Ж.Брагинской в журнале «Спутник Кинозрителя», август 1984 года.
Критик, хорошо знающий лично заслуженного артиста Латвийской ССР Улдиса Думписа,
так писал о нем: "Улдиса любят партнеры, режиссеры, операторы за скромную
деловитость. Он никогда не капризничает, не усложняет прихотями и без того
сложный процесс создания фильма..."
А за что любим он зрителями - и в Латвии и по всей стране? Чтобы ответить
исчерпывающе, надо рассказать о десятках его ролей в кино и в театре -
Академическом театре драмы имени А. Упи-та. И, конечно, вглядеться в его лицо - со
строгими, мужественными чертами, в его глаза, умеющие так посмотреть с экрана, что,
кажется.- в самую душу к тебе заглянули. Его герой может быть весьма ироничным или
простодушным, как Дид-знс в картине «
Вей, ветерок!» по
произведению Райниса - неожиданная, народным колоритом отмеченная роль после
череды драматичных, суровых, психологически усложненных киноперсонажей Думписа,
в фильмах «
Заговор
послов» (разведчик Эдуард Берзинь), «
Тройная проверка» (Кра-узе), «Петере» (полковник Бриедис).
И все же - какова главная тема его творчества, заявленная и проявленная как во
многих мастерски сыгранных эпизодах, так и в центральных ролях?
Пожалуй, неприятие вещизма, мещанской ограниченности, меркантилизма... Он редко
обличает эти черты публицистично или гротескно. Его актерское оружие - тонкая
ирония, нюансы интонаций, мгновенно промелькнувшее выражение глаз. Именно этот
«инструментарии» помог создать запомнившийся образ Ионаса в фильме «
Обмен» (по
мотивам повести Ю. Трифонова) - вроде бы обаятельного, порядочного человека,
постепенно выявляющего внутреннюю душевную гниль, эгоизм под маской
добропорядочности.
И Эрик, герой комедии Яннса Стрейча «
Лимузин цвета белой ночи», тоже поначалу не вызывает антипатии,
хотя его «неожиданный» приезд из Риги к престарелой тетушке Мирте, выигравшей
«Жигули», мы не восприняли как бескорыстный поступок. Эрик старательно помогает
по хозяйству, словно бы искренен в своем стремлении облегчить тетушкину жизнь,
однако душа его, в сущности, пуста, а помыслы мелки и корыстны, что и передает
Думпис в присущей ему тонкой, точной манере сатирического «бытописательства».
Он актер полутонов, он всегда как бы балансирует на грани жанров, он не любит
выносить своим героям однозначных приговоров, а зрителям ненавязчиво помогает
разобраться в человеческой природе киногероя. Это актер богатых, далеко еще не
полностью раскрытых возможностей.