Филлип Сент Джон Бейзил Рэтбоун был рожден в Йоханнесбурге, тогда находившемся в
республике Трансвааль. Его отец, Эдгар Филлип Рэтбоун, был горнохимическим
инженером, уроженец Ливерпуля, а мать, Анна Барбара, была скрипачкой. Кроме
Бейзила, в семье было еще два ребенка - Беатриса и Джон. Когда Бейзилу было три
года, его семья перебралась обратно в Англию из-за того что бурское правительство
обвинило его отца в шпионаже.
Бейзил получил образование в Рептонской школе. По образованию был страховым
агентом. В 1916 году он был зачислен в Лондоне в шотландский полк и отправился на
Первую мировую войну. Служил бок о бок с будущими коллегами Клодом Рейнсом,
Рональдом Колманом и Гербертом Маршаллом. Дослужился до звания капитана. Рэтбоун
очень проявил себя во время одного из заданий - он должен был возглавить очень
важную шпионскую вылазку утром, но, ослушавшись командира, Бейзил провел ее ночью,
объясняя это банальным: «ночью хуже видно». Операция прошла успешно. В сентябре 1918
года, за участия в боях, он был награжден Военным Крестом.
Актерская карьера
22 апреля 1911 года состоялся его дебют на сцене в театре Роял в Ипсуиче. Он играл
Гортензио в пьесе Уильяма Шекспира «Укрощение строптивой». В октября 1912 года,
Бейзил, вместе с труппой театра Роял, гастролировал в Америке, играя в спектаклях
«
Ромео
и Джульетта» (Парис), «Виндзорские насмешницы» (Фентон), «Как вам это нравится?»
(Сильвий). Вернувшись в Лондон, Рэтбоун регулярно играл в известнейших театрах
Англии во многих постановках.
В 1920-х годах Бейзил регулярно играет шекспировские и другие роли на английской
сцене. Так же, много путешествует. В 1923 году играет на сцене Cort Theatre в Нью-Йорке, в 1925
году появляется на сценах театров в Сан-Франциско, Нью-Йорка. Он появляется в США
опять в 1927 и 1931 годах на одной сцене с Этель Берримор. Он покидает Англию и
переезжает в США в 1934 году. Регулярно появляется на бродвейских сценах. Карьеру в
кино Рэтбоун начал в 1925 году («The Masked Bride»), появляется в нескольких немых фильмах,
играет детектива Фило Вэнса в 1930 фильме «The Bishop Murder Case». Бэзил становится одним из
популярнейших актеров 30-х годов, играя злодеев-аристократов в костюмированных
драмах и боевиках.
Он появлялся в таких фильмах как: «Дэвид Копперфильд» в роли сурового отчима
мистера Мардстоуна; «
Анна Каренина»
в роли холодного Каренина; «
Гибель Помпеи»
в роли Понтия Пилата; «Одиссея Капитана Блада»; «
Повесть о двух городах»; «Приключения Робина Гуда», где он сыграл
одного из лучших своих злодеев - Сэра Гая Гизборна; «
Приключения Марко Поло»; «
Знак Зорро» в роли
подлого капитана Эстебана Паскуале. Он также появился в ранних фильмах ужасов. В
таких как: «
Башня смерти» в
роли Ричарда III и «
Сын
Франкенштейна» в роли Барона Вульфа Франкенштейна - сына создателя чудовища.
Бейзил Рэтбоун был лучшим фехтовальщиком Голливуда. Но был вынужден проигрывать
поединки намного более слабому Эрролу Флинну в фильмах «Приключения Робина
Гуда», «Одиссея Капитана Блада», так как всегда играл отрицательным персонажем.
Бейзил проигрывал сражения в фильмах «
Башня смерти», «
Знак
Зорро», «
Придворный
шут» (1956 года). За всю свою карьеру в кино, Бейзил Рэтбоун победил лишь раз: в
фильме «
Ромео
и Джульетта», играя Тибальта, он убил Меркуцио.
Бейзил Рэтбоун был дважды номинирован на премию Оскар за лучшую мужскую роль
второго плана: в 1937 году за роль Тибальта в «
Ромео
и Джульетта», а в 1939 за роль короля Людовика XI в фильме «Если бы я был королем». В
фильме «
Утренний патруль» (1938 года) Бейзил сыграл одну из немногих своих
положительных ролей. Он предстает зрителям в образе майора Брэнда - начальника
королевского летного эскадрона, который переживает за солдат, которых послал на
верную смерть. Эррол Флинн, вечный враг Рэтбоуна, играет на сей раз его преемника,
который стал командиром, после продвижения майора по службе. Именно Бейзила
Рэтбоуна писательница Маргарет Митчелл видела в роли Ретта Батлера. Но продюсеры
фильма посчитали, что у Бейзила слишком много ролей злодеев и зритель может
просто не воспринять его в этой роли. Поэтому, к сожалению, фильм "Унесенные
ветром" 1939 года, обошелся без Рэтбоуна. Во всех своих интервью, Бейзил всегда
говорил, что в первую очередь хочет, чтобы его помнили по работам в театре. Своей
же лучшей ролью в театре он считал Ромео. Любимая же роль в кино - Шерлок Холмс.
Великий сыщик
Однако наибольшее признание пришло к Рэтбоуну за роль Шерлока Холмса в серии
фильмов снятых между 1939 и 1946 годами. Его партнером по сериалу был Найджел Брюс,
сыгравший доктора Ватсона. Их первые два фильма «
Приключения Шерлока Холмса» и «Собака Баскервилей»
стали кассовыми гигантами того времени и положили начало целой серии фильмов (а
их было четырнадцать) о великом сыщике. Рэтбоун и Брюс также играли эти роли на
радио. Имя Бейзила стало прочно ассоциироваться с Холмсом и после последнего
фильма, а именно «Прелюдия к убийству», Бейзил появлялся в этом образе во многих
ТВ-постановках 50- 60-х годов. Он также сыграл Холмса в пьесе, написаной его женой
Уидой. Найджел Брюс был очень болен и не смог сыграть доктора Ватсона. А после его
смерти 8 октября 1953 года, Бейзил отказался ставить эту пьесу. В итоге, пьеса была
показана всего лишь три раза.
Поздний период актерской карьеры
В 50-е годы Бейзил играет злодеев в двух комедиях, ирониях на свои ранние фильмы: «
Большая ночь Казановы» вместе с комиком Бобом Хоупом и «
Придворный шут» с комиком Дэнни Кеем. Участвует во многих
телевизионных программах и снимается в кассовых фильмах, таких как: «
Мы не ангелы» (1955 год) и политической драме «
Последний
салют» (1958 года).Также активно играет в театре. В 1948 году, Бейзил получает
главную театральную премию Америки - Тони, за роль доктора Остина Слопера в пьесе
«The Heiress».
В 50-60-е годы он продолжает работать на радио, телевидении, в кино. Чтобы утолять
расточительность своей жены, Бейзил играл главные роли (в основном злодеев) в
фильмах низкого уровня, но за эти роли ему давали большие гонорары. Например: «
Призрак в невидимом бикини» (1966 год), «Плохой сон» (1956 год),
«
Кровавая королева» (1966 год), «
Деревенщины в доме с призраками» (1967 год) и его
последний фильм - мексиканский низкобюджетный хоррор «Autopsy of a Ghost».
Бейзил Рэтбоун еще славился как сильный декламатор. Поэтому выходило много
пластинок с записями стихотворений в его исполнении, такими как «The Night Before Christmas».
Он также читал рассказы и стихотворения Эдгара Аллана По. И вместе с Винсентом
Прайсом выпустил пластинку «The Edgar Allan Poe Audio Collection». Рэтбоун читал произведения
многих авторов, поэтому дисков выходило много. В 1956 году, Бейзил сыграл Эбенезера
Скруджа в музыкальной ТВ-постановке «The Stingiest Man In Town» по мотивам рассказа Чарльза
Диккенса.
В 1962 году Бейзил Рэтбоун выпустил автобиографическую книгу «In and Out of Character», с
которой объездил всю Америку. Это были выступления, где он общался со зрителями,
зачитывал разные главы своей книги, декламировал Шекспира и другие свои любимые
стихотворения. В том же 1962 году, Бейзил появляется в триллере по мотивам рассказов
Эдгара По - «Истории ужаса». Фильм состоит из трех новелл, созданных по мотивам
произведений Эдгара По: «Морелла», «Черный кот», «Правда о случившемся с мистером
Вальдемаром». Все три новеллы объединяет своим появлением Винсент Прайс. Рэтбоун
же играет зловещего гипнотизера Кармайкла, в третьей новелле «Правда о
случившемся с мистером Вальдемаром». В 1964 году выходит черная комедия «
Комедия ужасов», где впервые вместе встречаются такие гиганты жанра
триллер/ужасы как Винсент Прайс, Петер Лорре, Борис Карлофф и Бейзил Рэтбоун. В 1962
году Рэтбоун играет роль злого волшебника Лодака в масштабном по тем временам
фильме «
Волшебный
меч».
Личная жизнь
Рэтбоун женился на актрисе Этель Марион Форман в 1914 году. В 1915 году у них появился
сын Родион. Пара рассталась в 1926 году. Предположительная причина - роман Рэтбоуна
на стороне. В 1927 году, Бейзил женится во второй раз на писательнице Оиде Бержер.
Собственных детей у них не было, но они в 1940-м удочерили девочку по имени Синтия.
Бейзил и Оида устраивали самые дорогие вечеринки в Голливуде. Туда приглашались
лишь известнейшие в те годы актеры, режиссеры и продюсеры. В отличие от многих
других актеров, Бейзил, получив американское гражданство, никогда не отказывался
от британского.
Бейзил Рэтбоун умер от сердечного приступа 21 июля 1967 года, в Нью-Йорке. Его тело
было помещено в склеп, ставший потом семейным. Последние слова были сказаны его
жене: «Знаешь, я не боюсь смерти, я просто хочу, чтобы этого не случилось».