Детство
В школьные годы Андрей тяготел к техническим наукам, но в старших классах увлекся
театром, стал посещать драматический кружок, где играл главные роли в спектаклях.
Тем не менее, после окончания школы Андрей Мягков поступил в Ленинградский
химико-технологический институт. После окончания института он был направлен на
работу в институт пластических масс. В
1961 году в Ленинград приехали преподаватели Театрального училища имени
Немировича-Данченко в поисках талантливой молодежи. Мягков решил попробовать
свои силы и, успешно пройдя три отборочных тура, был принят на учебу.
Дебют в кино и театре
Закончил Мягков школу-студию в 1965 году и был принят в труппу театра «Современник».
Одной из первых работ актера на сцене «Современника» стала роль Дядюшки в
спектакле «Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому. Именно в этой роли его заметил Элем
Климов и предложил главную роль в картине «
Похождения зубного врача. Так состоялся дебют Мягкова в кино.
Но первой серьезной ролью молодого артиста стала роль Алеши Карамазова в картине
Ивана Пырьева «
Братья Карамазовы», вышедшей на экраны 1969 году. В театре в это время
Мягков был занят в спектаклях «
На дне» (Барон), «Обыкновенная
история», «
Балалайкин и
К».
Кинематографическую судьбу Мягкова мог изменить фильм «Большая перемена». В 1973
году актер пробовался на главную роль Нестора Петровича, но в результате
утвердили Михаила Кононова. Рассказывают, что Мягков тогда не особо расстроился,
поскольку уже был утвержден на роль молодого Ленина в картину «
Надежда». Время
расставило все по своим местам: «Надежду» сегодня вряд ли кто помнит, а «Большая
перемена» стала хитом на многие десятилетия, принеся актерам, снявшимся в ней,
всеобщую любовь.
Фильмы Рязанова
Съемки картины «Ирония судьбы, или С легким паром!», где Андрей Мягков сыграл Женю
Лукашина, были завершены летом 1975 года, а его премьеру приурочили к новогодним
праздникам. Фильм вполне мог и не выйти на экраны, поскольку многие чиновники от
телевидения посчитали, что в «Иронии судьбы» пропагандируется пьянство и
супружеская неверность. Картину спас Брежнев, который был от нее в полном
восторге, и 1 января 1976 года в 17-45 по московскому времени состоялась ее премьера по
центральному телевидению.
Успех был просто невероятным. Андрей Мягков и Барбара Брыльска в один момент
стали всеобщими любимцами. В 1977 году картина единогласно была отмечена
Государственной Премией Советского Союза. С тех пор фильм «Ирония судьбы» стал
неотъемлемым атрибутом новогодних праздников
Начав с «Иронии судьбы», Андрей Мягков продолжил развитие этого образа в комедии
«
Служебный
роман» (1977), где сыграл роль Анатолия Ефремовича Новосельцева.
Следующим в галерее «рязановских» персонажей Мягкова стал научный сотрудник
Семен Александрович Хвостов, волей случая оставшийся без гаража (комедия «
Гараж», 1979 год).
Простудившись, он теряет голос, в результате чего не может на собрании защитить
себя словесно. Тем не менее, он активно проявляет себя: ложится на стол, сжигает
протоколы, размахивает руками, пишет плакаты... Яркая, блестящая роль!
Совсем с другой стороны проявляется тема маленького человека в драме Эльдара
Рязанова «
Жестокий
романс». Пред нами вновь неудачник - мелкий служащий Юлий Капитонович
Карандышев, которого очень угнетает его положение. Это усугубляется его любовью к
главной героине.
Театр
Параллельно с кинематографом развивалась и театральная карьера Андрея Мягкова.
В 1977 году он перешел в МХАТ имени М. Горького (с 1989 года театр был реорганизован в
МХТ имени А.П. Чехова). Театр раскрыл новые грани таланта Андрея Мягкова. На сцене
МХАТа он сыграл в таких спектаклях, как: «Утиная охота» (Зилов), «Перламутровая
Зинаида» (Аладьин), «Горе от ума» (Репетилов), «Борис Годунов» (Михаил),
«Привидения» (Пастор Мандерс), «
Мишин юбилей»
(Валерий). Но особый успех Мягкову принесли чеховские постановки: Треплев в
знаменитой «Чайке», Войницкий в «Дяде Ване», Кулыгин в «Трех сестрах».
Отдавая предпочтение театру, Андрей реализовался в нем не только как актер, но и
как режиссер. В 1989 году на Малой сцене МХАТа им был поставлен спектакль «Спокойной
ночи, мама» по пьесе М. Норманна, а позже «Ретро» по пьесе А. Галина и «Осенний
чарльстон» Айвона Менчелла.
Работу в театре Андрей Васильевич успешно совмещает с преподавательской
деятельностью в Школе-студии МХАТ.
Кинематограф
В конце 80-х - начале 90-х годов Мягков отошел от кинематографа, но все-таки в этот
период можно отметить драматическую ленту Глеба Панфилова «Мать» (1990), комедию
Леонида Гайдая «
На Дерибасовской хорошая
погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992), политический детектив Дмитрия
Астрахана «
Контракт со смертью» (1998).
В последние годы Андрей Васильевич по-прежнему редко снимался в кино. Современные
боевики и сериалы были ему неинтересны.
Несмотря на критическое отношение к «Иронии судьбы», Андрей Мягков не раз
задумывался над его продолжением. В свое время он даже написал синопсис к этому
фильму и предложил его Эльдару Рязанову. Но Рязанову идея не понравилась. Тогда
Мягков обратился с этим предложением к Константину Эрнсту, и тот сразу же
заинтересовался...
Однако в результате работы сценарий претерпел множество изменений, по мнению
Андрея Васильевича - не в лучшую сторону. Он утверждал: «Осталась только идея:
сделать историю о детях тех персонажей, которые были в рязановском фильме. Так что
никакого отношения к окончательному сценарию я не имею». В съемках картины Тимура
Бекмамбетова «
Ирония судьбы. Продолжение» Мягков все же принял участие,
но считает, что этот фильм было бы правильным назвать иначе - «Ирония судьбы.
Другой фильм».
Личная жизнь
Андрей Мягков и Анастасия Вознесенская были 40 лет вместе, но, по отзывам коллег, их
чувства с годами совсем не угасали.
Познакомились Андрей и Анастасия еще студентами Школы-студии МХАТ. С тех пор они
почти не расставались. Вместе в 1965 году поступили в театр «Современник», вместе в
1977 году ушли из него в МХАТ, где вместе играли в спектаклях.
Известный артист сохранил в своей жизни доброту и любовь. Он верил в сказки и
отмечал Новый год только дома.
Андрей Васильевич увлекался портретной живописью.
«Я пишу портреты зрителей, которых видел на спектаклях. Случайных людей, которых
встречал в метро или на улице. Знаменитостей. Кстати, портреты, написанные мной,
висят дома у Михаила Сергеевича Горбачева и Галины Волчек - я им их вручил.
Осталось вручить портрет Путину».
Андрей Мягков скончался 18 февраля 2021 года. Причина смерти - острая сердечная
недостаточность. Похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.