Сафонов Алексей Васильевич родился 8 октября 1938 года в подмосковном городе
Загорске (Сергиев-Посад).
Творчество заслуженного артиста РСФСР Алексея Васильевича Сафонова интересно и
разнообразно. Начав свой путь в кино с ролей молодых современников, героев
положительных, с возрастом перешел на отрицательных персонажей. Точкой отсчета
стал знаменитый Рольф в фильме Татьяны Лиозновой «
Семнадцать мгновений весны». Одновременно с актерской
деятельностью Сафонов много работает на дубляже, а позднее на закадровом
озвучении. Помимо этого Сафонов занимается литературным творчеством. В его
багаже несколько пьес, две из которых - сказки для детей. Несколько пьес увидели
свет на сценах столичных и провинциальных театров. Алексей Васильевич женат на
красавице актрисе Наталье Казначеевой , известной по фильмам "Баламут" и "У
матросов нет вопросов", подарившей ему дочь Анну...
А началось все в провинциальном городке Загорск, где и родился Алексей Сафонов
(позднее Загорск был переименован в Сергиев Посад). Родители Алексея работали на
оборонном заводе. Мама - начальник бюро труда и зарплаты. Папа - замначальника
отдела труда. В начале войны семья Сафоновых была эвакуирована в Томск. Затем они
вернулись в 1943 году. Родители продолжали работать на том же заводе.
Был в семье Сафоновых и один творческий человек. Родной брат отца Петр
Григорьевич Сафонов работал актером в Московском областном театре, которым тогда
руководил известный ныне театральный педагог Борис Гаврилович Голубовский.
Алексей бывал на спектаклях у дяди. Петр Григорьевич часто водил Алешу за кулисы.
Именно тогда и проявился интерес Алексея к искусству. Он стал много читать,
интересоваться театром. При школе, в которой учился Алексей, был драмкружок. Но
одно «но» очень мешало пойти туда. С самого рождения у Алексея был дефект речи - он
картавил. Однако желание заняться театром пересилило стыд и смущение, и он стал
заниматься в драмкружке.
Сразу после окончания школы Алексей поехал в Москву поступать во ВГИК. После
первого тура Сафонову было сказано, что, если он хочет перейти на второй, ему
обязательно надо исправить дефект речи. Между первым и вторым турами была
месячная пауза. И Алексей в срочном порядке принялся заниматься у логопеда. Он
обратился в Московскую клинику по лечению расстройств слуха и речи, и логопед,
занимавшаяся с ним, за месяц сумела избавить Алексея от картавости. В итоге
Алексей Сафонов поступил на курс Ольги Ивановны Пыжовой. Четыре года учебы были
незабываемыми. Он учился вместе с Тамарой Сёминой, Романом Хомятовым, Натальей
Кустинской.
На четвертом курсе Алексей впервые снялся в кино. Его пригласил на главную роль
режиссер Иосиф Хейфиц. Фильм назывался «
Горизонт». На картину
возлагались большие надежды. «
Горизонт» должен был стать
визитной карточкой Сафонова. Но этого не случилось. В первоначальном варианте
фильма герой Сафонова Сергей пожелал остаться интеллектуально свободным. Он
хотел защитить свое человеческое достоинство и уехать с целины, поскольку не
чувствовал себя там нужным. Посмотрев готовый вариант, киношное начальство сочло
главного героя дезертиром и велело Хейфицу переделать фильм. В результате
личность героя была уничтожена. Фильм прошел достаточно скромно и не снискал
никаких лавров.
«
Горизонт» вышел на экраны, когда Алексей заканчивал институт. Сразу
после окончания ВГИКа Сафонов был зачислен в штат Киностудии имени Горького.
После неудачного дебюта наступила небольшая пауза. И Алексей пробует свои силы в
дубляже. Одной из первых таких работ стало озвучение фильма «Рокко и его братья».
С этого момента Сафонов озвучил сотни картин. Причем дублировал не только
иностранных «звезд», но и наших отечественных.
Одной из самых любимых актерских работ Алексея Васильевича является роль Мелюса
в фильме греческого режиссера Маноса Захариаса «
Конец и
начало». К сожалению, сейчас этот фильм полностью забыт, но именно после него
Сафонов начинает активно сниматься: «
Хочу верить» (Алексей
Трофименко), «
Десятый шаг»
(Глузкин), «Операция “Трест”» (Стырне) и другие.
В 1970 году Сафонов стал одним из первых исполнителей на экране роли Бухарина. Это
был фильм «
Поезд в завтрашний день» режиссера Виллена Азарова. Замысел возник
таким образом: должны были реабилитировать Бухарина. И одна из основных линий
была - спор Ленина и Бухарина о том, нужно ли заключать Брестский мир. Бухарин
считал, что нужно, а Ленин - наоборот. Готовая картина настолько не понравилась
кинематографическим чиновникам, что ее просто-напросто смыли. Фильм успели
посмотреть буквально единицы.
В 1973 году Сафонов исполнил роль, которая сделала его знаменитым. Это был Рольф в
«Семнадцати мгновениях весны». Когда Татьяна Михайловна Лиознова предложила ему
эту работу, он сомневался, нужно ли ему это делать. Но материал был интересным.
Впервые фашисты были показаны с человеческим лицом. С одной стороны, эта работа
вроде бы прибавила Сафонову популярности. Но с другой - выбила его из амплуа
нормального человека. Его начинают эксплуатировать только в ролях отрицательных
персонажей. Был даже такой случай, когда Алексею Васильевичу без проб предложили
главную роль в Киеве. Его герой был положительный, член партии. Когда Гостелерадио
узнало, что эту роль будет играть Сафонов, то реакция была следующей: «Да что вы! Он
только что запомнился в фашисте, а тут - член партии. Вы понимаете, какая
ассоциация получается». Вначале Сафонов все это очень переживал. Надеялся, что
когда-то эта полоса должна пройти.
Но она длилась еще очень долго. Теперь он все чаще воплощал на экране преступников
или иностранцев: Голубков в телефильме «
Анискин и Фантомас», Гиллер в «Мятежном “Орионе”», Морен в «Плате за
истину», Колгерт в «Досье человека в “Мерседесе”». И только в 1989 году появилась
по-настоящему стоящая роль. Режиссер Юрий Кара пригласил Сафонова на роль
абхазского вождя Нестора Лакобы в фильм «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным». По
сюжету, Сталин со своей командой приезжает в Абхазию, и Лакоба дает для них бал,
всячески развлекая их. Но, развлекая гостей, Лакоба сам испытывает некое
неудобство от этого, как бы предчувствуя свою трагическую судьбу...
Была еще одна интересная работа в фильме Леонида Осыки «
Этюды о
Врубеле», где Сафонов воплотил на экране великого русского художника
Васнецова. В этом же фильме Алексей Васильевич является автором закадрового
текста. Получилось так, что Осыка обратился к нескольким писателям с просьбой
написать текст, но получившийся результат не устроил его. Тогда Сафонов сам пишет
текст, который в итоге и звучит в фильме.
...В начале 90-х годов актерский штат Киностудии имени Горького фактически
разрушился. Люди стали искать какую-то другую деятельность. Сафонов вместе с
пианистом Виктором Лензоном делает музыкально-поэтическую программу «Скрябин и
серебряный век русской поэзии», где под музыку Скрябина читает стихи Иванова,
Мандельштама и Пастернака. Тогда же Сафонов начинает писать пьесы. Еще до этого он
сочинял юмористические рассказы, которые показывал в разные издательства, но они
не состоялись. Позднее было написано несколько пьес. Первая из них - сказка. Она
была принята управлением театров Министерства культуры СССР и сразу же была
поставлена в Севастополе. Всего Министерством культуры было куплено четыре пьесы
Сафонова. Две из них увидели постановки в Питере и Москве. Сейчас в одном из
московских театров готовится к постановке еще одна пьеса Алексея Сафонова.
В этот же период на телеэкраны страны хлынул поток американских и бразильских
сериалов. И у актеров помимо дубляжа появился новый вид деятельности - закадровое
озвучение. Сначала Сафонов работает как актер, а затем становится режиссером
закадрового озвучения. В этом качестве работает и по сей день.
В личной жизни сначала складывалось не все гладко. Первый брак оказался
неудачным. От него у Алексея Васильевича дочь, которой сейчас 36 лет. Она работает в
компьютерной фирме. Второй супругой Сафонова стала актриса Наталья Михайловна
Казначеева. Она окончила в 1979 году ВГИК, мастерскую Татьяны Лиозновой и Льва
Кулиджанова. Снималась в фильмах «Баламут», «У матросов нет вопросов», «Женатый
холостяк» и других. Сразу после окончания института стала работать на дубляже. На
одном из озвучивании будущие супруги и познакомились. Вместе они уже больше
двадцати лет. У них растет дочь Анна.