Лариса Валентиновна Кадочникова родилась 30 августа 1937 года в г. Москве.
Отец: Кадочников Валентин, художник, режиссёр.
Мать: Алисова Нина , известная советская актриса («Бесприданница», «Радуга»).
Брат: Алисов Вадим - российский кинооператор («Жестокий романс»).
Во второй половине пятидесятых годов, особенно богатых кинодебютами, на экране
мелькнуло и лицо Кадочниковой. Ее первое появление в кино «
Василий
Суриков» (1959) не было особенно удачным. Но все же она, студентка ВГИКа, своей
первой работой сделала довольно любопытную заявку на роли лирико-драматического
плана.
И все же истинный дебют Кадочниковой состоялся позднее. Это был маленький эпизод
в фильме М.Швейцера «
Мичман Панин» (1960).
Как ни странно, роль в этом фильме оказалась для Кадочниковой поистине пирровой
победой и оставила весьма драматический след в ее дальнейшей судьбе. Она
утвердила за собой «амплуа» актрисы, чьи героини могут жить исключительно в мире
сказки или романтической легенды, но уж никак не на земле. Казалось. она вообще
опоздала родиться.
Ей бы в немое кино. Большие темные глаза, странный овал лица и вся ее какая-то
необычная, неземная красота - все это привлекало и...отпугивало режиссеров.
Индивидуальность Кадочниковой как-то не вписывалась ни в какую современную
типажную рубрику. «Слишком экзотична!» - говорили про нее режиссеры и советовали
сниматься в сказках, легендах - одним словом в фильмах, тяготеющих к поэтической
условности.
В 1961 году окончила Всесоюзный Государственный Институт Кинематографии
(мастерская Б. Бибикова и О. Пыжовой). Лариса, в отличие от многих
кинематографических актеров, легко и верно чувствовала себя на сцене, и потому,
когда ее пригласили в труппу московского театра «Современник», она не
отказалась.
В 1961 - 1964 г.г. - актриса Московского театра «Современник», затем - Киевской
киностудии им. А.Довженко.
С 1964 года актриса Киевского Национального академического русского
драматического театра им. Леси Украинки.
И все же ностальгия по кинематографу, зов крови (ведь она потомственная
киноактриса) настойчиво манили ее в шумные павильоны киностудий. Но предложений
сниматься было мало. Чаще всего дальше проб дело не шло. «Сложное лицо»- в один
голос твердили операторы, мотивируя свой отказ. Их слово было решающим.
Этот миф о «сложном» лице смог развеять Юрий Ильенко, талантливо снявший в 1964 году
фильм С.Параджанова «
Тени забытых предков». Между Юрием и Ларисой вспыхнула любовь, а вскоре
состоялась свадьба, после которой коренная москвичка оказалась в Киеве.
Дальнейшая судьба Ларисы Кадочниковой оказалась прочно связанной с
кинематографом Украины.
На счету Ларисы Кадочниковой - роли в 40 фильмах, в том числе в таких знаменитых, как
«
Вечер накануне Ивана Купала», «
Красное поле», «
Белая птица с черной отметиной», «
Комиссары», «
Родник для жаждущих», «
Взлет», «Черная курица» и другие.
Лариса Кадочникова - к тому же, и известный художник, автор многочисленных
графических работ. На вопрос «Что заставило Вас заняться рисованием?» - она
сказала, что к карандашу и краскам ее подтолкнула не слишком гладко
складывающаяся актерская судьба. Ни в театре, ни тем более в кино, говорила она, ей
не представлялось возможности полностью выразить свои творческие стремления. И
вот нашелся неожиданный выход - рисунки.
Лариса не профессионал, но то, что она не сумела выразить в жизни и искусстве,
выражает на бумаге, у неё свой «почерк», что очень важно для художника. Её картины
«проявляются» на бумаге. Она рисует мир театра, мир снов, мир цирка, людей, цветы.
Всего Лариса написала более ста больших картин, а еще - великое множество
рисунков, набросков, которым тесно в ее маленькой двухкомнатной киевской
квартире. Стен для всех ее работ катастрофически не хватает, поэтому она
устраивает у себя на дому что-то наподобие временных экспозиций - повисят одни
картины, потом на смену им приходят другие...
За последние годы с творчеством Ларисы Кадочниковой познакомились в Швеции,
Польше, Чехии, Германии... Интерес к ее картинам нынче огромный - только в Киеве
прошли пять персональных выставок актрисы и художницы. Организацией выставок,
занимается её муж Михаил Саранчук.
В театре Лариса сыграла во многих спектаклях: «Поднятая целина», «Разгром»,
«Отелло», «Бесприданница», «Горе от ума», «Вишневый сад», «Игрок», «Рядовые», «Без
вины виноватые». Театр русской драмы, за эти годы стал для неё родным.