Анатолий Солоницын родился 30 августа 1934 года в городе Богородске Нижегородской
области в семье поволжских немцев. При рождении он получил имя Отто, так как отец
актера, восхищавшийся подвигами героев-полярников, решил назвать старшего сына в
честь исследователя Арктики Отто Юльевича Шмидта. Когда началась Вторая мировая
война, мальчик наотрез отказался откликаться на немецкое имя и потребовал, чтобы
его называли Толиком. Родные согласились, но по документам он так до конца дней и
оставался Отто, что создавало определенные трудности, например, при получении
денежных переводов.
Театр
После школы он поступил в строительный техникум, но учеба была не в радость, и при
малейшей возможности будущий актер сбегал с занятий в кино или театр. Золотой
мечтой Анатолия был ВГИК, но поступить в заветный институт не удалось - мешала
"неактерская внешность". Вторая попытка тоже успеха не принесла. После третьей,
такой же бесславной, Анатолий по предложению брата поехал в Свердловск, где
объявила набор студия при драматическом театре. Там тогда работал Адольф Ильин
(отец известного нынче Владимира Ильина), которому Анатолий сразу понравился, и
Солоницын был принят.
С 1957 по 1960 годы Анатолий учился в студии при Свердловском драматическом театре. За
свою жизнь Анатолий играл во многих театрах: 1960-1966 - Свердловский театра драмы;
1966-1967 - театр драмы имени Горького (БССР); 1968-1970 - Новосибирский театр драмы
«Красный факел»; 1970-1971 - Русский драматический театр (Таллинн); 1972-1976 год - театр им.
Ленсовета.
Три раза пытался Солоницын поступить в ГИТИС, и три раза его срезали с
формулировкой «ввиду профнепригодности».
Кино
Его дебют в кино состоялся в 1963 году - он снялся в фильме "Дело Курта Клаузевица".
Снимался он на разных киностудиях: 1967-1968 Одесская киностудии; 1971-1972 гг - киностудия
имени Горького; 1972 году - киностудия «Ленфильм», и у разных режиссеров: Панфилов,
Герман, Губенко, Алов, Наумов, Михалков, Шепитько, Бабич, Абдрашитов, Климов,
Зархи... Но пожалуй самым преданным режиссером, снимавшим Анатолия Солоницына, был
Андрей Тарковский.
Они встретились, когда Андрей Тарковский решил снимать фильм "Андруй Рублев".
Прочитав сценарий будущего киношедевра в журнале “Искусство кино", Анатолий
загорелся желанием сыграть главного героя... На свой страх и риск, взяв в театре
отгулы, он отправился в Москву. Режиссер
был единственным, кто увидел в
нем Андрея Рублева... Претендентов на главную роль было предостаточно, и уже был
утвержден артист Любшин...
Сам Михаил Ромм убеждал Тарковского отказаться от Солоницына...
Тогда Тарковский взял фотографии двух десятков актеров, снимавшихся в пробах к
“Рублеву”, и отправился к историкам и реставраторам, специалистам по
древнерусскому искусству. Разложив на столе все фотопробы, он спросил: “Какое
лицо могло быть лицом Рублева?” А ведь никто не знал, как выглядит иконописец. И
все историки показали на Солоницына. Тарковскому пришлось не на одном
художественном совете отстаивать кандидатуру никому не известного артиста. И
режиссер не ошибся.
Сыграв Андрея Рублева, Анатолий Солоницын доказал свою гениальность и
подтверждал ее каждой своей новой ролью.
Глядя на Солоницына-монаха, многие были уверены, что сам он человек глубоко
верующий. В доме Солоницыных сегда был красный угол, где хранилась семейная икона
Николая Чудотворца. И если до "Андрея Рублева" Анатолий был "стихийно верующим", то
после его вера стала осознанной.
Начиная с “Андрея Рублева” Тарковский не мыслил своих картин без Солоницына.
Маргарита Терехова вспоминает, что даже если "роли для Анатолия в фильме не было,
она придумывалась специально, подобно Прохожему в “Зеркале”.
Солоницын жил ради творчества. Если предлагали сыграть что-то интересное, бросал
все и мчался в другой город. Когда режиссер Арсений Сагальчик пригласил его
сыграть царя Бориса, он, не задумываясь, прилетел к нему в Новосибирск. Когда
Тарковский позвал его играть в “Ленкоме” Гамлета, он оставил Ленинград и
переехал в Москву.
Анатолия Солоницына называли “сокровенным” человеком. О невероятной наивности
и доверчивости артиста ходили легенды.
“Когда мы снимались в “Солярисе”, мне было всего 18 лет, - вспоминает Наталья
Бондарчук. - Но мне казалось, что Анатолий младше меня. Он был ранимым ребенком. И
Тарковский пользовался этой его доверчивостью. Он доводил Солоницына до такого
состояния, что у того дрожали зрачки и руки. “Толя, у меня сердце болит!” - кричал
Тарковский. И Толя так переживал и нервничал, что расстроил любимого режиссера,
что начинал играть именно то, что нужно было Тарковскому”.
Личная жизнь
Был женат три раза. От браков родилось два ребёнка.Первая супруга Анатолия -
театральная гримерша, оказавшаяся весьма ветреной особой. Неисправимый романтик
Солоницын видел в ней Сонечку Мармеладову и верил, что любовью и доверием поможет
ей переродиться. Очень скоро брак распался.
Со второй супругой, Ларисой, Анатолий жил более 15 лет, это были наиболее
длительные отношения в его жизни. В этом браке родилаь дочь Лариса. Семейная жизнь
было с бурными ссорами и примирениями, от которых Анатолий очень уставал.
Его мечты о тихой и спокойной семейной жизнь воплотились с третьей супругой
Светланой, с которой он познакомился на съемках фильма «
Сталкер». В этом браке родился
сын Алексей.
Отцовские гены дали о себе знать - дочь и сын Солоницына связаны с театром и
кинематографом.
Последний год жизни[/b]
В 1981 году во время съёмок очередного фильма в Монголии,
Солоницын упал с лошади и ушиб грудь. Его поместили в больницу, и во время
обследования врачи обнаружили у него рак лёгких. Конец актёра был предрешён. Но до
последнего вздоха Анатолий Солоницын оставался верен выбранной профессии. После
онкологической операции он сыграл у Абдрашитова в фильме “Остановился поезд”.
Будучи смертельно больным, на “Беларусьфильме” в июле 82-го в картине
“Раскиданное гнездо” он согласился играть странника... Со съемок из Минска его
самолетом отправили в клинику Первого московского медицинского института,
метастазы проникли уже в позвоночник.
Анатолий все понимал, однако убеждал каждого, кто приходил к нему, что
у него тяжелая форма радикулита. Вскоре - 11 июня - артиста не стало: не дожил двух
месяцев до сорока восьми... Похоронен актёр в Москве на Ваганьковском кладбище,
участок № 37. Вскоре на его могиле был воздвигнут памятник Андрея Рублёва - фигура
монаха, выходящего из церковного портала.
Анатолий Солоницын прожил 47 лет и сыграл в 46 фильмах. В нижегородской глубинке, на
доме-музее, висит мемориальная доска. На ней изображен человек в монашеской
одежде с ликом святого и вырезаны слова: “30 августа 1934 года в городе Богородске
родился великий актер Анатолий Алексеевич Солоницын”.