Жан Марэ (полное его имя - Жан Виллен - Марэ) родился 11 декабря 1913 года в Шербуре
(Франция), в семье ветеринарного врача, но отца своего почти не помнил: родители
развелись, когда ему было 5 лет, и дальнейшее воспитание Жана и его старшего брата
легло на плечи матери, бабушки и тети. Жан был родом из детства, он на всю жизнь
остался верен своим детским мечтам и привязанностям. Он был эмоциональным,
чувствительным и очень восприимчивым ребёнком. В 4 года, впервые попав в
кинематограф, маленький Жан мечтает стать актёром.
Судьба щедро одарила Марэ. Его называли человеком с тысячью талантов. Он был
прекрасным актером, каскадером, художником, декоратором, дизайнером, гончаром,
скульптором, писателем. И это далеко не полный перечень...
В 1937 году он познакомился с поэтом, художником, сценаристом и режиссёром Жаном
Кокто . На долгие 26 лет они станут самыми близкими друг другу людьми.
1939 год. Война. Жан Марэ становится водителем бензовоза и даже получает Военный
крест за мужество и отвагу. Он настолько верит в свою необыкновенную удачу, что
однажды, презирая опасность, рискует и проезжает на грузовике по заминированному
полю. При бомбежках остаётся сидеть в машине с заведенным мотором, не кланяется
пулям. Сам Марэ не видит в своем поведении ничего героического. Наоборот, ему
казалось это очевидным, нормальным. Его воспоминания о тех днях - вереница
анекдотических ситуаций. Он скажет потом: "Я не бежал от героизма, но героизм
упорно бежал от меня".
Долгожданная слава приходит к Жану Марэ в 1943 году после фильма "Вечное
возвращение", где он снимается со своей собакой - Мулуком, подобранным на войне и
ставшим ему верным и любимым другом. Марэ становится звездой, его донимают
поклонники и поклонницы. В детстве он мечтал быть кумиром зрителей. "Небо услышало
мои молитвы и вняло им, - с улыбкой говорил Марэ. - Как жаль, что я не догадался
попросить Бога сделать меня большим актером. Может быть, я был бы им". Недовольный
своим высоким от природы голосом, он начинает курить, чтобы понизить его тембр.
Голос приобретает характерную хрипотцу и неповторимую индивидуальность. Маре
относится к себе слишком критично, никакой звездной болезни. Удивляют в нем его
естественность и простота, огромное обаяние, душевность, человечность. Он никогда
не казался себе красивым, никогда не был человеком с претензиями, даже во времена
своего триумфа. "Всегда доступный другим, он принимал, не протестуя, всех
представителей прессы, кроме "дураков", не строил из себя важную персону, подобно
другим известным актёрам. Жан Марэ был правдив по отношению к самому себе и по
отношению к другим. Но он мог быть и жестоким, когда следовало заступиться за
кого-либо из его друзей, плохо переносил, когда ему противоречили", - отмечает его
биограф Кароль Вайсвайлер.
С годами дороги Марэ и Кокто расходятся, но это не означает охлаждения отношений,
которые из близких становятся дружескими, родственными. У Марэ расправляются
крылья. Взяв такой великолепный старт благодаря Жану Кокто, он ищет свой
собственный путь. Марэ красив, силен, очень пластичен, а его энергии хватило бы на
пятерых. Он еще не знает, какой жизненный марафон ему предстоит, но он готов, он
чувствует, что способен на многое.
Его «послужной список» в кино не очень велик, но не потому, что его не приглашали
сниматься. Просто он был очень строг в отборе ролей. Начав сниматься ещё в 30-е годы
в фильмах М. Л'Эрбье, в «Странной драме» (1937) Марселя Карне, он получит известность
в годы войны, когда снимется у Кристиан-Жака в «
Кармен» (1945). Знакомство и дружба с
Жаном Кокто определили ориентацию творчества актера. Он становится «актером
Кокто», играя на сцене в «Ужасных родителях», также снявшись в главных его фильмах
«
Орфей» (1949) и
«
Завещание
Орфея» (1959). Много позднее Жак Деми поручит ему роль в картине «Подземная
автостоянка» (1985), навеянной мифологией Кокто.
Для разрядки Жан Марэ охотно снимался в развлекательных комедиях «Жюльетта» (1953),
«
Полуночные любовники», «
Разбитые
мечты» (1953), также - в картинах «плаща и шпаги», таких как «
Капитан
Фракасс» (1961), «
Горбун» (1959) и других. Получил особую известность в серии о Фантомасе
(1964-1966). После того, как молодой режиссер Вилли Рамо снял его в 1986 году в
«Родственных связях», Жан Марэ лишь в 1995 году появится в почти знаковой роли у
Бернардо Бертолуччи в картине «
Ускользающая красота».
После смерти Жана Кокто в 1963 году Жан Марэ писал, что не представляет себе жизни
без него. Но он продолжал жить и работать. Пабло Пикассо, увидев некоторые ранние
скульптурные работы Марэ, удивился, как человек с таким талантом скульптора
«тратит свое время на какие-то съемки в кино и работу в театре».
Жан Марэ ушел из жизни 8 ноября 1998 года в Каннах. Похоронен в Валлорисе на Старом
кладбище.