«Махровый антисоветчик»
Лев Прыгунов родился 23 апреля 1939 года. Его дед был священником, которого в
девятнадцатом красные за волосы тащили через всю деревню по грязи на расстрел. Но
деда отбили верующие. После этого он занемог и через неделю умер, и семья
вынуждена была спасаться бегством. Так родители оказались сначала в Ташкенте, а
потом переехали в «дикие места» на окраине Алма-Аты, куда спускались с гор фазаны,
лисы, и даже волки.
У Льва Прыгунова было живое, очень веселое детство. Всегда ходил босиком, летом
ноги были постоянно в жутких цыпках и разбиты. Лучше всех катался на лыжах, но у
него не было лыж. Лучше всех катался на коньках - у него не было и коньков. Лучше
всех катался на велосипеде - у него никогда не было велосипеда.
Отец был биологом, орнитологом и потрясающим таксидермистом - делал гениальные
чучела из любой птицы. К сожалению, он погиб - разбился в горах, когда мальчику было
десять лет, и умер у него на руках. Вообще детство Льва Прыгунова - это очень темная
история... жил как Маугли - целыми днями в горах, птичек изучал, стихов совсем не
знал, хотя мама была преподавателем литературы и он, как ему тогда казалось, был
идеально подкован по «классике».
Отец оставил сыну два ружья, прекрасную библиотеку по биологии. После школы
поступил в пединститут, чтобы продолжить семейную традицию. И два года отучившись
на биолога, Прыгунов понял многое в своей жизни. Во-первых, он оказался невероятно
влюбчивым, а во-вторых, встретил компанию, которая была умнее всех в городе, и в
первый же день понял, что он был полным идиотом.
Это была интеллектуальная молодежь - студенты филфака. Любители джаза, стиляги,
все, естественно, были пижонами.... И при всем при этом - блестящие знатоки
литературы, поэзии, истории, кино, музыки, в основном, правда, западной. Общаясь с
этой компанией, Лев Прыгунов прочитал несметное количество книг. Он открыл для
себя Бунина, Куприна. Перелопатил всего Бальзака, всерьез увлекся
импрессионистами. И, конечно же, совершенно сошел с ума от их живописи...
Понял, что педагог из него никудышный, и надо искать что-то другое, что- то свое.
Спасло то, что он все очень быстро схватывал, впитывал как губка. И еще повезло,
видно через гены передалось, Прыгунов всегда сторонился пионерии, комсомолии:
«Мол, я занимаюсь птичками и оставьте меня в покое». И его не трогали.
Энергия изо Льва Прыгунова била ключом: он выступал в школе, читал стихи, и многие
говорили: «Ты должен стать артистом». Поначалу он отшучивался: «Какая сцена, когда
у меня бентамские курочки королевские?!» Но не знал, куда девать энергию, может,
поэтому и решил учиться в театральном. А может, просто понял, что должен играть,
что это именно его. А потом уже и созрел, и поступил в ленинградский театральный
вуз.
Кино. Первые роли
Впервые Лев Прыгунов снялся в картине «
Увольнение на берег», это был необычайно яркий дебют, и фильм у артиста
стал самым любимым. Он учился на третьем курсе Ленинградского театрального
института, когда получил приглашение приехать в Москву на кинопробы. Они длились
долго, около полутора месяцев, последний раз пробовался вместе с Владимиром
Высоцким. В конце концов, их утвердили. Высоцкий сыграл друга героя Прыгунова. Эта
картина замечательная, она совершенно не устарела. Режиссер Феликс Миронер
снимал в пырьевском объединении, а Пырьев почему-то возненавидел и самого
Миронера, и его картину. К сожалению, когда она вышла на экран, все газеты и журналы
места живого не оставили от фильма. Феликс Миронер после этого поклялся больше
никогда не снимать кино.
После окончания Ленинградского института театра, музыки и кинематографии в 1962
году Льва Прыгунова брали к себе два театра в Ленинграде, а он укатил сниматься в
Москву в главной роли в картине «
Утренние
поезда».
Зарубежная
эпопея[/b]
В 1964 году Лев Прыгунов снялся в
советско-итальянском фильме Джузеппе Де Сантиса в картине «Они шли на восток».
Это был один из первых совместных кинопроектов с западом. По первоначальному
замыслу роль Бадзокки должен был играть знаменитый американский актер Антони
Перкинс. Однако запросы заокеанской звезды - около миллиона долларов - оказались
не по карману ни «Мосфильму», ни «Галатее». Молодой Питер Фальк (ставший
впоследствии известным благодаря роли Коломбо) запросил сумму в 10 раз меньше. Но
его кандидатура чем-то не понравилась режиссеру. Тогда-то Де Сантису и показали
фотографию Прыгунова. Режиссер потребовал срочно его найти, и Прыгунов был
утвержден на эту роль.
Съемки были тяжелыми:
сорокоградусная жара, теснота, бытовые неудобства. За обедом советские актеры
выстраивали в длиннющую очередь, в то время как итальянские коллеги питались в
отдельном вагончике. В составе советской группы был (что вполне естественно для
того времени) сотрудник КГБ. Он настрого запрещал нашим актерам даже приближаться
к итальянцам. Прыгунову, который снимался больше всех и, соответственно, больше
всех уставал, это в конце-концов надоело. Однажды он не выдержал, сорвался - зашел в
вагончик и сказал: «Теперь я буду питаться только здесь!» И сразу, по законам того
времени, получил «волчий билет». И хотя после этих съемок его вновь приглашали за
рубеж, но «на верху» каждый раз следовало указание: «не выпускать!»
Исключение сделали только для стран соцлагеря - в середине 60-х Лев Прыгунов снялся
в румынской ленте «Тоннель». Да и туда он попал просто чудом. Режиссеру Мунтяну
«доброжелатели» доложили, что Прыгунов пьяница, больной и сумасшедший. Но по
счастливой случайности режиссер и актер встретились на киностудии. На
предложение Мунтяну Прыгунов ответил согласием. А поскольку в те годы к власти в
Румынии пришел Чаушеску, и сверху было дано указание срочно завязать какой-нибудь
культурный контакт, то Прыгунову решили не чинить препятствий: «Да хрен с ним -
пусть снимается!»
Отлучение от «Мосфильма»[/b]
В период между съемками в фильмах «
Они шли
на Восток» и «Тоннель» Лев Прыгунов снялся в комедии Евгения Карелова «Дети Дон
Кихота», где сыграл Диму Бородина - сына Петра Бородина (эту роль исполнил
легендарный Анатолий Папанов). Зрители приняли картину с восторгом. Но эта работа
оказалась последней на «Мосфильме». После вышеупомянутой истории с итальянцами
путь на главную киностудию страны ему был закрыт. Пришлось искать счастья на
других киностудиях.
Несколько лет он снимался в картинах не очень высокого уровня. Андрей
Кончаловский даже как-то заметил ему: «Ты сейчас в таком дерьме играешь, я не могу
тебя снимать». Единственной по-настоящему стоящей работой в эти годы стала роль в
социальной ленте Марка Осепьяна «
Три дня Виктора Чернышева». Эта замечательная картина и
сегодня вызывает большой интерес. В черно-белом изображении, стилизованная под
хронику, она являла собой социальный срез того времени. Очень точным оказался и
подбор актеров. Прыгунову досталась очень важная (хотя и второго плана) роль
Антона. Главную роль исполнил замечательный Геннадий Корольков, а остальные -
молодые: Геннадий Сайфулин, Ольга Гобзева, Валентина Теличкина, и уже известные:
Валентина Владимирова и Василий Шукшин.
Вернуться на «Мосфильм», как это часто бывает, Льву Прыгунову помог случай. Вот,
как он сам рассказывает об этом: «Когда я окончательно понял, что мне больше
никогда не работать на «Мосфильме», произошло следующее: я познакомился в
«Национале» с Люсиком Гардом. Это был двухметровый верзила, одесский еврей,
добрый такой мужик по прозвищу Гиббон. Его два раза отмазывали от смертной казни.
Так вот мы познакомились и стали дружить. Он меня спросил: «А где ты работаешь?» Я
ответил: «Нигде». «А хочешь на «Мосфильм»?». Я сказал ему, что пытался, даже
Герасимов пробовал помочь, но ничего не вышло. На что он спросил: «А кто такой
Герасимов?». Гард был воротилой подпольного бизнеса, попросту - мафией. В 68-ом году
ему удалось помочь мне вернуться на «Мосфильм».
Фильмы, фильмы...[/b]
70-е годы принесли Льву Прыгунову много различных ролей. Чаще - в удачных картинах,
порой - в посредственных. Среди его наиболее известных работ: летчик
«Нормандии-Неман» Ромашка в военной ленте «Освобождение», Глум в сказке «
Шаг
с крыши», Никифоров в сериале «
Рожденная революцией», Файлов в революционной драме «
Как закалялась сталь», Казанков в мелодраме «
Пропавшая экспедиция»...
Два раза Лев Прыгунов снимался у замечательного режиссера Александра
Михайловича Файцимера. Сначала - в 1975 году в главной роли негодяя Селецкого в
детективе «Без права на ошибку». После выхода картины актер получил очень много
писем от поклонниц, - судя по всему, порок тоже может быть весьма привлекательным.
В 1978 году Файцимер вновь пригласил Прыгунова, на этот раз на роль «Француза» в
приключенческую драму «
Трактир на Пятницкой». И у этого фильма был также колоссальный успех.
Стоит, также отметить роли: Юрия
Гомова в криминальной драме «Опасные друзья» (1980), Валерия Аркадьевича в
мелодраме «Люблю. Жду. Лена» (1983), Гратиса в фантастической ленте «Блистающий мир»
(1984), генерал-майора Доватора в военном фильме «Битва за Москву» (1985).
Еще был фильм Булата Мансурова «
Картина» по роману Гранина, где
актер сыграл главную и свою лучшую роль, председателя горисполкома. В картине
заложена мысль о страхе, потерять национальную культуру. Герой Прыгунова уходит
со своего поста, что было совсем не типично для той системы. Фильм, правда, один
только раз в 1985 году показали, и он попал в какой-то непонятно чей «черный список».
Актер получал письма буквально мешками. Стал даже лучшим актером года. Но потом об
этом фильме забыли. Несмотря на просьбы самого Гранина, его не демонстрировали ни
к 60-летию Булата Мансурова, ни к такому же юбилею Прыгунова. Это, конечно,
совершенно непонятно. Потрясающий фильм - с Павлом Кадочниковым, молоденькой
Еленой Цыплаковой, Майей Булгаковой, Сергеем Балашовым...
Дружба с Иосифом Бродским
У Льва Прыгунова глаза на советскую действительность открылись давно. На стене у
актера висит фотография Иосифа Бродского, который держит в руках фотографию
актера. Они с ним были очень близкими знакомыми, да и все друзья Прыгунова из этой
же компании, литературно-поэтической богеме Питера конца 50-х - начала 60-х.
Самыми уважаемая из поэтической богемы в Ленинграде была
компания: Бродский, Найман, Бобышев, Женя Рейн и Лева Лифшиц, ныне знаменитый в
Америке литературовед, литератор и поэт Лев Лосев... Прыгунов попал в эту
компанию, на третий или второй день после возвращения Бродского из Норинской. К
тому времени Прыгунов уже знал все стихи Бродского, многие наизусть, и был в него
влюблен как в человека и в гениального поэта. Они были хорошими приятелями,
«корешами», как говорил поэт. Прыгунов его обожал, а он ему это позволял. Тогда в
маленьком кругу все его считали великим и называли «В.Р.», Великий Русский.
В 1972 году Бродский
эмигрировал. И увиделись они только в 1989-м году. Тогда Прыгунов поехал за границу и
три дня прожил у поэта. Замечательные дни были... Бродский присылал актеру из
Америки все свои книги с автографами. Он подарил ему свою нобелевскую речь - их
всего 300 экземпляров, у Льва Прыгунова 33-й экземпляр с шикарным автографом и с
«печатью» его любимого кота Миссисипи.
Личная жизнь[/b]
Жизненные законы, которых придерживается Лев Прыгунов - не врать и не воровать.
Это очень серьезные законы, особенно для России. А еще быть самим собой.
У актера была очень бурная молодость. У него было много страстей, но он помнит
только любовь. Любовь - тихая, прочная и мощная. Страсть очень близка к ненависти и
разрушению. Это болезнь, как алкоголизм, как наркомания. Страсть - это бес, грубо
говоря. А любовь - это ангелы, тоже грубо говоря.
Но, слава богу, он вовремя встретил свою любимую жену Ольгу. Он ее обожает - они
вместе более двадцати лет. У актера прекрасная личная жизнь. Так случилось, что он
один воспитывал Романа - сына от первого брака. У него к нему особое отношение, он
был отличным папой, они с сыном всегда были на равных. Немного, конечно, баловал, но
вырос он не избалованным. И в жизни Роман всего добился сам, чем Прыгунов очень
гордится. Сын работает в кино, он режиссер. Нынешняя супруга актера занимается
тем...она жена Льва Прыгунова. Жена - это ее профессия. Правда, еще она сейчас чуть,
чуть увлеклась живописью.
Художник[/b]
Сам Лев Прыгунов тоже рисует. Живопись его всегда привлекала. В 12-летнем возрасте
он даже брал уроки у одной хорошей художницы, которая была в Алма-Ате в эвакуации.
Потом она уехала, и его уроки прекратились. Но он учился всегда и везде. Куда бы ни
попадал, находил музеи и галереи, бывал на выставках, дружил с художниками. Но
никогда не предполагал, что всерьез займется этим делом. Сначала рисовать начал в
перерывах между съемками. И незаметно втянулся. Свой первый профессиональный
рисунок актер сделал где-то в 1971 году, когда был в Германии. Потом несколько лет
был перерыв. Затем потихоньку, в редкие выходные, начал опять рисовать. А вот с 1989
года занялся живописью уже профессионально, стал членом Всемирной ассоциации
художников. Работы Прыгунова оказались востребованными. Немало его работ попало
в частные коллекции: в Америку, Лондон, Париж.
Он участвовал во многих выставках. А самая первая выставка прошла в 1981 году в
кинотеатре «Ударник». После ее завершения директор кинотеатра на полном серьезе
выдал мне справку о том, что «живописную выставку заслуженного артиста России
Льва Прыгунова с такого по такое-то число посетили 350 тысяч человек». Пока
художник остановился на натюрмортах. Но его мечта - портреты.
C 7 по 19 апреля 2009 года в Государственном центральном музее современной истории
России проходила выставка живописи «Энергетический реализм», приуроченная к
70-летию Льва Прыгунова.
Кино за рубежом[/b]
Был период в жизни Льва
Прыгунова (середина 90-х), когда он немало снимался в американских фильмах. Все
очень просто: актер хорошо знает английский язык, а для работы там, главное языком
надо владеть абсолютно свободно. Американцы говорят очень быстро, и при любой
языковой ошибке снимаемый дубль идет в брак, так как они практически не
переозвучивают фильмы. Российские актеры, в большинстве своем не попадают под их
правила. Лев Прыгунов в этом случае - приятное исключение.
Закон коромысла[/b]
После по сути потерянных для
российского кино 90-х Лев Прыгунов вновь на экране. Сегодня жизнь актера наполнена
до отказа: каждый день поздно приезжает со съемок и тут же ложится спать,
постоянно хочется выспаться. А утром опять едет на съемки - фильмы, сериалы...
Очень часто актера приглашают на роли военных либо государственных деятелей. Так
в драме «В июне 41-го» он исполнил роль полковника Марчука, в боевике «Офицеры» -
генерала Генштаба, в сериале «Девять месяцев» - министра, а в сериале «Брежнев» -
Е.И. Чазова.
В те же редкие моменты, когда по какой - то причине работы все же нет, он едет в
мастерскую и работает здесь. Лев Прыгунов никогда ничего не планирует. Есть
древний китайский закон коромысла: когда чего-то очень хочется, надо придумать
другой интерес, равновеликий, на другом конце коромысла должно быть что-то другое,
равное по силе первому. И каждый день, на каждом шагу искать это коромысло. Это не
дуализм, это выбор, жизненное кредо Льва Прыгунова.