Костричкин Андрей Александрович родился 24 августа 1901 года в г. Петербурге
(Санкт-Петербурге).
ФЭКС
Среди большого количества киношкол Ленинграда и Москвы середины 20-годов «Фабрика
эксцентрического киноактера» (ФЭКС) занимала особое место. В мастерской ФЭКС
собрались удивительные люди, ставшие впоследствии легендами отечественного
кино: режиссеры Григорий Козинцев, Леонид Трауберг и Сергей Герасимов, актеры
Олег Жаков, Елена Кузьмина и Янина Жеймо. В эту же мастерскую поступил и Андрей
Костричкин.
ФЭКСовцы прежде всего ориентировались на поиски собственной
кинематографической выразительности, а искали они её в так называемых «низких»
жанрах - эксцентрике, пантомиме, клоунаде, в цирке, на эстраде, в балаганах. Они
отрицали театральные традиции в кинематографе и избегали психологического
раскрытия персонажей своих фильмов.
Андрей Костричкин - один из лучших воспитанников мастерской - был невероятно
пластичен. Его преображения на съёмочной площадке были мгновенными и
впечатляющими. Невысокий, худой, комичный, в пантомиме он мог одновременно
изображать стройного тореадора и разъярённого быка. Его лучшей ролью не только
того периода, но и всей жизни вообще стала роль Акакия Акакиевича в «Шинели».
Авторы фильма стремились сделать зримым не сюжет, а дух и сам стиль прозы Гоголя,
явить на экране его мистический и, по сути, действительно эксцентричный мир. Фильм
«
Шинель»
пронизан той же темой возвышенных миражей, которые подчиняют себе сознание
чистосердечного идеалиста. У Гоголя Акакий Акакиевич уже родился маленьким
старичком и с первой минуты испытывал страх перед жизнью. Герой ФЭКСов молод,
полон надежд, его душа открыта миру. Андрей Костричкин сыграл мечтателя.
Маленький чиновник безнадёжно вздыхает о прекрасной Незнакомке, являющейся ему
на Невском в ореоле искрящихся снежинок... Однако прекрасная дама оказывается
всего лишь проституткой. Вынесенный урок напрочь отбивает у него желание
знакомиться с дамами. Проходят годы, и у него остается единственная мечта: новая
шинель.
Великий французский мим Марсель Марсо, вдохновлённый этим фильмом, даже создал
свою пантомиму по повести Гоголя.
Впоследствии успех Костричкина в «Шинели» породил подражательные ленты, в
которых актёру так или иначе приходилось варьировать образ горемычного
«маленького человека». Это были Чучугин («
Чужой пиджак»), Ян
Кнукке («
Женитьба Яна Кнукке»), Бирман («
Города и годы»),
Иванов («
Двадцать два несчастья»), «Тараканиус» («
Кондуит»).
Костричкин и Жеймо
В ФЭКСе Андрей Костричкин познакомился с очаровательной Яниной Жеймо . К тому
времени она, несмотря на юный возраст, уже была известной цирковой артисткой. Но
девушку манило кино, и она решила пожертвовать своей карьерой ради этого
удивительного мира.
Вместе они снялись в нескольких фильмах: «
Мишки против Юденича», «
Шинель», «
Братишка» и другие.
Тогда же молодые люди решили соединить свои судьбы. У них родилась дочь, которую
тоже назвали Яниной (впоследствии она всю жизнь проработала литобработчиком на
«Мосфильме»). Но семейная жизнь Костричкина и Жеймо оказалась недолгой, и вскоре
они расстались.
С возникновением звукового кино Андрей Костричкин отошел от съемок. Он
практически полностью посвятил себя работе в театре. С 1938 по 1941 г.г. Костричкин
работал в ленинградском ТЮЗе, с 1942 года - был актером Блокадного театра, а
впоследствии выступал на сцене Драматического театра им. В.Ф.Комиссаржевской.
В кино в эти годы актер играл исключительно эпизоды. Но и в новых условиях он
привносил в фильмы нечто «костричкинское», рождённое в фэксовской школе.
Достаточно вспомнить его Домового в фильме-сказке Геннадия Казанского «
Снежная королева», старичка на свадьбе в мелодраме Михаила Швейцера
«Чужая родня» или деда Есенина в биографическом фильме Сергея Урусевского «
Пой песню, поэт».
Андрей Александрович Костричкин ушёл из жизни 28 февраля 1973 года. Похоронен актёр
на Северном кладбище в Ленинграде.