Теперь, когда Джек Блэк пребывает в статусе звезды, кажется странным, что первую
главную роль он сыграл только в двадцать пятом своём фильме, и это не считая
телепостановок, которых было к тому моменту почти столько же. Но такова уж участь
комиков: многие из них, при всём своём таланте, так и остаются королями эпизода.
Блэку повезло, и ныне голливудскую «арену» невозможно представить без этого
чёрного клоуна.
В свой режиссёрский дебют «
Боб Робертс»,
вышедший на экраны в 1992 году и высмеивающий мир большой политики, актёр Тим
Роббинс пригласил десяток своих популярных коллег. Нашлись роли и для его
воспитанников из театральной труппы «Банда». У главного героя фильма,
кантри-певца Боба Робертса, решившего стать президентом США, было море фанатов.
Особенно выделялся среди них один широколицый парень, в финале сидевший под
деревом у дома Робертса с надписью «Боб» на лбу. Сейчас не все узнали бы в нём
22-летнего Джека Блэка, который впервые появился на большом экране, но едва ли
кто-то стал бы отрицать, что уже тогда в нём чувствовалась мощная энергетика.
Сразу было понятно: этот далеко пойдёт!
Потому что мы «Банда»!
К этому моменту Джек шёл достаточно долго, и после потребовалось ещё немало
усилий, прежде чем актёра по-настоящему признали. Начиналось же всё вполне
банально: трудное детство, полное отсутствие интереса к актёрству, а потом
случайное обретение смысла жизни и долгий путь наверх.
28 августа 1969 года в городке Хермоза-Бич, штат Калифорния, в семье Джудит Блэк,
урождённой Коэн, и Томаса Джека Блэка старшего родился мальчик, которому, кажется,
уготована была самая банальная жизнь. Даже имя ему дали обычное: без особой
фантазии родители решили назвать новорожденного Томас Джек Блэк младший. Хотя,
надо признать, Томас Джек Блэк старший был личностью примечательной. Со своей
женой он познакомился на работе - как это называют у нас, в «почтовом ящике», где
велись разработки систем спутникового слежения для Министерства обороны США.
Жена была религиозной еврейкой, и ради неё Томас принял иудаизм, в котором позже
воспитывался и их сын. Томас и Джудит были страшными трудоголиками, и на отпрыска
у них вечно не хватало времени. Как, по всей видимости, и друг на друга: когда
мальчику исполнилось 10 лет, его родители развелись. Он остался с отцом, сведя
общение с матерью к еженедельным посещениям. Развод не сильно травмировал Джека -
он привык общаться с родителями крайне мало и понял, что полностью предоставлен
самому себе. Он был уличным пацаном, драчуном и хулиганом, которому скорее светила
тюрьма, чем приличный колледж. И тут в его жизни наступил тот самый переломный
момент: волей судеб Джека занесло в школьную театральную студию. Поначалу он не
очень понимал, что там делает. Позже в интервью он сравнивал свои первые ощущения
с пением в церковном хоре, где испытывал то же чувство нелепости происходящего.
Однако в какой-то момент он с удивлением обнаружил, что ему нравится кривляться
перед полным залом людей.
После школы Блэк подал документы в Калифорнийский университет. Родители
уговаривали его поступать на факультет психологии, но в Джеке уже жила неугасимая
любовь к театру, и он поступил на актёрский. И тут ему невероятно повезло. На базе
университета существовала авангардная театральная труппа «Банда»,
возглавляемая его выпускником Тимом Роббинсом. В неё-то и удалось попасть Блэку.
Роббинс к тому моменту уже добился известности как актёр, сыграв в «Лучшем
стрелке», «Говарде-утке», «Смерче» и «Эрике-викинге», так что Джеку было на кого
равняться.
На втором курсе Блэк решил оставить учёбу, чтобы она не мешала его работе в театре.
Начинающего актёра не испугало даже то, что разгневанный отец лишил его
финансовой поддержки. Первый шаг на профессиональную сцену Джек сделал в 1989 году
на фестивале в Эдинбурге, где Роббинс показывал свою постановку «Резня». Однако
до дебюта на экране было ещё далеко.
Защита и нападение
Справедливости ради стоит отметить, что впервые перед камерой Блэк появился в 13
лет - в рекламном ролике игровых приставок Atari. Но, конечно, этот опыт нельзя
воспринимать всерьёз. Хотя то, что тебя выбрали из целой толпы подростков,
безусловно, окрыляет, и не исключено, что такая удача повлияла на последующее
решение Джека заняться актёрским ремеслом.
В 1991 году Блэк впервые мелькнул на телеэкране в драме «Наш звёздный час» в
микроскопической роли подростка, играющего в хоккей. Ну, а в 1992-м Роббинс
пригласил его в свой режиссёрский дебют «
Боб Робертс». Джеку
досталась роль со словами, вдобавок он немалое время пребывал на экране, в финале
так и вовсе крупным планом. Так что его было нетрудно выделить из всех, хотя в
фильме снялись такие известные актёры, как Алан Рикман, Джанкарло Эспозито, Джон
Кьюсак, Рэй Уайз, Сьюзан Сарандон, Хелен Хант, Дэвид Стретейрн, Джеймс Спейдер и
Фред Уорд. И всё же Блэку ещё очень долго пришлось ждать своего звёздного часа.
Съёмки в эпизодах даже таких заметных картин, как «Настоящая любовь» (работа
Джека осталась на полу монтажной), «
Разрушитель» и «
Водный мир», не отнимали много времени, а потому актёр нашёл себе другое
занятие - музыку. В детстве он брал уроки игры на пианино, но у него была конкретная
цель - научиться играть мелодию из «Розовой пантеры», а потому, как только Джек
добился своего, пианино оказалось заброшено. Так что можно сказать, что
музыкальными инструментами Блэк не владел, если не считать «воображаемую гитару»
(игра на ней - популярное развлечение в Америке). А тут он решил взять в руки гитару
настоящую, ибо давно и преданно любил рок. В этом деле Джек преуспел и вскоре
основал группу «Tenacious D», в которую помимо него вошёл Кайл Гэсс, ещё один член
труппы Роббинса. Название команде дало словечко Марва Элберта, любимого
баскетбольного комментатора Джека, который так называл жёсткую защиту.
Пара получилась колоритная: два толстяка, патлатый и лысый, с уровнем интеллекта
13-летних подростков, поющие почти исключительно о сексе и своём мастерстве в этом
деле. «Tenacious D» быстро снискали любовь публики и стали активно выступать по клубам
Лос-Анджелеса. Блэк и Гэсс нашли замечательную фишку: смесь рок-концерта и
выступления комиков, ибо группа издевалась над самыми заезженными приёмами
хард-рока и срывала овации остроумием текстов. Раскрутке «Tenacious D» мешало лишь
обилие ненормативной лексики в их песнях, закрывшее им дорогу на телевидение и
радио.
Тем не менее, это был отличный способ заявить о себе, и Джек продолжал регулярно
мелькать в популярных кинокартинах. В 90-е он успел засветиться в фильмах «Мертвец
идёт» и «
Колыбель будет качаться» (ещё две режиссёрские работы Тима
Роббинса), «
Кабельщик», «Фанат», «
Враг
государства»... И хотя многие отмечали, что Блэка невозможно не заметить и даже в
самых маленьких ролях он перетягивает внимание на себя, говорить о популярности
актёра всё ещё не приходилось.
Всё изменилось лишь в 2000 году, с выходом фильма «
Фанатик». В эту экранизацию
романа Ника Хорнби Джека пригласил Джон Кьюсак, игравший там главную роль. С
Кьюсаком, основателем чикагской театральной труппы «Новые преступники», во
многом равнявшейся на калифорнийскую «банду» Роббинса, Блэк дружил ещё с начала
90-х, но протекции тут никакой не было: роль Барри, страстного поклонника тяжёлого
рока, вечно спорящего с героем Джона, словно написали специально для Джека. И
актер, наконец, получил свою первую главную роль.
Гражданин Блэк
Создатели «Тупого и ещё тупее», «Все без ума от Мэри» и «Я, снова я и Ирэн» братья
Фаррелли уже имели опыт работы с такими популярными комиками, как Джим Керри, Бен
Стиллер и Ли Эванс, но, увидев «
Фанатика», они поняли, что Джек
Блэк - идеальный кандидат на роль Хэла в их новом проекте «
Любовь зла». Помогла и
музыкальная карьера Джека: малосимпатичный Хэл обращал внимание исключительно
на красивых женщин, которые ему были явно не по зубам, а именно так вёл себя
лирический герой Блэка в «Tenacious D».
Тот факт, что Джек играл в паре с Гвинет Пэлтроу, да ещё и гонорар в 2 миллиона
долларов говорили о переходе актёра в высшую лигу. А окончательно расставила все
точки над «i» комедия Ричарда Линклейтера 2003 года «
Школа рока», в которой
пригодились комический талант Блэка, его увлечение классическим роком и умение
играть на гитаре. Теперь мы уже никогда не узнаем, был ли герой Джека,
музыкант-неудачник Дьюи, так похож на него или просто он его таковым сделал, но,
кажется, что эту роль не сыграл бы никто другой. Это был его бенефис, и в одной
только Америке комедия собрала 81 миллион долларов.
Тем не менее, многие удивились, когда стало известно, что Питер Джексон позвал
Джека в свой ремейк классического «
Кинг Конга» 1933 года. Ведь
это серьёзное кино, и комик там не требовался. Однако все вопросы отпали, когда
появились первые промо-ролики и фотографии. Блэку досталась роль режиссёра Карла
Дэнема, амбициозного и маниакально любящего своё дело, и в его облике вдруг
проявился образ легендарного Орсона Уэллса, постановщика одного из лучших
фильмов всех времён - «Гражданин Кейн». Как позже показала картина, с задачей Джек
справился великолепно, и в том, что 207 миллионов, вложенные в проект, с лихвой
окупились, вне всяких сомнений, была и его заслуга.
После неожиданного эксперимента Блэк вернулся в привычное русло, сыграв в фильме
2005 года «
Суперначо». Католический монах Начо, тайком принимающий участие в боях
мексиканских рестлеров, ещё раз продемонстрировал комедийный талант актёра, хотя
сам фильм Джареда Хесса, заявившего о себе комедией «Наполеон Динамит»,
отличался, мягко говоря, некоторым своеобразием. Одновременно с этим проектом шла
работа и над романтической комедией Нэнси Майерс «
Отпуск по
обмену», что, при всей безусловной комедийности доставшегося Джеку образа
композитора Майлза, тоже стало неожиданным отходом от его сложившегося амплуа.
Даже сам Блэк говорил в интервью, что очень удивился, когда его пригласили
сниматься в этой картине.
Между тем играть любовь в «Отпуске» Джеку было очень легко, потому что любовь
пришла и к самому актёру. После долгих отношений с комической актрисой Лорой
Кайтлингер, начавшихся ещё в 1997 году на съёмках в одном из эпизодов сериала «Уилл
и Грейс» и закончившихся в 2005 году, у Блэка закрутился бурный роман с
виолончелисткой Таней Хейден, дочерью одного из лучших джазовых контрабасистов
мира Чарли Хейдена. Когда-то они вместе учились в школе в Санта-Монике, но до весны
2005 года не встречались. В марте 2006 года они сыграли свадьбу, а через три месяца у
них родился мальчик, которого назвали Сэмюэл Джейсон Хейден Блэк. Причём на
достигнутом супруги останавливаться не захотели, и летом 2008-го, их семья
пополнилась ещё одним членом.
Несмотря на то, что быть отцом - теперь любимая работа Джека, съёмки в кино он не
прекращает. В марте 2008-го года на российские экраны вышло новое творение Мишеля
Гондри «
Перемотка», а в июне - анимационная лента «Кунг-фу панда», где комик
озвучил главного героя, панду по имени По. Дальше последовала ещё одна заметная
роль в комедии Бена Стиллера «
Солдаты
неудачи». Так что искать параллели с любимой песней актёра Back in Black группы «AC/DC»
причин нет. Ведь чтобы вернуться, надо сначала уйти.