Начало начал
Владислав Стржельчик родился 31 января 1921 года в Петрограде (Санкт-Петербурге),
куда его отец Игнатий Петрович, выходец из Польши, попал после Первой мировой
войны. Отец, будучи человеком верующим, тайно ходил в костел и всю жизнь очень
боялся, что его арестуют.
Владислав был поздним ребенком, рос обыкновенным шалопаем, обожал сладости,
учился средне и уже в школе мечтал о театре. Он поступил в театральную студию при
Большом драматическом театре, но война прервала его учебу.
Всю Отечественную войну Владислав Стржельчик был на фронте, вначале - в
действующей армии, потом - в военном ансамбле. После войны в 1947 году Владислав
Стржельчик окончил школу-студию при Ленинградском Большом драматическом театре,
где его наставниками были Андрей Дикий и Борис Бабочкин, знаменитый исполнитель
роли Чапаева. И с 1948 стал актером Ленинградского БДТ им. Максима Горького, сегодня
- им. Г. Товстоногова.
Театр
В БДТ Владислав Стржельчик дебютировал в роли Клавдио в спектакле «Много шума из
ничего», после чего следовал амплуа героя-любовника в других спектаклях. Первый
успех и известность пришли к актеру: критика отметила его Грекова в спектакле «
Враги». Затем
был целый ряд ролей в костюмных пьесах: в «Девушке с кувшином», в «Слуге двух
господ», в «Разоблаченном чудотворце».
В работе Владислав Стржельчик был педант, как и в жизни. Он не мог позволить себе
опоздать на репетицию, ужасно гневался, когда кто-то приходил или с недоученной
ролью, или забывал реплики. Отношение к делу, для него священному, неизменно
оставалось скрупулезно-педантичным. Он всегда был в форме, всегда в голосе -
профессионал не может позволить себе посадить голос, выпить накануне спектакля.
Актер переходил от легковесных ролей героев-любовников к действительно
драматическим характерам - Райского в «Обрыве», Цыганова в «Варварах», Кулыгина в
«Трех сестрах»...
Каждая из этих ролей стала своеобразной ступенью к глубокому постижению и
раскрытию образа Соломона Грегори в пьесе Миллера «Цена». Даже самые суровые
критики Стржельчика относят эту роль к шедеврам, к вершине его творчества. Образ
90-летнего старика оказался настолько богатым по фактуре и философскому
содержанию, что ему была уготована долгая жизнь на сцене БДТ, целых четверть века.
Менялись партнеры Владислава Игнатьевича - блистательные Басилашвили и Ивченко,
но именно на нем спектакль держался и неизменно шел с огромным успехом.
Стржельчик любил и умел шутить. На сцене это наиболее ярко проявилось, пожалуй, в
«Хануме». Грузинский князь Вано Пантиашвили в исполнении Владислава Игнатьевича
буквально искрился неповторимым, тонким юмором, которым были пронизаны чуть ли не
каждое слово и жест артиста.
С ним было невероятно легко коллегам на сцене. Стржельчик был из тех актеров, кто
строго подчинялся логике. Владислав Игнатьевич был фантастическим партнером,
чувствовал партнера, шел от него. В спектакле «Этот пылко влюбленный» с Алисой
Фрейндлих все строилось на блистательном партнерстве.
Ломая стереотипы зрительского восприятия, режиссеры от спектакля к спектаклю
открывали все новые и новые грани дарования артиста.
Кино
В кино актер дебютировал в фильме «
Машенька», вышедшем на
экраны в 1942, где он сыграл роль белофинского офицера.
Но подлинным началом кинокарьеры для Стржельчика считается роль генерала
Готбурга в картине «Как вас теперь называть?»(1965).
Будучи актёром подчеркнуто театральным, Стржельчик всегда ясно подает своего
персонажа. Тем не менее, Стрежельчик - это по сути своей скромный и до конца еще не
оцененный мастер театра и кино. Разгадка этого видимого противоречия заключается
в том, что Стржельчик никогда не «играл», он всегда просто жил жизнью своего
персонажа; поэтому, как и всякая работа, отмеченная печатью естественности, его
творчество было почти «незаметным».
Ролей у Владислава Стржельчика в кино немало, роли настоящие, в которых для актера
важны были личность, стереоскопия, объем. Разные краски, разные характеры. Ни об
одном не скажешь, что он для Владислава Стржельчика случаен. У него все продумано
заранее, вычислено психологически и социально.
Колоритные и многогранные характеры воплощены им в фильмах, ставших заметным
явлением и классикой советского киноискусства: «
Война и мир» (Наполеон),
«
Адъютант его превосходительства»
(генерал Ковалевский), «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (аферист
Нарышкин), Туполев («
Поэма о
крыльях»), «
Соломенная шляпка» (отец невесты), «
Женитьба» (Яичница), «
Гардемарины, вперед!» (Лесток), «
Тартюф» (Оргон).
Педагогическая деятельность
Многие годы Владислав Игнатьевич преподавал в творческих вузах Ленинграда: 1959-1968
в ЛГИТМиКе (Ленинградский институт театра, музыки и кинематографа); с 1966 -
Ленинградского института культуры, (с 1970 - кафедры музыкальной режиссуры).
Занимал пост председателя СТД, где прославился тем, что умел по-настоящему
помогать людям.
Личная жизнь
По театру о Владиславе Стржельчике ходили всякие сплетни, шушукались, что он не
пропускает ни одной хорошенькой женщины. Он был дамским угодником! Обожал женщин,
обращался к ним не иначе как: «Солнце мое!» У каждой знакомой при встрече
обязательно спрашивал, как дела, как дети. Его внебрачные сыновья - Дмитрий Исаев
и Илья Коврижных - популярные актёры театра и кино.
При этом сам был очень ревнивым человеком, прямо - таки собственником. Свою жену,
актрису и режиссера БДТ - Людмилу Шувалову , он обожал.
У Стржельчиков царили уют и педантичный порядок. Они умели жить красиво.
Владислав Игнатьевич любил, чтобы нигде не было ни пылинки, и Людмила Павловна
была фантастической хозяйкой. В Петербурге было много красивых домов, но дом
Стржельчиков отличался тем, что там все было изысканно. Старинные вещи - все
неслучайные, никакого хлама.
Страшный диагноз
Однажды Владислав Стржельчик вдруг забыл на сцене кусок текста и даже не понял,
что забыл. Это был четкий симптом болезни. Страшный диагноз-приговор - рак мозга.
Сгорел Владислав Игнатьевич очень быстро. С момента начала болезни до его смерти
прошло семь месяцев. Владиславу Стржельчику сделали тяжелейшую операцию, которая
так и не принесла облегчения. Уход актера из жизни был страшным, мучительным. В
театре все в один голос говорили: «В это невозможно поверить! Кто угодно, только не
Владик». Он был сама жизнь! Смерть и он совершенно не вязались друг с другом...
Скончался Владислав Стржельчик 11 сентября 1995 года. Похоронен в г.
Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Детей у Стржельчика с Шуваловой никогда не было. Для Людмилы Павловны Владислав
Игнатьевич составлял смысл ее жизни, в которой все подчинялось только его
интересам.
В память о выдающемся актере в 1998 году в С.-Петербурге была учреждена независимая
театральная премия им.В. Стржельчика, церемония вручения которой проходит каждый
год 31 января.