Театр
Зелинская Зоя Николаевна родилась 8 декабря 1929 года.
Еще в школе начала работать манекенщицей в Доме моделей.
По окончании ГИТИСа в 1954 году Зоя Зелинская была приглашена в московский театр
Сатиры. Зелинская - актриса яркого темперамента, прекрасных внешних данных,
смелой, острой характерности. Её героиням свойственно тяготение к гротеску,
иногда некоторая шаржированность.
Среди ролей в театре: Лиза Стратова («Женский монастырь» Дыховичного и
Слободского), Элли («
Дом, где разбиваются сердца» Шоу), мадам Мезальянсова
(«Баня» Маяковского), Мария Токарчук («Интервенция» Славина), Мама («Затюканный
апостол» Макаёнка), Селия Пичем («Трёхгрошовая опера» Брехта) леди Маркби
(«Идеальный муж» Уайльда), Секретарша с букетом («
Секретарши»
Ю.Васильева). Несколько ярких ролей сыграла в эпохальном «Клопе» Маяковского.
Телевидение и кино
Известность актрисе принесла роль пани Терезы в телевизионном кабачке «13
стульев», режиссером которого являлся ее первый муж - Евгений Васильевич
Зелинский.
В кино Зоя Зелинская снималась редко. Наиболее известные работы в фильмах: «
Мужчины и женщины», «Пчёлка», «
Предсказание»,
«
Тесты для настоящих мужчин».
Личная жизнь
На последнем курсе вышла замуж за Гергия Зелинского, будущего режиссера «Кабачка
13 стульев». Через 10 лет супруги расстались. В браке с журналистом Валентином
Леднёвым родила сына Сергея.
Интервью Богдана Колесникова с Зоей Зелинской в «Люберецкой газете» от 27
марта 2008 года: «Для зрителей я осталась пани Терезой!»
После окончания ГИТИСа наша героиня была принята в труппу Московского
академического театра Сатиры. Шел 1954 год. За это время актриса сыграла во многих
ведущих спектаклях театра Сатиры: «
Дом, где разбиваются сердца», «Баня», «Идеальный муж»,
«Крамнэгел»... А в знаменитой постановке «Клоп» она переиграла почти все женские
роли.
- Зоя Николаевна, как Вы празднуете День театра?
- У кого хорошая роль или интересный спектакль, у того и праздник. А у меня
настроение совсем не праздничное, потому что ни в одном спектакле я уже не играю.
Увы, в нашем театре сейчас сложилась непростая ситуация, впрочем, как и во всей
стране. Ведь «театр - это не отображающее зеркало, а увеличивающее стекло», -
говорил Маяковский. И это совершенно верно.
Сегодня театр Сатиры держится все-таки на мужских ролях. Женских ролей здесь
всегда было меньше. Мы играем в основном в классике, где все роли равноценны. Но
классику уже всю переиграли. Да и сейчас классические произведения ставят в
основном молодые режиссеры. Но они стремятся не пьесу донести до зрителя, а себя
показать. Мол, «какой я умелец. Ах, как я могу перевернуть классику
шиворот-навыворот».
- А как Вам работается с молодыми режиссерами?
- Признаюсь, я никогда с молодыми режиссерами и не работала. Я совсем недавно
снялась в картине французского режиссера Лам Ли «
Воротилы», где работали
многие молодые актеры. Бедняги, они совершенно не высыпаются, света белого не
видят. Дремлют только в машине, самолете или в поезде: фильм-то снимали и в
Беларуси, и на Украине, и в России. А один из актеров поведал, что уже три месяца
проезжает мимо дома, куда никак не может зайти: то на самолет опаздывает, то на
поезд, то на съемки. Конечно, интенсивный ритм жизни хорош, но чем это закончится?
Ведь актер не спит, не ест и ничего, кроме съемок, не видит. Радует, что актерская
профессия сейчас приносит хоть какой-то доход.
- Я знаю, Вы давно за рулем. Что заставило Вас водить машину?
- Когда я собралась стать матерью, поняла, что без машины пропаду. Ведь в театре у
меня была самая большая загруженность. И «
Кабачок «13 стульев» вынуждал с утра до ночи находиться на съемочной
площадке в течение 15 лет. Кроме того, для «Кабачка» мы учили песни на разных
языках: чешском, венгерском, польском и югославском. И необходимо было выучить
песню идеально, чтобы попадать под фонограмму.
А в нашем театре я организовывала курсы по вождению. Собралась целая группа: Оля
Аросева, Света Харитонова, жена Анатолия Папанова Надя Каратаева... Курсы прошли
успешно, все сдавали экзамены, но водить машину почему-то стала только я
(смеется).
Сейчас часто принимаю участие в различных телевизионных программах. Была и у
Лолиты в гостях, и у Андрея Малахова... А на передаче «Малахов+» давала дельные
советы от замечательной актрисы Татьяны Пельтцер, которая всему нас обучала. Я
рассказывала, как она лечила нас от бронхита, как учила причесываться... Например,
чтобы волосы хорошо росли, Татьяна Ивановна советовала их расчесывать по
девяносто раз в каждую сторону.
- Актеры вообще должны уметь очень многое.
- Да, актерская профессия - это самая зависимая профессия. Во-первых, необходимо
выбрать хорошую пьесу, чтобы там у тебя была хорошая роль и, конечно, хороший
партнер. Во-вторых, важно, чтобы получился хороший спектакль и, в-третьих, чтоб на
этот спектакль пошел зритель. И из всех этих условий складывается актерская
судьба. Но порой приходится сидеть и ждать, когда тебя кто-нибудь позовет играть
или сниматься. Это очень печально. И если бы я это знала еще в ранней юности, то
подумала бы, кем быть.
- И кем?
- Когда я училась в ГИТИСе, у нас был урок истории музыки. Его вела потрясающий
педагог из консерватории Людмила Горохова, лекции которой всегда сопровождались
классической музыкой. Мы были счастливы на ее уроках. И однажды я подумала: «Боже
мой, какая же это потрясающая профессия». А недавно и сама пробовала читать эти
лекции. Меня пригласили вести концерты духовной музыки в костеле. Рассказывала о
творчестве Баха, Моцарта, Бетховена... Играла живая музыка. Потрясающе!
- Зоя Николаевна, а в День театра у вас будет какой-нибудь капустник?
- Вот уж не думаю. У нас вообще в последнее время из театра все куда-то разбегаются.
Труппу собирал спектакль «Нам все еще смешно», но его сняли с репертуара. Сегодня
в театре создается ощущение пустоты. Я в этом спектакле играла вместе со
Спартаком Мишулиным отрывок из «Трехгрошовой оперы» Брехта, кстати, в ней звучала
очень актуальная дня наших дней тема.
А когда мы возили «Трехгрошовую оперу» в ФРГ, нас там приняли очень тепло. «Мы и не
ожидали, - говорили немцы, - что Брехт будет сейчас так звучать. Мы его не ставим,
потому что он социален. А постановка театра Сатиры очень осовременила основную
тему пьесы». В этом спектакле был прекрасный актерский состав: Миронов, Мишулин,
Державин.
- В ФРГ вы играли спектакль на немецком языке?
- Нет, на русском. Там же очень много людей, которые серьезно занимаются русским
языком. А вот в спектакле «
Секретарши» я пела на
английском языке. Хотя из-за произношения он мне очень трудно давался.
- А зачем же Вы выбрали такую сложную для себя песню?
- Я очень долго не могла определиться с выбором песни. По возрасту-то я в этом
спектакле была старше всех. И если бы взяла какую-нибудь молодежную песню, это
могло вызвать несоответствие с моим обликом. Поэтому я остановилась на
популярной песне Фрэнка Синатры «Странники в ночи». Вот и выбрала ее на свою
голову.
- Зоя Николаевна, еще год назад я смотрел в театре три спектакля с Вашим
участием: «Секретарши», «Вышел
ангел из тумана» и «Нам все еще смешно». Как же получилось, что они в одночасье
устарели и исчезли из репертуара?
- Это раньше мы играли спектакли по 15-20 лет. «Затюканный апостол», например, «Клоп»,
«Дамоклов меч», «
Дом, где разбиваются сердца»... Был бесконечный поток
зрителей, который не успевал посмотреть наши спектакли. В зале - сплошные аншлаги.
А сейчас и зритель другой, и время другое, и билеты дорогие. Ведь в царской России
актеры обязательно играли благотворительные спектакли для студентов. Именно
молодое поколение наиболее важно для будущего страны. Сегодня этого нет.
- Вы сейчас что-нибудь репетируете в театре?
- Нет. Вот в кино я сейчас фильм озвучила. Режиссер Галина Евтушенко, а автор
сценария - Лев Рошаль. А недавно меня пригласили в новую картину. Она будет
сниматься совместно с Голливудом.
- Вернемся к некогда популярному телеспектаклю «Кабачок «13 стульев». Ведь он открыл очень многих известных на
сегодняшний день актеров. А какой след он оставил на Вашем творческом пути?
- Не открыл - биографию сделал. Ведь большинство играющих там актеров телезрители
раньше не знали и не видели. А благодаря «Кабачку» многие артисты стали народными
любимцами.
Когда
начинались съемки, я была занята во многих спектаклях. И, признаться, не очень
любила петь иностранные песни под фонограмму. Но у меня был прекрасный партнер
Роман Ткачук. Работать с ним было радостью. А какой был великолепный режиссер
(Е.В. Зелинский, режиссер, первый муж актрисы, - прим. авт.). Это невероятной доброты
человек. В своих актерах он души не чаял. На съемках «Кабачка» всегда царила
атмосфера доброты. И это, в первую очередь, заслуга режиссера. Он создавал
атмосферу любви и уважения друг к другу. Заметьте, на экране не было ни одной
противной физиономии. Сплошь и рядом - обаяние.
Но как только произошли события в Польше, «Кабачок» вмиг прекратил свое
существование. Правда, мы уже все были награждены почетным званием «Заслуженный
деятель Польской культуры».
- Какую параллель Вы можете
провести между театром Сатиры 60-х годов и сегодняшним театром?[/b]
- О, это небо и земля. Прежде всего, актерский состав. По
сути дела, мы лишились лучших актеров. Ведь комедийному дару не учит ни один
факультет, ни один институт. Это должно быть в природе человека. Чувство юмора,
острота взгляда на какое-то событие - все Богом данное. Трудно представить, чтобы в
театре одновременно существовало такое созвездие актеров, как Папанов, Тенин,
Весник, Менглет, Лепко... А в театре Сатиры все это было. Плюс у нас царила
атмосфера доброты, потому что юмор не соседствует с коварством и злостью.
Сейчас в спектаклях нашего театра задействована в основном молодежь. Но это уже
совсем другой театр, не тот, который был тогда. Очень хочется, чтобы он был в
хороших руках, чтобы был качественный репертуар, а в зале - аншлаг!
Ну, а если говорить о нашем кино, хочется верить, что оно снова начинает
возрождаться. Чего, увы, я не могу сказать о театре. Конечно, есть какие-то
проблески, но...
-
Зоя Николаевна, приближается 1 апреля, День смеха. Наверняка у Вас, актрисы театра
Сатиры, есть веселые истории, связанные с вашим театром.[/b]
- В 40-е годы в нашем театре было два знаменитых комедийных актера: Владимир Хенкин -
очень смешной и талантливый, и Павел Поль - совершеннейший барин с необыкновенным
голосом. И когда началась война, Хенкин прибежал к Полю и кричит: «Паша, война
началась!» «А что я могу сделать, Володя?!» - отвечает Поль.
Ездили мы на гастроли в Магнитогорск. Думаю, всем известно, что такое
Магнитогорск. Какое там количество дыма! Спектакль мы играли на той стороне, где
дыма много, а жили там, где дыма было меньше. Едем мы со спектакля в гостиницу, и
неожиданно раздается голос Папанова: «Эх, скорей бы ночь прошла и снова за
работу».
А в «Кабачке»:
- Ты куда? - спрашивал меня пан Владек.
- Я ухожу. У меня сеанс. Иду позировать художнику.
- А для какой картины?
- «Клеопатра и змея», - отвечаю я.
- Хм, любопытно, а с кого он пишет Клеопатру?...