Светлова (Терентьева) Валентина Владимировна родилась 16 ноября 1949 года.
В 1975 году окончила Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина, в том же году
была принята в труппу Малого театра.
Из интервью Юлии Гончаровой с Валентиной Светловой, от 19 апреля 2006 года:
«Французская жена вождя пролетариата!»
Она не выходила из роли Крупской почти десять лет. «Честь» доносить образ
Надежды Константиновны Крупской до соотечественников выпала в 80-х годах прошлого
века актрисе Малого театра, заслуженной артистке России Валентине
Светловой.
- Я в роли Крупской снималась бесконечно! - отвечает на еще не заданный вопрос
Валентина Владимировна. - Больше года - «
Ленин в
Париже», потом телесериал «Ленин, страницы жизни» - двадцать восемь серий
режиссера Лисаковича. Ильича играл Николай Губенко. Когда позвали в третий фильм,
отказалась. Попробуй потом что-либо еще сыграть с лицом Крупской!
- Как удалось добиться такой «чести» в первый раз?
- Во-первых, на Крупскую я просто похожа, во-вторых, конечно, были кинопробы, и я
оказалась наиболее подходящей. Позвонили и сказали: давайте загранпаспорт делать
и поедете во Францию. Это была мечта. Я уже была во Франции артисткой мюзик-холла и
думала: боже, неужели я туда больше никогда не попаду? Видимо, то, чего ты очень
хочешь, к тебе обязательно приходит. Франция - вторая по значимости страна в моей
жизни. У меня последний муж француз. Сейчас старшая внучка учится там. В школе я
учила французский, а потом с мужем так навострилась, что говорила как на родном.
- Съемки в Париже были под контролем органов и партработников?
- У этого фильма звездный состав. Юткевич был настолько значимой фигурой, уже снял
несколько фильмов о Ленине, Герой Социалистического Труда, чего за ним следить?
Инессу Арманд играла известная французская актриса Клод Жад, очень красивая
женщина, любимая актриса Хичкока. Павел Кадочников играл Поля Лафарга, зятя
Маркса. Ленин - гениальный Каюров, тоже игравший вождя не единожды. А снимал мой
любимый оператор - Коля Немоляев.
Свободно в Париже шлялись по магазинам. Хотя в первый же день у меня украли все
деньги. Я лишь успела купить на улице дешевенький браслетик, украшенный монетками
с видами города. И сопостановщик Сергея Юткевича, режиссер Леонид Эйдлин, меня
первый месяц прикармливал. На съемки я приехала из Германии - роскошная, в красном
плаще и шляпе. Французские осветители прореагировали однозначно: «Если бы
Крупская была такая, как вы, то Ленин занимался бы совсем другим делом».
- Играть жену вождя было за честь или...?
- Вообще-то я была скорее диссидентски настроена. Тогда нельзя было покупать
никакие книги за границей, а уж тем более провозить. Газету «Русская мысль» я
читала прямо на полу в книжном магазине, чтобы никто не застукал. Накупила книг,
которые помогли понять революцию и весь этот ленинский сюжет совсем с другой
стороны. В результате стала вырисовываться картина того революционного кошмара:
как готовили переворот с девятисотых годов, как он не удался в 1905-м. Что это были за
люди и на какие деньги они существовали.
- Крупская, по-вашему, в истории фигура положительная?
- Всегда нужно найти что-то, чем можно оправдать свою героиню, ее поступки. Ленину
всегда было некогда, а ему приходило безумное количество писем. Крупская считала
своим долгом ни одно письмо не оставлять без внимания. Она с утра до ночи отвечала
на письма, с чем бы ни обращался человек. Это говорит об обязательности и
доброжелательности к людям.
- К роли Крупской я пришла уже взрослой, закаленной девушкой. Мама моя, балерина, и
папа, солист оперы Большого Владимир Гаврюшов, готовили меня к поступлению в
консерваторию. При этом я занималась балетом. Втайне от всех сама пошла на конкурс
в мюзик-холл, и меня приняли. Родители были в полуобморочном состоянии, а я сразу
уехала на гастроли. Стала ездить за границу, привозить подарки, это примирило их с
моим выбором. В 1967-м вся Москва была в афишах с моими фотографиями. Первая же
программа, в которой я участвовала, называлась «Сто и один день в Париже», потом
был «Монмартр». Когда я вышла замуж за известного футболиста Славу Амбарцумяна и
нам должны были дать квартиру, позвонил начальник «Спартака» Николай Петрович
Старостин и спросил: «Вы действительно такая красивая, как на афишах?» А я молодая
была, нахалка, ответила: еще лучше.
- Артистка и футболист?
- Мы были с выступлениями в Киеве. Туда же приехал «Спартак» играть с киевским
«Динамо». Была как бы творческая встреча. Так мы познакомились с Вячеславом
Амбарцумяном. В 1968-м родилась дочка Оля, это было для меня очень счастливое время,
Слава был лучшим футболистом года. Когда я была беременна, то первый раз в жизни
посетила стадион. «Лужники» были забиты полностью. Объявили номер 10 - Амбарцумян,
люди повскакивали с мест и, размахивая пиджаками над головой, стали орать. С него
буквально пуговицы срывали на сувениры. Тогда «Спартак» выигрывал все. В Большом,
когда любимая команда выигрывала, музыканты ставили на пюпитры маленький красный
флажок, проигрывала - черный.
- Как уживались две звезды?
- Я полностью отдала ему лидерство и очень страдала, когда он нас бросил. Ушел ради
солистки ансамбля Моисеева. Думала, что жизнь моя кончилась. Потом все наладилось.
Я еще три раза была замужем.
...Руководитель и основатель мюзик-холла Александр Конников углядел в Светловой
задатки актрисы. С его легкой руки она пошла поступать сразу в несколько
театральных училищ и прошла конкурс во всех. Щепкинское было выбрано по простой
причине - там изначально лежали документы, а перекидывать их куда-либо было уже
сложно. Правда, о данной случайности Светлова не жалеет:
- Я училась у Николая Александровича Анненкова. После учебы меня взяли в Малый
театр, что может быть лучше? Папа всегда говорил: «Валечка, существуют только
Большой и Малый театры, все остальное - клубы».
- Учиться было тяжело?
- Нет, но приходилось зарабатывать деньги. Я стала диктором на телевидении. Вела
праздничные передачи по первому каналу. Руководитель дикторского отдела Игорь
Кириллов меня уговаривал остаться, предполагал большое будущее, но я выбрала
театр. В Малом я начала с Софьи в «
Горе от ума». Потом была
Федра, Хозяйка Медной горы, Екатерина I и другие. Кстати, Софью я играла очень
долго, пятнадцать лет. Вместе с Виталием Соломиным - исполнителем роли Чацкого.
Любимая роль - Дунечки в «Холопах». Самый красивый спектакль - «Сказка о царе
Салтане», в котором я играю царицу. К сожалению, идет он редко, из-за сложных
декораций: коршун летает, бочка плывет... Я иду играть этот спектакль как на
праздник. Сейчас играю в «Чайке» с лучшими актерами Малого - Ириной Муравьевой,
Юрием Соломиным, Александром Михайловым.
- Мюзик-холл, кино, театр, а что же личная жизнь?
- Тоже была. Я два раза выходила замуж за дипработников. С одним из них нас
познакомил Иосиф Кобзон со словами: «Виталик, ты просил, я нашел тебе все, что есть
лучшее в Москве». Я так надеялась, что наконец-то будет семья, но не получилось...
Через две недели после развода я познакомилась с главным мужчиной в моей жизни, с
Пьером. Это был 1989 год. Моя подруга позвала меня развеяться на выставку
фотографий. К нам присоединилась знакомая переводчица, а с ней француз. После мы
часа три сидели в ресторане. Я рассказывала про внучку, бабушкой я стала в 36 лет,
про предстоящие гастроли в Новосибирске. С утра неожиданно позвонил Пьер,
пригласил позавтракать, подарил букет и сказал: «Я предлагаю вам быть моей
женой».
- Вот так, с ходу?
- Да. Мы встречались в Москве, потом я опять прилетела в Париж. Пьер привел меня
домой, вдруг вспыхнул свет, и я увидела везде цветы и свои фотографии. Я на улице,
дома, маленькая на горшке, у мамы на руках, пропалываю морковку, в роли, на пробах.
Он тайком стащил детские карточки из семейного архива. Пьер показал мне, как
женщина может себя реально почувствовать любимой и счастливой. Открыл мир с
высоты своего положения. Он далеко не бедный человек, очень интересный и
образованный. Так Франция еще раз появилась в моей жизни.
- К бывшим французский муж не ревновал?
- Когда узнал, что мой первый муж футболист, то организовал матч между ветеранами
французской сборной и сборной СССР. В основном это было сделано для Славы.
- Пьер постоянно пытался помогать мне, моей семье и всем знакомым. Но у нас принято
держать марку. Я сама шила платья из крепдешина и приезжала в Париж, играя роль
богатой красавицы, садилась за рояль, пела и сражала французов этим наповал. Я
очень хорошо говорю по-французски.
...Пьер купил в Париже квартиру специально с видом на русскую церковь. Подарок
Пьера - белый рояль, на нем подарок Валентины - набор хохломы.
- Как ухаживают французы?
- Нашим мужикам надо учиться писать письма, излагать свои мысли. Когда Пьер уезжал
от меня в Париж, то оставлял подарки в разных уголках квартиры и, следуя его
инструкциям по телефону, я находила в кармане шубы духи, в столовых приборах -
кольцо, в ящике с бельем еще что-нибудь, а под подушкой - письмо: «Ты мое счастье, я
никогда тебя не брошу, весь мир к твоим ногам...»
- Сказка закончилась...
- Виновата я сама, точнее, театр. Это то, на что положена вся жизнь, с шести лет.
Оставить сцену, уехать во Францию и быть просто женой для меня невозможно. Сегодня
нехватку творчества на подмостках я выплескиваю в архитектурные проекты,
ремонты, часто мысленно я перестраиваю квартиры всех знакомых. Разучиваю стихи,
новые музыкальные произведения... Рядом лес, речка - красота. Вот хожу, гуляю, держу
себя в форме для будущих ролей. Дай Бог, чтобы они были - а уж я-то к ним всегда
готова.