Николс - тогда еще известный, как Михаил Игорь Печковский - родился в Берлине,
Германия, в семье немки Бригитты Ландау и русского Игоря Николаевича Печковского.
Он и его немецко-русская семья из-за своих еврейских корней сочла лучшим покинуть
страну в 1939-ом, из-за проблем с нацистами. В 1944-ом Михаил уже был
натурализовавшимся гражданином США. В пятидесятых он обучался в университете
Чикаго; в то же время он начал работать в импровизационном комедийном проекте с
«Compass Players»; именно тогда и была заложена основа будущего «The Second City». Через
некоторое время Николс создал собственную программу «Midnight Special», посвященную в
основном музыке, в стиле фолк; работал он на радиостанции WFMT.
Свою первую самостоятельную комедийную группу Николс создал совместно с Элайн
Мэй; вдвоем они работали в ночных клубах и на радио; ими было выпущен ряд записей, в
дальнейшем ставших просто бестселлерами. Мэй и Николса приглашали в различные
телешоу; на определенном этапе они даже обзавелись собственным бродвейским шоу -
режиссировал его Артур Пенн. Помогал им в их нелегком труде чикагский пианист
Марти Рубенштейн, ведущий телешоу «В гостях у Марти» («Marty’s Place»). Специфические
особенности характеров и внутренние трения (достигшие своего апогея в постановке
пьесы «A Matter of Position» по сценарию Мэй и с Николсом в главной роли) привели к тому, что
в 1961-ом пара разошлась, занявшись индивидуальными проектами. Впрочем, им
доводилось в дальнейшем вновь сходиться - так, Мэй писала сценарии к таким
режиссерским проектам Николса, как «
Клетка
для пташек» («Birdcage») и «
Основные
цвета» («
Primary Colors»).
Вновь они выступали вдвоем в день инаугурации президента Джимми Картера и в
нью-хэвенской постановке классической пьесы «Кто боится Виржинии Вульф?» («Who’s
Afraid of Virginia Woolf?») с Джеймсом Ноутоном и Свузи Куртц.
В 1963-ом Николса выбрали на роль режиссера произведения Нила Саймона «Босиком в
парке» («Barefoot In The Park»). Именно тогда Майк окончательно понял, что именно в
профессии режиссера наилучшим образом проявляются все его таланты. Пьеса Саймона
в постановке Николса стала блокбастером, выдержав 1530 постановок. После этого Майк
поставил - а в некоторых случаях и спродюсировал - еще целую уйму бродвейских
хитов, в частности под авторством Саймона. Николсу достался целый ряд театральных
наград, в том числе - премия «Тони» в категории «Лучшая режиссура» за семь
различных постановок.
Кинорежиссурой Николс занялся в 1966-ом, сняв «Кто боится Виржинии Вульф?»; картина
в дальнейшем была номинирована на «Оскар». В 1967-ом вышел самый крупный его
кинопроект к настоящему моменту, «
Выпускник» («
The Graduate»); именно за него
Майк получил «Оскар» в категории «Лучший Режиссер». Работа в качестве режиссера
над фильмами «
Эпилог» («
Wit») 2001-го
и «
Ангелы в
Америке» («
Angels in
America») принесли Николсу премии «Эмми».
Николс вёл колонку в «The Huffington Post»; он также являлся одним из основателей
актерской мастерской «The New Actors Workshop» в Нью-Йорке; более того, Майк иногда там даже
преподавал.
В последнее время его усилия в основном были сконцентрированы на кинорежиссуре;
большинство его работ были призваны показать зрителям, в насколько больном и
запутанном мире они живут.
Женат Майк был четыре раза. Четвёртым браком женат на тележурналистке Дайен
Сойер, работающей на телеканале ABC , с которой обвенчался в апреле 1988-го.
Майк Николс скончался 19 ноября 2014 года, на 84-м году жизни от остановки сердца.
Николс - один из немногих деятелей культуры, который является обладателем вообще
всех главных наград в развлекательной индустрии США - он девять рад получал
премию Tony Award, присуждаемую за достижения в области театра, "Эмми", "Грэмми", он
обладатель музыкальной премии Grammy, телевизионной премии Emmy, "Золотого глобуса",
"Оскара".