Роми Шнайдер (нем. Romy Schneider; настоящее имя Розмари Магдалена Альбах-Ретти, нем.
Rosemarie Magdalena Albach-Retty; 1938 - 1982) - австрийская киноактриса, звезда австрийского,
немецкого и французского кино.
Детство. Семья
Роми Шнайдер родилась 23 сентября 1938 г. в Вене в семье популярной австрийской и
немецкой кинозвезды Магды Шнайдер и австрийского актёра-аристократа и самого
известного плейбоя Вены Вольфа Альбаха-Ретти. Их встреча на одной из съемочных
площадок завершилась стремительным и бурным романом, перешедшим в
кратковременный брак.
Розмари была единственным ребёнком в семье. Когда Роми было 4 года, родители
развелись, девочку отдали в интернат, где она получила хорошее образование.
В 1953 году она окончила Колледж "Голдштейн" под Зальцбургом (Австрия).
Начало. «Роми Шнайдер» и Сисси
В 1953 году 15-летняя Розмари Альбах начала сниматься в кино вместе с матерью, Магдой
Шнайдер (мелодрамы Курта Гоффмана «Когда вновь расцветает белая сирень», «
Фейерверк» и др.). Красивую девушку заметили и зрители, и кинокритики.
Псевдоним ’Роми Шнайдер’ стал известен австрийской публике в 1955 году: под этим
именем начинающая актриса исполнила роль Сисси - юной императрицы Австро-Венгрии
Елизаветты, жены Франца Иосифа, в костюмной мелодраме Эрнста Маришки «Юные годы
королевы». Эта роль принесла актрисе огромную популярность на родине, и за три
последующие года Маришка снял три сиквела - «Сисси», «Сисси, юная императрица» и
«Сисси, судьба императрицы».
В том же ключе - «высокие» чувства, выспренние диалоги и потоки слез - была сделана
и еще одна их лента, «Немецкий господин». У героини фильма «Китти и большой мир»
(1956) даже имя напоминало зрителю о Сисси, а в ленте Роберта Сьодмака «
Катя,
некоронованная царица» (1960) Роми сыграла «русский» вариант придворной мелодрамы.
Сама актриса позже называла своих круглолицых австрийских героинь «венскими
булочками».
Французская карьера
Типичной венской мелодрамой был и первый французский фильм Роми «Кристин», на
съемках которого начался ее роман с Аленом Делоном , обсуждавшийся зрителями и
прессой больше, чем фильмы и роли актрисы.
В 1959 Роми Шнайдер, бросив едва начавшуюся успешную кинокарьеру, покидает родину и
родителей и уезжает в Париж к Делону, на тот момент мало кому известному актеру.
Несмотря на помолвку, они так и не обвенчались: говорят, Делон, опасаясь навсегда
остаться «мужем Роми Шнайдер», испугался той власти, которую Роми начала брать
над ним. «Я жил с двумя Роми. Одну из них я безумно любил. Вторую так же безумно
ненавидел», - откровенничал он после их разрыва.
Тем временем Роми, отчаявшись дождаться законного брака с Делоном, возвращается в
кино. Она снимается во Франции, Германии, принимает приглашение из Голливуда.
Всегда мечтавшая о большой семье и детях, она делает несколько абортов. Ее личная
трагедия, пережитые ею страдания, придает ее игре размах. Уже никто не говорит о
том, что ее удел - пустые и слезливые костюмные мелодрамы. Ее огромные гонорары
позволяют каждую неделю летать на выходные к Делону, который снимался в это время
в Италии. Они проводили два-три, наполненных безумной страстью дня, и она снова
улетала оплакивать свое одиночество.
За 5 лет, что Роми прожила с Делоном, в значительных кинопроектах совместно они не
участвовали (если не считать небольшой роли Шнайдер в «
На ярком
солнце» Клемана), зато сыграли в театральной постановке Лукино Висконти «Как
жаль ее развратницей назвать». Именно Висконти сделал из неё настоящую
драматическую актрису. Позднее Роми сыграет в двух фильмах этого итальянского
классика (новелла «Работа» в альманахе «Боккаччо’70» (1962) и «
Людвиг» (1972), где она вновь
сыграет Елизавету Австрийскую).
В 1963 г. Делон разорвал отношения с Роми. Тяжело переживая разрыв, она пыталась
покончить жизнь самоубийством. А Делон женился на Натали Бартолеми (которая была
на 5-м месяце беременности), о чём Роми узнала из газет.
Успех
Французская кинокарьера Шнайдер по-настоящему началась с успеха фильма Алена
Кавалье «
Поединок на острове» (1961). Затем она работает с Пьером Гранье-Дефером («
Поезд», «
Женщина в окне»), Клодом Соте («
Мелочи жизни», «
Сезар и Розали», «
Макс и
жестянщики», «
Мадо»), Клодом Шабролем («
Невинные с грязными руками»), снимается у английских и
американских режиссеров: в «
Процессе» Орсона Уэллса, «
Кардинале» Отто Преминджера, «Тройном кресте» Теренса Янга.
К середине 70-х Роми становится одной из ведущих актрис Франции, о чем
свидетельствуют две премии «Сезар»: в 1975 - за роль в фильме Анджея Жулавского «
Главное -
любить» и в 1978 - за работу в фильме Клода Соте «Простая история /
У каждого свой шанс». Следует также отметить, что в 1975 главного «Сезара»
был удостоен фильм Робера Энрико «
Старое ружье», где
также играла Шнайдер.
Шнайдер была не просто очаровательной женщиной. Она была бесконечно талантлива.
Лучшие фильмы были своеобразным откликом на ее личную жизнь. Поэтому так
пронзительно сыграны роли в «
Бассейне» (La Piscine, 1969) (с А.
Делоном), «
Поезде» (Le Train, 1973) (с Трентиньяном), «Старом ружье» (Le Vieux Fusil, 1975) (с Ф.
Нуаре), выше всяких похвал маленькая роль в фильме Клода Миллера «
Под предварительным следствием» (Garde A Vue,
1981). А сколько «автобиографического» в картине А. Жулавского «
Главное - любить» (Limportant Cest Daimer, 1974), за которую Шнайдер получила премию
«Сезар».
Личная жизнь
Первым законным супругом Роми стал в 1966 актёр и драматург Харольд Хаубеншток,
известный в мире кино под псевдонимом Гарри Мейен («
Тройной
крест»). Ему был 41 год, ей - 27, и мать опять была против. От него в 1967 году Роми
родила долгожданного сына Давида. После трех лет благополучного брака муж не смог
простить ей согласия стать партнершей Делона в фильме «
Бассейн» (1969): слишком искренне
счастливой выглядела Роми в любовных сценах, к тому же в прессе появились
фотографии Делона и Шнайдер, обнимающихся за пределами съемочной площадки.
Вскоре (в 1973 г.) они с Харольдом развелись. А в 1979 году он повесился в своей квартире
в Гамбурге.
Второй муж актрисы - её личный секретарь и подающий большие надежды молодой
драматург - итальянец Даниэль Бьязини, был на 8 лет младше ее. Сразу после свадьбы,
состоявшейся 18 декабря 1975, судьба словно бы взялась испытывать Шнайдер на
прочность: всего через неделю после церемонии Роми и Даниэль попали в
автомобильную аварию, на пятом месяце беременности у Шнайдер случился выкидыш. В
июле 1977 г. Роми на седьмом месяце новой беременности делают кесарево сечение и
малышка Сара Магдалена два месяца находится в инкубационном боксе. Через два года
после свадьбы они развелись.
Но поистине трагическим для Роми Шнайдер стало лето 1981, когда погиб ее 14-летний
сын Давид. Возвращаясь из школы и, как обычно, перелезая через ограду, он сорвался
и напоролся на ее металлические колья. Мальчик скончался в больнице, не приходя в
сознание. Роми впала в депрессию, стала злоупотреблять алкоголем. Тем не менее она
снялась в фильмах «
Под предварительным следствием» и «
Прохожая из Сан-Суси».
Через год, незадолго до премьеры нового фильма «
Прохожая из Сан-Суси» с её участием, Роми Шнайдер была найдена мёртвой в
своей парижской квартире. В ночь с 29 на 30 мая 1982, в возрасте 43 лет она умерла от
разрыва сердца. По настоянию родственников вскрытия не проводилось, и официально
было заявлено, что Шнайдер умерла «от сердечного приступа». Не удивительно, что
сразу возник слух, что она покончила жизнь самоубийством, наглотавшись
снотворного, который активно муссируется до сих пор.
Дочь Роми и Даниэля Бьязини - Сара Бьязини - впоследствии также стала
киноактрисой.
Посмертная слава
За прошедшие годы все, связанное с Роми Шнайдер, превратилось в миф - миф столь же
ценный для европейцев, как для американцев миф Мэрилин Монро. О Шнайдер сняты
фильмы и написаны книги.
На аукционах за баснословные деньги продаются ее личные вещи: от носовых платков
до предметов мебели из ее дома. Изображение актрисы появляется на почтовых
марках, во Франции вручается премия ее имени самой выдающейся актрисе года.
Современные историки кино рассматривают карьеру Шнайдер как вектор развития
всего европейского кино: от пафосных, глянцевых 50-х, через бунтарские 60-е, к
либеральным и прогрессивным 70-м. Все эти этапы кинематографа отражены в
творчестве Шнайдер как в зеркале времени, вглядываясь в которое мы видим истоки
всех нынешних традиций и прообразы современных героев.
В память об актрисе с 1990 г. в Австрии вручается телевизионная премия «Роми». В 2009 г.
вышел автобиографический телефильм "Роми", где её играет Джессика Шварц.
В 2011 году ожидается выход фильма компании «Warner Brothers» под названием «Женщина как
Роми» с Ивонной Каттерфельд в заглавной роли.
(С использованием материалов зарубежных сайтов. Перевод:
Lisochek )