Детство
Лилиан Малкина родилась 14 июля 1938 года в Таллине. В детства она очень любила балет.
Но для осуществления мечты стать балериной было одно серьезное препятствие -
природная полнота. В хореографическое училище ее, семилетнюю девочку, взяли с
условием обязательно похудеть. Увы, ей это не удалось, и спустя пять с половиной
лет Лилю отчислили.
А еще девочка мечтала стать... клоуном. Но как им стать, если в Таллине не было
цирка?! И с этой мечтой пришлось распрощаться. И тогда Лилиана занялась спортом.
Девушка показывала неплохие результаты в волейболе, метании диска, прыжках в
высоту...
Амплуа
Увлечение кино и театром началось у Лилианы также в детские годы. Как-то в семь лет
она впервые увидела фильм «Золушка». Именно там она впервые увидела великую Фаину
Раневскую в роли мачехи. Восхищенная девочка тогда заметила, что будет играть, как
эта тетенька...
По окончании школы Лилиан Малкина поступила в Ленинградский Театральный
институт имени А.Н. Островского. Уже тогда определилось ее амплуа. Лилиана была
полной девушкой со смешной внешностью, низким голосом и редкими зубами. С такими
характеристиками нечего рассчитывать на роли лирических героинь. Так Лилиан
Малкина стала характерной, комедийной актрисой, как ее кумир Фаина Раневская.
60-е годы. Театр
В 1960 году Лилиан Малкина окончила театральный институт, была принята в
Таллиннский русский драматический театр. На сцене этого театра она сыграла роль,
которую впоследствии назвала в числе своих самых любимых, - художницу Ви Тоболт в
спектакле «Орфей спускается в ад» Теннеси Уильямса.
Однако в Таллиннском драмтеатре актриса долго не задержалась. В 1964 году Лилиан
перешла в Ленинградский Театр драмы и комедии «На Литейном». Наиболее заметной ее
работой здесь была роль министра финансов в «Тележке с яблоками» Бернарда Шоу.
Затем с 1966 по 1967 год работала в Ленинградской областной филармонии.
Наконец в 1968 году актрису приняли в труппу московского Потешного театра
«Скоморох», которым руководил Геннадий Иванович Юденич. Об этом театре стоит
рассказать отдельно. Спектакли «Скомороха» были синтезом маскарада, эстрады,
клоунады и драматического искусства. Начальству этот «антисоветский» театр
пришелся не по душе, и труппе пришлось не легко, но Лилиан Соломоновна вспоминает
о том времени с огромным удовольствием: «Нас гоняли, Фурцева выслала нас в
Иркутск, где мы были полгода. Потом уехали в Гомель, откуда нас выгнали в Минск. Из
Минска мы опять приехали в Москву. Это было замечательно... Где мы только не были,
куда нас только не кидала судьба! Кто-то давал нам зал Дома Пионеров на Птичьем
рынке, кто-то помогал деньгами... Но нам было все очень интересно, мы были молодые и
веселые...»
Дебют в кино
В кино Лилиан (или как ее все звали Лиля) Малкина дебютировала довольно поздно. Ей
было уже тридцать лет, когда режиссер Ролан Быков пригласил ее на роль... бабушки, в
свою комедию «Внимание, черепаха!»
Произошло это после того, как распался театр «Скоморох». Полтруппы поехали в
Ленинград, показываться в различные театры, а другая половина (а среди них и
Малкина) осталась в Москве. Актеры выступили со спектаклем в учебном театре
одного из институтов, а после выступления к Малкиной подошел Ролан Быков.
Режиссер попросил Лилю спеть песню «Орлята учатся летать». Она спела, и Быков
сказал ей: «Все, будешь у меня сниматься в роли учительницы пения». Лилиан не
поверила и уехала в Таллин. Там ее и настигла телеграмма с вызовом на фильм
«Внимание, черепаха!». Правда, совсем на другую роль.
С возрастной ролью тридцатилетняя актриса справилась великолепно. Всем
запомнилась ее боевая спортивная бабушка. И это при том, что роль была совсем не
главной.
Фильм был высоко оценен, - на Московском кинофестивале он получил Главный приз в
разделе детских фильмов. Но главное - он завоевал всенародную любовь, и до сих пор
пользуется у зрителей популярностью.
Королева эпизода
После успеха в комедии «Внимание, черепаха!» Лиля Малкина снялась в небольшой
роли таперши в детском приключенческом фильме «
Хуторок в
степи», а затем исчезла с экранов на целых семь лет. В это время она играла в
московском Театре драмы и комедии на Таганке (1970-1971 годы) и в ленинградском театре
Комедии имени Н.П. Акимова (1972-1980 годы).
Возвращение в кино состоялось в 1977 году. Сергей Бондарчук, приступая к картине «
Степь» по
одноименной повести А.П. Чехова, долгое время не мог определиться с
исполнительницей роли еврейки Розы. После того, как была перепробована уже добрая
сотня актрис, и возникла кандидатура Малкиной. А предложил ее актер Григорий
Ронинсон, хорошо знавший Лилю.
Актриса признается: «Я поначалу очень боялась Бондарчука. Все говорили, что он
неинтересный режиссер, постоянно орет и так далее. Все оказалось совсем наоборот.
Он показал себя очень интеллигентным режиссером, с ним было абсолютно спокойно и
легко».
В дальнейшем Лиля Малкина снималась в кино не очень часто, исполняя, как правило,
небольшие характерные роли. Сама актриса к этому относится философски и с долей
самоиронии: «А кто бы мне дал главную роль? Я же толстая и смешная...» Зато какие это
были роли! Ее персонажи неизменно вызывали восторг у зрителей. Это и разбойница
Фрида в мюзикле Евгения Гинзбурга «Остров погибших корабле», и профессорша
Побияхо в историческом сериале Леонида Белозоровича «Белые одежды», и старая
монахиня в мюзикле Евгения Гинзбурга «Руанская дева по прозвищу пышка» (по
рассказам Ги де Мопасана).
Роль монашки стала для
Лили Малкиной большой неожиданностью. Ей, обладавшей хулиганским характером (в
хорошем смысле этого слова), и роли доставались соответствующие. И вдруг - монашка!
Когда Евгений Гинзбург предложил ей сыграть этот персонаж, она безумно удивилась.
Но режиссер объяснил: «Знаешь что, у моей монашки должен быть блядский глаз!»
Хулиганка и матерщинница[/b]
Хулиганство - было и остается любимой манерой игры Лили Малкиной. Абсолютно
раскрепощенная, некомплексующая по поводу своей внешности, обладающая
гениальным чувством комичного, она легко и непринужденно входила в свои роли.
В жизни Лиля Малкина совершенно такая же. Коллеги назвали ее «королевой мата». Она
признается: «Я действительно материлась, матерюсь, да так и умру, наверное, с матом
и сигаретой в руке. Но если бы этот мат был злым, все было бы иначе. Он у меня как
междометие, поэтому все смеются, когда я матерюсь».
Тем не менее, непокладистую актрису, матерщинницу и правдорубку не каждый из
режиссеров готов был терпеть у себя в труппе, вот и приходилось Лиле менять
театры. В 1980 году она перешла в театр имени Ленсовета, а в 1984 - стала актрисой
Ленинградского государственного театра «
Эксперимент».
Зато Лилю Малкину всегда любили друзья и коллеги. Её приняли в свой дом такие
великие женщины как Фаина Раневская, Анна Лисянская и Татьяна Окуневская,
характеры которых были тоже не из легких.
Отъезд в Чехию[/b]
В 1992
году Лиля Малкина решила покинуть Россию. Своим новым местом жительства она
избрала Прагу. Почему она решилась на такой шаг? Актриса рассказывает, что отъезд
был вызван целым рядом причин: «Тем, что моя семья (сестра с племянником) уехала
в Израиль, тем, что мне надоел антисемитизм, мне надоело ходить за визами, мне
надоело играть - я как-то себя исчерпала. И еще причины личного характера».
В Прагу Лиля Малкина уехала одна - к тому времени она была уже
разведена (актриса была замужем за Александром Векслиным - заведующим
постановочной частью в театре «
Эксперимент»),
детей у нее не было. Уезжая, она была уверена, что с актерской деятельностью
покончено раз и навсегда. «Получу пенсию, пойду билетером в театр», - думала
актриса. Но все повернулось иначе.
Работа за рубежом и в России[/b]
Сразу же после приезда Малкина попала в актерскую агентуру, и вскоре ее утвердили
на небольшую роль во французском фильме «Джорджино». Затем последовало
приглашение в театр на роль свахи Енте в мюзикле по Шолом-Алейхему «Скрипач на
крыше». Неожиданно для себя Лиля Малкина в шестьдесят лет стала звездой пражской
сцены. Посыпались приглашения от антреприз и кинорежиссеров.
В 1995 году Лиля Малкина сыграла роль тёти Тамары в трагикомедии Яна Сверака «
Коля». В 1997 году
картина была удостоена высшей награды - «Оскара» за лучший иноязычный фильм. К
слову сказать, Малкина появилась в ней всего на несколько минут - с сигаретой в
руке и своим непременным матом. Однако образ «русской бабушки» пришелся по душе
чешским зрителям, к слову сказать, не отличающимся особой любовью ко всему
русскому.
Актриса стала необыкновенно востребованной. В последующие годы она снималась в
картинах чешских, шведских, датских, немецких, французских кинорежиссеров...
В 2002 году о Лиле Малкиной вспомнили и в России. После долгого перерыва она вновь
появилась на отечественном экране. Режиссер Дмитрий Светозаров пригласил ее на
роль Этель, сестру главного героя в сериал «
По имени
Барон». Эта работа принесла ей приз фестиваля телевизионного кино «Сполохи» в
Архангельске за лучшую роль второго плана.
В 2004 году Дмитрий Светозаров, восхищенный игрой актрисы, вновь пригласил ее в свой
новый сериал - «
Три цвета
любви» (первоначальное название - «Семидесятники») на роль тетки Карпинского.
Актриса по-прежнему живет в Праге. Она говорит, что уже давно освоилась здесь,
Прага напоминает ей ее родной Таллин...